Принц Модерна: лучшие творения Виктора Вальдовского-Варганека

Архитектор оставил в Астрахани особый след
В развитии города особое значение имеет личность. Ничуть не теряло актуальности это утверждение и в века минувшие: возможно, было даже более насущным нежели сейчас. Потому как ещё в XIX веке Астрахань активно отстраивалась, всё ещё закладывался так называемый «фундамент», являющийся ныне историческим центром. Важной частью той системы были архитекторы, ведь без них этого великолепия просто не было бы.
Сегодня речь пойдёт о талантливой личности с не самой простой судьбой: работая на стыке эпох, он был не любим по каким-то причинам ни белой, ни красной властью, долгое время работал на весьма низкой должности, а в результате отдал жизнь из-за своей деятельности (и вины архитектора в том не было). Но всё это никоим образом не делает его менее великим, менее значимым для Астрахани человеком.
Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек родился 10 января 1873 года в Волынской губернии, на территории современной Украины. В 15 лет он поступает в Одесскую рисовальную школу и общеобразовательное училище при ней, а через два года, в 1889-м, переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, где весьма успешно проходит обучение: в 1897/98 учебном году Вальдовский был удостоен Малой серебряной медали, а в следующем – Большой.
Стоит отметить, что училище это и тогда, и сейчас было престижным учебным заведением: к моменту обучения Виктора Брониславовича выпускниками его являлись И.И. Шишкин, А.М. Васнецов, А.Н. Новиков, а также другие художники и архитекторы, оказавшие влияние на развитие российского искусства.
По выпуске из училища, в 1900 году, приказом губернатора М.А. Газенкампфа наш герой был утверждён архитектором Управления калмыцким народом и назначен исполняющим обязанности младшего архитектора строительного отделения Астраханского губернского правления. Можно сказать, что эта должность для него станет роковой: практически всю свою жизнь в Астрахани (собственно, оставшуюся часть своей жизни) Виктор Брониславович проведёт именно в этом статусе, несмотря на свой вклад в самобытность астраханской архитектуры.
Практически за 20 лет работы в Астрахани, Вальдовским лично ли или под его наблюдением был построен не один десяток зданий. Виктор Брониславович был одним из тех, кто привёз в наш город модерн – архитектурный стиль, активно развивавшийся в конце XIX-начале ХХ века.
Архитектуре модерна присущи отказ от классических линий в пользу более декоративных и использование новых для того времени материалов (железобетона, металла, стекла), в чём вы убедитесь, рассматривая работы Вальдовского.
К некоторому сожалению, мы остановимся лишь на нескольких, наиболее значимых и видных работах архитектора, и, с ещё большим сожалением, сразу отметим, что некоторые из них уже безвозвратно потеряны.
Одними из первых воплощенными в жизнь заказами Вальдовского стали частные и купеческие домовладения. В 1906 году строятся дом братьев Афтандильянц (улица Ленина, 8) и армянская богадельня (Набережная 1 мая, 119).
Братья Афтандильянц были известными в городе купцами азербайджанского происхождения, и дом их являет собой пример так называемой традиционной купеческой усадьбы с лавками на первом этаже, жилой частью – на втором, и складскими помещениями во внутреннем дворе.
В богадельне же, которая так же считается работой Виктора Брониславовича, просматриваются черты модерна (если вам представится случай проходить мимо неё, обратите внимание на не совсем обычную форму окон, в особенности верхнего этажа, купола, проезды во двор).
Ещё через год Виктор Брониславович строит дом с типографией купцу В.И. Скаблинскому (улица Михаила Аладьина, 13).
В наше время зданию присвоен статус памятника архитектуры федерального значения, и едва ли можно поспорить с тем, что столь высокая оценка была незаслуженной. Эта работа выглядит куда более смело и свободно, в ней гораздо серьёзнее пробиваются черты всё ещё необычного для провинции модерна.
В следующем 1908 году начинается более ответственная для Виктора Брониславовича, как человека служащего, работа. Это здание казачьего Офицерского собрания на Николо-Часовенной улице (ныне улице Чалабяна, 16).
Строительство здания было поручено Вальдовскому ещё по приезде в наш город, в 1900 году. Стоит отметить, что уже через год проект и смета были составлены, однако момент начала строительства затянулся на несколько лет. При своей внешней сдержанности, вероятно в силу предназначения здания, оно определённо обладает запоминающимся видом.
Казачество, судя по всему, осталось довольным постройкой, и Виктору Брониславовичу ещё во время работы над собранием поступает новый заказ — на строительство здания Казачьего войскового правления (улица Ахматовская, 7). Оно было построено к 1907 году на месте некогда находившегося там купеческого флигеля.
В этой работе архитектор уже совсем не скупился на украшение здания. Оно по праву считается образцом деловой постройки в стилизованных формах ренессансной архитектуры. Величественное трёхэтажное здание богато украшено лепниной на фасаде и во внутреннем убранстве. Само правление располагалось на втором и третьем этажах, а первый был традиционно отдан под магазин. В настоящее время здание принадлежит Астраханскому музею-заповеднику, в нём представлена экспозиция Музея боевой славы.
Следующие два творения Виктора Брониславовича, заметим сразу, вы уже не найдёте, ввиду того, что они были утрачены в советское время, но, к счастью, остались фотографии и описания, отчего сожаление об их утрате, пожалуй, лишь усиливается.
В 1909 году по заказу владельцев пароходного общества «Кавказ и Меркурий» Вальдовский строит электрический театр, получивший название «Модерн», и название это как нельзя лучше подходило под его описание. Здание отличает переливчатость форм, выраженная асимметрия, причудливые орнаменты, обилие лепнины, деталей и проёмов. Здесь были представлены три купола различных форм, кирпичные и оштукатуренные поверхности, а на углу улиц находилась приземистая башня с флагштоком – кинотеатр больше походил на сказочный замок в центре Астрахани.
Внутреннее убранство ничуть не уступало экстерьеру. Трудно сказать, что больше привлекало посетителей: немые фильмы или же само место, в котором они демонстрировались. Кроме того, внутри расположился настоящий зимний сад. Известный астраханский промышленник Г.Е. Нюнин подарил театру коллекцию растений, разместившуюся в фойе театра. Также фойе украшал бассейн с фонтанами и большое количество витражей.
Театр был признан «первым в России по красоте и изяществу»
Ежедневно здесь играл симфонический оркестр Астраханского казачьего войска или оркестр пожарной охраны, давали концерты и приезжие артисты. При театре была собственная электростанция для освещения помещений, их отопления и работы вентиляторов. В своём первозданном виде здание простояло до 50-х годов ХХ века, когда его решили подвергнуть реконструкции.

Кинотеатр «Октябрь» в 50-е годы XX века
Пальмам, росшим в фойе, якобы уже не хватало места, и под этим предлогом здание было полностью перестроено, получив совершенно иной облик и название – «Октябрь». Ещё через двадцать лет здание снова подверглось реконструкции и получило тот вид, в котором мы знаем «Октябрь» сейчас.
Стоит отметить, что Виктор Брониславович не ограничился постройкой лишь одного электрического театра. Через два года он строит собственный театр, получивший название «Иллюзион». Но это не тот «Иллюзион», который расположен по сей день на Ахматовской; интересующий нас позже был переименован в «Вулкан».
Это было здание в стиле эклектики с сильным влиянием модерна. Оно имело просторное фойе, зал на пятьсот зрителей, вращающуюся сцену. После революции здание у Вальдовского было изъято, и с начала 20-х годов в нём расположился клуб национальных меньшинств. В 1928 году там открывается Театр татарской драмы, не получивший большого успеха: труппа была набрана из любителей, а основное население города в то время не имело ни большого желания к посещению культурных мероприятий, ни должного уровня образования. Так, под разными названиями и разной юрисдикцией театр проработал несколько десятилетий, после чего там открылся Театр музыкальной комедии, просуществовавший ещё меньше. В шестидесятых в здании некогда находившегося там электрического театра открылся Театр юного зрителя, работающий и по сей день, только с небольшой поправкой. В начале семидесятых театр закрыли на реконструкцию и под этим предлогом снесли здание Виктора Брониславовича. Было построено новое, со входом со стороны улицы Мусы Джалиля, в котором и сегодня располагается ТЮЗ.
Наконец, венцом творений Вальдовского-Варганека в Астрахани можно считать здание купеческой биржи (Красная набережная, 1) на стрелке Волги и Кутума, в котором сейчас находится Дворец бракосочетаний. Биржи на том месте стояли ещё с 1870 года, и все строились из дерева, что не способствовало их долговечности. Полтора века тому назад Волга вела себя куда серьёзнее в Астрахани: сильнее разливалась, иногда случались штормы. Деревянные постройки от этого сильно страдали.
Изначально Вальдовский не должен был принимать никакого участия в строительстве новой биржи. Был объявлен конкурс: составление проекта здания и сметы было заказано трём другим астраханским архитекторам – К.К. Домонтовичу, Ф. Корягину и А.С. Малаховскому. Виктор Брониславович принял участие в конкурсе по собственной инициативе, не получив за это ни копейки – другим архитекторам было заплачено по 200 рублей за работу. При тайном же голосовании лучшим был признан именно проект Вальдовского, по которому и была построена новая биржа.
Она являлась и, к нашему счастью, является одним из образцов архитектуры модерна в городе: необычные оконные проёмы и рамы, сама довольно необычная форма здания. Располагаясь в непосредственной близости к воде, оно будто бы напоминает корабль: выделяющаяся на фоне основной части башня – словно мачта; большой балкон, подчёркивающий «палубу», во втором этаже; обилие круглых окон; шпили, напоминающие флагштоки, на куполах.
Победу проект Виктора Брониславовича одержал, вероятно, не только в силу своей красоты – он был ещё и относительно недорогим: при всей изящности здания, при строительстве не было использовано дорогих материалов. Естественно, открытие такого здания не могло обойтись без широкого празднования. В связи с этим примечателен один случай, говорящий о личности архитектора. На торжественном открытии присутствовала вся местная знать, слова благодарности лились в сторону губернатора, управляющих и прочих важных людей. Вероятно, досталось и самому Вальдовскому, но стоит отметить, что только он тогда произнёс тост за рабочих, мастеров и техников, без которых то событие просто не состоялось бы.
Ещё одной важной для города работой Виктора Брониславовича стало здание Русско-Азиатского банка на перекрёстке улиц Никольской и Фиолетова. Стоит сказать, что именно строительством этого здания Вальдовский не занимался. Первое упоминание о каком-либо здании на этом месте появилось ещё в 1845 году, а во второй половине XIX века по проекту другого известного астраханского архитектора К.К. Домонтовича был построен дом купца Н.П. Григорьева. В 1910 году в этом здании должен был расположиться Русско-Азиатский банк, и в честь такого события Виктору Брониславовичу было заказано перестроить здание, что заняло два года. Переделано оно было в духе эклектики — естественно, не без влияния модерна (обилие лепнины и других декоративных элементов). Отдельного внимания заслуживают символы губернии на фасаде со стороны Никольской.
В начале 1990-х здесь разместился кукольный театр. Отметим, что это здание находится в весьма хорошем состоянии, чем славятся дома на этой улице в принципе. Очередная реконструкция самого здания и внутренних помещений Театра кукол состоялась совсем недавно.
К этому моменту Виктор Брониславович проработал в Астрахани уже чуть более десяти лет, однако находился всё на той же должности — исполняющего обязанности младшего архитектора строительного отделения губернского правления. Неоднократно он пытался повысить этот статус, но по каким-то неясным причинам оказывался в немилости властей города. В 1914 году наш герой в очередной раз подал прошение быть назначенным на должность губернского архитектора — в ответ на это губернатором И.Н. Соколовским была составлена следующая характеристика:
«Нравственных качеств удовлетворительных. Погоня за наживою и алчность к деньгам толкают на всевозможные предприятия до устройства кафе-шантанов. Вечно обременён долговыми обязательствами. Как работник до казённого дела слаб. Легкомысленен и в проектах, и в постройке. Требует постоянного, бдительного за собою надзора».
Стоит ли как-то комментировать это, в принципе?
Уже оказавшись в Астрахани, Виктор Брониславович был женат, вскоре стал отцом троих детей и, само собой разумеется, такую не самую маленькую семью содержать было непросто, а находясь на должности исполняющего обязанности младшего архитектора, это и вовсе удавалось с трудом. По этой причине Вальдовский работал также в Управлении калмыцким народом и Губернской чертёжной, а также держал собственное архитектурное бюро. О «легкомысленности» в проектах и постройке и вовсе не хочется говорить. Более того, буквально через два года, тот же губернатор Соколовский дал Вальдовскому вполне себе положительную характеристику об «усердной службе и отличном поведении».
Тем временем, на страну надвигалась революция. После Февраля Соколовский со своими сподвижниками был арестован, и губернатором назначен атаман И.А. Бирюков, что было на руку Виктору Брониславовичу – они были довольно близко знакомы, да и Бирюков куда больше уважал работу архитектора. Революция страну всё же настигла – в Астрахани самые страшные события разворачивались уже в феврале 1918, когда установилась власть советов.
Вальдовский не стал покидать страну и остался работать в городе. Им был построен стеклянный саркофаг над братской могилой жертв революции в Братском саду, который «ввиду его обветшалости», пришлось снести через два года. Виктор Брониславович успел принять участие в конкурсе в рамках проекта Ленинского плана монументальной пропаганды. Однако всё это было прервано весьма печальной чередой событий.
1919 год для Астрахани выдался очень тяжёлым: эпидемия тифа, резкое сокращение выработки соли и пострадавший от этого рыбный промысел, катастрофическая нехватка продовольствия с последующим урезанием пайка – всё это привело к народным волнениям. 10 марта состоялся десятитысячный митинг рабочих с экономическими и политическими требованиями. Митинг перерос в восстание: рабочими был разоружён ряд военных подразделений, разгромлены партийные комитеты. Большевикам всё же удалось взять ситуацию под свой контроль, и восстание было подавлено силой к 13 марта.
В митинге принимали участие и рабочие бюро Вальдовского – их задержали ещё 10-го числа. Сам Виктор Брониславович пошёл спасать их в Особый отдел, что стоило ему жизни. Явившись туда, он сразу привлёк внимание сотрудников отдела. В их глазах архитектор, естественно, был элементом неблагонадёжным: недвижимость в собственности, цементно-бетонное производство, бюро с наёмными рабочими. Виктор Брониславович был сразу же задержан, в его доме прошёл обыск, в пользу новой власти было изъято всё имущество – недвижимость и нажитые 17000 рублей. К этому же моменту по городу был составлен «Список буржуев, подлежащих расстрелу», в котором Вальдовский значился вторым. 15 марта 1919 года Виктор Брониславович был расстрелян без предъявления какого-либо конкретного обвинения.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек, уж позвольте так выразиться, был одним из тех, кто сделал весьма и весьма большой вклад в развитие нашего города. Одним из тех, кто привнёс в архитектуру города любимую им эклектику и модерн. Без него у нас не было бы здания биржи, нынешнего кукольного театра, Музея боевой славы и других архитектурных памятников. Увы, часть его шедевров уже не вернуть, и это лишний повод сильнее беречь оставшееся. И память о нём, к счастью, жива – осенью прошлого года, как раз-таки на здании биржи, была открыта памятная табличка в его честь.
Гуляйте больше по нашему городу, наблюдайте за прекрасными творениями, всматривайтесь в детали — ведь именно с этого начинается сохранение самобытной Астрахани.