АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Вечерний базар: и такое было в Астрахани

      24.08.2022
      0
    • Астрахань: перекресток культур и место толерантности

      10.08.2022
      0
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Николай Миловидов: судьба архитектора

      12.07.2022
      1
    • Принц Модерна: лучшие творения Виктора Вальдовского-Варганека

      06.07.2022
      8
    • «Аркадия»: история райского сада из Астрахани

      26.05.2022
      0
    • Драмтеатр

      Астраханская культура в годы войны

      06.05.2022
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      27.01.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      27.01.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      27.01.2023
      0
    • Выставки

      27.01.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      27.01.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      27.01.2023
      0
    • Киноафиша

      27.01.2023
      0
    • Афиша на неделю

      23.01.2023
      0
    • Афиша на выходные

      27.01.2022
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Павел Руднев: «С “холодным носом” спектакли не смотрят»

      28.09.2022
      3
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • Петровский след: где в Астраханской области найти маяк

      28.07.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Чайка как искусство: кукольный опыт в драматической постановке

      18.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Арбузный кремль и другие шедевры карвинга от Натальи Сенкевич

      01.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

  • Когда мы были студентами: астраханские артисты вспоминают, с чего же все началось

  • Артистизму здесь место! О театральных курсах и творческих занятиях в Астрахани

  • Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

  • Балет Игоря Моисеева приедет на гастроли в Астрахань со специальной программой

АКИстории
Home›АК›Принц Модерна: лучшие творения Виктора Вальдовского-Варганека

Принц Модерна: лучшие творения Виктора Вальдовского-Варганека

Александр Циманович
06.07.2022
1651
8

Архитектор оставил в Астрахани особый след

В развитии города особое значение имеет личность. Ничуть не теряло актуальности это утверждение и в века минувшие: возможно, было даже более насущным нежели сейчас. Потому как ещё в XIX веке Астрахань активно отстраивалась, всё ещё закладывался так называемый «фундамент», являющийся ныне историческим центром. Важной частью той системы были архитекторы, ведь без них этого великолепия просто не было бы.

Сегодня речь пойдёт о талантливой личности с не самой простой судьбой: работая на стыке эпох, он был не любим по каким-то причинам ни белой, ни красной властью, долгое время работал на весьма низкой должности, а в результате отдал жизнь из-за своей деятельности (и вины архитектора в том не было). Но всё это никоим образом не делает его менее великим, менее значимым для Астрахани человеком.

Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек родился 10 января 1873 года в Волынской губернии, на территории современной Украины. В 15 лет он поступает в Одесскую рисовальную школу и общеобразовательное училище при ней, а через два года, в 1889-м, переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, где весьма успешно проходит обучение: в 1897/98 учебном году Вальдовский был удостоен Малой серебряной медали, а в следующем – Большой.

Стоит отметить, что училище это и тогда, и сейчас было престижным учебным заведением: к моменту обучения Виктора Брониславовича выпускниками его являлись И.И. Шишкин, А.М. Васнецов, А.Н. Новиков, а также другие художники и архитекторы, оказавшие влияние на развитие российского искусства.

По выпуске из училища, в 1900 году, приказом губернатора М.А. Газенкампфа наш герой был утверждён архитектором Управления калмыцким народом и назначен исполняющим обязанности младшего архитектора строительного отделения Астраханского губернского правления. Можно сказать, что эта должность для него станет роковой: практически всю свою жизнь в Астрахани (собственно, оставшуюся часть своей жизни) Виктор Брониславович проведёт именно в этом статусе, несмотря на свой вклад в самобытность астраханской архитектуры.

Практически за 20 лет работы в Астрахани, Вальдовским лично ли или под его наблюдением был построен не один десяток зданий. Виктор Брониславович был одним из тех, кто привёз в наш город модерн – архитектурный стиль, активно развивавшийся в конце XIX-начале ХХ века.

Архитектуре модерна присущи отказ от классических линий в пользу более декоративных и использование новых для того времени материалов (железобетона, металла, стекла), в чём вы убедитесь, рассматривая работы Вальдовского.

К некоторому сожалению, мы остановимся лишь на нескольких, наиболее значимых и видных работах архитектора, и, с ещё большим сожалением, сразу отметим, что некоторые из них уже безвозвратно потеряны.

Одними из первых воплощенными в жизнь заказами Вальдовского стали частные и купеческие домовладения. В 1906 году строятся дом братьев Афтандильянц (улица Ленина, 8) и армянская богадельня (Набережная 1 мая, 119).

Братья Афтандильянц были известными в городе купцами азербайджанского происхождения, и дом их являет собой пример так называемой традиционной купеческой усадьбы с лавками на первом этаже, жилой частью – на втором, и складскими помещениями во внутреннем дворе.

В богадельне же, которая так же считается работой Виктора Брониславовича, просматриваются черты модерна (если вам представится случай проходить мимо неё, обратите внимание на не совсем обычную форму окон, в особенности верхнего этажа, купола, проезды во двор).

Ещё через год Виктор Брониславович строит дом с типографией купцу В.И. Скаблинскому (улица Михаила Аладьина, 13).

В наше время зданию присвоен статус памятника архитектуры федерального значения, и едва ли можно поспорить с тем, что столь высокая оценка была незаслуженной. Эта работа выглядит куда более смело и свободно, в ней гораздо серьёзнее пробиваются черты всё ещё необычного для провинции модерна.

В следующем 1908 году начинается более ответственная для Виктора Брониславовича, как человека служащего, работа. Это здание казачьего Офицерского собрания на Николо-Часовенной улице (ныне улице Чалабяна, 16).

Строительство здания было поручено Вальдовскому ещё по приезде в наш город, в 1900 году. Стоит отметить, что уже через год проект и смета были составлены, однако момент начала строительства затянулся на несколько лет. При своей внешней сдержанности, вероятно в силу предназначения здания, оно определённо обладает запоминающимся видом.

Казачество, судя по всему, осталось довольным постройкой, и Виктору Брониславовичу ещё во время работы над собранием поступает новый заказ — на строительство здания Казачьего войскового правления (улица Ахматовская, 7). Оно было построено к 1907 году на месте некогда находившегося там купеческого флигеля.

В этой работе архитектор уже совсем не скупился на украшение здания. Оно по праву считается образцом деловой постройки в стилизованных формах ренессансной архитектуры. Величественное трёхэтажное здание богато украшено лепниной на фасаде и во внутреннем убранстве. Само правление располагалось на втором и третьем этажах, а первый был традиционно отдан под магазин. В настоящее время здание принадлежит Астраханскому музею-заповеднику, в нём представлена экспозиция Музея боевой славы.

Следующие два творения Виктора Брониславовича, заметим сразу, вы уже не найдёте, ввиду того, что они были утрачены в советское время, но, к счастью, остались фотографии и описания, отчего сожаление об их утрате, пожалуй, лишь усиливается.

В 1909 году по заказу владельцев пароходного общества «Кавказ и Меркурий» Вальдовский строит электрический театр, получивший название «Модерн», и название это как нельзя лучше подходило под его описание. Здание отличает переливчатость форм, выраженная асимметрия, причудливые орнаменты, обилие лепнины, деталей и проёмов. Здесь были представлены три купола различных форм, кирпичные и оштукатуренные поверхности, а на углу улиц находилась приземистая башня с флагштоком – кинотеатр больше походил на сказочный замок в центре Астрахани.

Внутреннее убранство ничуть не уступало экстерьеру. Трудно сказать, что больше привлекало посетителей: немые фильмы или же само место, в котором они демонстрировались. Кроме того, внутри расположился настоящий зимний сад. Известный астраханский промышленник Г.Е. Нюнин подарил театру коллекцию растений, разместившуюся в фойе театра. Также фойе украшал бассейн с фонтанами и большое количество витражей.

Театр был признан «первым в России по красоте и изяществу»

Ежедневно здесь играл симфонический оркестр Астраханского казачьего войска или оркестр пожарной охраны, давали концерты и приезжие артисты. При театре была собственная электростанция для освещения помещений, их отопления и работы вентиляторов. В своём первозданном виде здание простояло до 50-х годов ХХ века, когда его решили подвергнуть реконструкции.

Кинотеатр «Октябрь» в 50-е годы XX века

Пальмам, росшим в фойе, якобы уже не хватало места, и под этим предлогом здание было полностью перестроено, получив совершенно иной облик и название – «Октябрь». Ещё через двадцать лет здание снова подверглось реконструкции и получило тот вид, в котором мы знаем «Октябрь» сейчас.

Стоит отметить, что Виктор Брониславович не ограничился постройкой лишь одного электрического театра. Через два года он строит собственный театр, получивший название «Иллюзион». Но это не тот «Иллюзион», который расположен по сей день на Ахматовской; интересующий нас позже был переименован в «Вулкан».

Это было здание в стиле эклектики с сильным влиянием модерна. Оно имело просторное фойе, зал на пятьсот зрителей, вращающуюся сцену. После революции здание у Вальдовского было изъято, и с начала 20-х годов в нём расположился клуб национальных меньшинств. В 1928 году там открывается Театр татарской драмы, не получивший большого успеха: труппа была набрана из любителей, а основное население города в то время не имело ни большого желания к посещению культурных мероприятий, ни должного уровня образования. Так, под разными названиями и разной юрисдикцией театр проработал несколько десятилетий, после чего там открылся Театр музыкальной комедии, просуществовавший ещё меньше. В шестидесятых в здании некогда находившегося там электрического театра открылся Театр юного зрителя, работающий и по сей день, только с небольшой поправкой. В начале семидесятых театр закрыли на реконструкцию и под этим предлогом снесли здание Виктора Брониславовича. Было построено новое, со входом со стороны улицы Мусы Джалиля, в котором и сегодня располагается ТЮЗ.

Наконец, венцом творений Вальдовского-Варганека в Астрахани можно считать здание купеческой биржи (Красная набережная, 1) на стрелке Волги и Кутума, в котором сейчас находится Дворец бракосочетаний. Биржи на том месте стояли ещё с 1870 года, и все строились из дерева, что не способствовало их долговечности. Полтора века тому назад Волга вела себя куда серьёзнее в Астрахани: сильнее разливалась, иногда случались штормы. Деревянные постройки от этого сильно страдали.

Изначально Вальдовский не должен был принимать никакого участия в строительстве новой биржи. Был объявлен конкурс: составление проекта здания и сметы было заказано трём другим астраханским архитекторам – К.К. Домонтовичу, Ф. Корягину и А.С. Малаховскому. Виктор Брониславович принял участие в конкурсе по собственной инициативе, не получив за это ни копейки – другим архитекторам было заплачено по 200 рублей за работу. При тайном же голосовании лучшим был признан именно проект Вальдовского, по которому и была построена новая биржа.

Она являлась и, к нашему счастью, является одним из образцов архитектуры модерна в городе: необычные оконные проёмы и рамы, сама довольно необычная форма здания. Располагаясь в непосредственной близости к воде, оно будто бы напоминает корабль: выделяющаяся на фоне основной части башня – словно мачта; большой балкон, подчёркивающий «палубу», во втором этаже; обилие круглых окон; шпили, напоминающие флагштоки, на куполах.

Победу проект Виктора Брониславовича одержал, вероятно, не только в силу своей красоты – он был ещё и относительно недорогим: при всей изящности здания, при строительстве не было использовано дорогих материалов. Естественно, открытие такого здания не могло обойтись без широкого празднования. В связи с этим примечателен один случай, говорящий о личности архитектора. На торжественном открытии присутствовала вся местная знать, слова благодарности лились в сторону губернатора, управляющих и прочих важных людей. Вероятно, досталось и самому Вальдовскому, но стоит отметить, что только он тогда произнёс тост за рабочих, мастеров и техников, без которых то событие просто не состоялось бы.

Ещё одной важной для города работой Виктора Брониславовича стало здание Русско-Азиатского банка на перекрёстке улиц Никольской и Фиолетова. Стоит сказать, что именно строительством этого здания Вальдовский не занимался. Первое упоминание о каком-либо здании на этом месте появилось ещё в 1845 году, а во второй половине XIX века по проекту другого известного астраханского архитектора К.К. Домонтовича был построен дом купца Н.П. Григорьева. В 1910 году в этом здании должен был расположиться Русско-Азиатский банк, и в честь такого события Виктору Брониславовичу было заказано перестроить здание, что заняло два года. Переделано оно было в духе эклектики — естественно, не без влияния модерна (обилие лепнины и других декоративных элементов). Отдельного внимания заслуживают символы губернии на фасаде со стороны Никольской.

В начале 1990-х здесь разместился кукольный театр. Отметим, что это здание находится в весьма хорошем состоянии, чем славятся дома на этой улице в принципе. Очередная реконструкция самого здания и внутренних помещений Театра кукол состоялась совсем недавно.

К этому моменту Виктор Брониславович проработал в Астрахани уже чуть более десяти лет, однако находился всё на той же должности — исполняющего обязанности младшего архитектора строительного отделения губернского правления. Неоднократно он пытался повысить этот статус, но по каким-то неясным причинам оказывался в немилости властей города. В 1914 году наш герой в очередной раз подал прошение быть назначенным на должность губернского архитектора — в ответ на это губернатором И.Н. Соколовским была составлена следующая характеристика:

«Нравственных качеств удовлетворительных. Погоня за наживою и алчность к деньгам толкают на всевозможные предприятия до устройства кафе-шантанов. Вечно обременён долговыми обязательствами. Как работник до казённого дела слаб. Легкомысленен и в проектах, и в постройке. Требует постоянного, бдительного за собою надзора».

Стоит ли как-то комментировать это, в принципе?

Уже оказавшись в Астрахани, Виктор Брониславович был женат, вскоре стал отцом троих детей и, само собой разумеется, такую не самую маленькую семью содержать было непросто, а находясь на должности исполняющего обязанности младшего архитектора, это и вовсе удавалось с трудом. По этой причине Вальдовский работал также в Управлении калмыцким народом и Губернской чертёжной, а также держал собственное архитектурное бюро. О «легкомысленности» в проектах и постройке и вовсе не хочется говорить. Более того, буквально через два года, тот же губернатор Соколовский дал Вальдовскому вполне себе положительную характеристику об «усердной службе и отличном поведении».

Тем временем, на страну надвигалась революция. После Февраля Соколовский со своими сподвижниками был арестован, и губернатором назначен атаман И.А. Бирюков, что было на руку Виктору Брониславовичу – они были довольно близко знакомы, да и Бирюков куда больше уважал работу архитектора. Революция страну всё же настигла – в Астрахани самые страшные события разворачивались уже в феврале 1918, когда установилась власть советов.

Вальдовский не стал покидать страну и остался работать в городе. Им был построен стеклянный саркофаг над братской могилой жертв революции в Братском саду, который «ввиду его обветшалости», пришлось снести через два года. Виктор Брониславович успел принять участие в конкурсе в рамках проекта Ленинского плана монументальной пропаганды. Однако всё это было прервано весьма печальной чередой событий.

1919 год для Астрахани выдался очень тяжёлым: эпидемия тифа, резкое сокращение выработки соли и пострадавший от этого рыбный промысел, катастрофическая нехватка продовольствия с последующим урезанием пайка – всё это привело к народным волнениям. 10 марта состоялся десятитысячный митинг рабочих с экономическими и политическими требованиями. Митинг перерос в восстание: рабочими был разоружён ряд военных подразделений, разгромлены партийные комитеты. Большевикам всё же удалось взять ситуацию под свой контроль, и восстание было подавлено силой к 13 марта.

В митинге принимали участие и рабочие бюро Вальдовского – их задержали ещё 10-го числа. Сам Виктор Брониславович пошёл спасать их в Особый отдел, что стоило ему жизни. Явившись туда, он сразу привлёк внимание сотрудников отдела. В их глазах архитектор, естественно, был элементом неблагонадёжным: недвижимость в собственности, цементно-бетонное производство, бюро с наёмными рабочими. Виктор Брониславович был сразу же задержан, в его доме прошёл обыск, в пользу новой власти было изъято всё имущество – недвижимость и нажитые 17000 рублей. К этому же моменту по городу был составлен «Список буржуев, подлежащих расстрелу», в котором Вальдовский значился вторым. 15 марта 1919 года Виктор Брониславович был расстрелян без предъявления какого-либо конкретного обвинения.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек, уж позвольте так выразиться, был одним из тех, кто сделал весьма и весьма большой вклад в развитие нашего города. Одним из тех, кто привнёс в архитектуру города любимую им эклектику и модерн. Без него у нас не было бы здания биржи, нынешнего кукольного театра, Музея боевой славы и других архитектурных памятников. Увы, часть его шедевров уже не вернуть, и это лишний повод сильнее беречь оставшееся. И память о нём, к счастью, жива – осенью прошлого года, как раз-таки на здании биржи, была открыта памятная табличка в его честь.
Гуляйте больше по нашему городу, наблюдайте за прекрасными творениями, всматривайтесь в детали — ведь именно с этого начинается сохранение самобытной Астрахани.

Александр Циманович

К предыдущей записи

Наталья Татаринцева: «Благородное дело — служить литературе»

К следующей записи

«Мальчик мой»: Алексей Дуганов привез в Астрахань ...

В продолжение темы

  • Музыка на траве
    АК

    «Музыка на траве» возвращается в мае! Программа 2022

    05.05.2022
    Редактор
  • АК

    В Астрахани пройдут гастроли Донбасс Оперы. Программа

    02.09.2019
    Анастасия Степанова
  • АКМы театралыТворческие люди

    Изабелла Козинская: философия театра в декорациях

    15.02.2019
    Наталья Соболева
  • АК

    Более 20 тысяч астраханцев насладились искусством

    05.11.2016
    Анастасия Степанова
  • АК

    Путешествие в дельту Волги, или экотуризм по-астрахански

    28.08.2017
    Анастасия Степанова
  • АКИнтересно

    Им не чуждо: трогательные истории известных астраханцев

    25.10.2021
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • ART&ФактыМы театралы

    Искусство грима: 5 шагов к театральному превращению

  • ART&ФактыАКЛицаТворческие люди

    Ирина Букоткина: Радость – в мелочах, а счастье – рядом

  • ИнтересноНастроение AПрогулки по городу

    Где можно поймать вдохновение? Советы от Ирины Букоткиной

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Тоня, Приёмка, Путина и несколько других приятных сердцу слов

    Об их значениях — наш материал

Культурная мама

  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.