АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Вечерний базар: и такое было в Астрахани

      24.08.2022
      0
    • Астрахань: перекресток культур и место толерантности

      10.08.2022
      0
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Николай Миловидов: судьба архитектора

      12.07.2022
      1
    • Принц Модерна: лучшие творения Виктора Вальдовского-Варганека

      06.07.2022
      8
    • «Аркадия»: история райского сада из Астрахани

      26.05.2022
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      30.01.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      30.01.2023
      0
    • Афиша на неделю

      30.01.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      30.01.2023
      0
    • Выставки

      30.01.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      30.01.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      30.01.2023
      0
    • Киноафиша

      30.01.2023
      0
    • Афиша на выходные

      27.01.2022
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Павел Руднев: «С “холодным носом” спектакли не смотрят»

      28.09.2022
      3
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • Петровский след: где в Астраханской области найти маяк

      28.07.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Чайка как искусство: кукольный опыт в драматической постановке

      18.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Арбузный кремль и другие шедевры карвинга от Натальи Сенкевич

      01.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Василий Данилец: Для меня музыка – это радость и счастье

  • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

  • Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

  • Когда мы были студентами: астраханские артисты вспоминают, с чего же все началось

  • Артистизму здесь место! О театральных курсах и творческих занятиях в Астрахани

АКЛица
Home›АК›Елена Усачёва: «В нашей литературе много незанятых ниш»

Елена Усачёва: «В нашей литературе много незанятых ниш»

Анна Кочергина
22.08.2022
852
0

Елена Усачёва – писатель, журналист, сценарист, член Московской организации Союза писателей России. А ещё она постоянный гость АстраЛитФеста – Международного литературного фестиваля для детей и молодёжи, который вот уже дважды проходил в Астрахани. Корреспонденты пресс-центра библиотеки им. Б. Шаховского поговорили с Еленой Александровной о запретных темах в детской литературе, ярких современных авторах, комиксах и многом другом.

– С момента публикации вашей первой книги прошло двадцать лет. Как вы считаете, какие главные изменения произошли в детской и подростковой литературе за это время?

– Двадцать лет назад мы писали, собственно, для детей и подростков, а сейчас первые читатели большинства наших книг – взрослые. Сменился вектор литературы: сегодня все детские книги в первую очередь читают родители (и сразу начинают осуждать автора, если он неправильно воспитывает их детей). Как сейчас практически нет детского и подросткового кино, а есть фильмы для семейного просмотра, так и детские книги уже адресуются в том числе и взрослым – чтобы те, в частности, вспомнили себя в детстве, стали лояльнее и спокойнее относились к своим детям.

– Если продолжать разговор об изменениях, можно отметить такой перекос: в западной литературе за эти двадцать лет появился большой объём текстов на темы, которые у нас остаются стигматизированными (гомосексуализм, инцест, домашнее насилие и пр.). Как вы считаете, переломится ли ситуация в ближайшие годы? И что для этого должно произойти?

– Эти темы ещё не приняты социумом и в полной мере не разработаны, поэтому в произведения русской прозы они должны входить аккуратно, не отпугнув потенциального читателя. Нужно чётко понимать, как далеко мы можем зайти в раскрытии идеи, как показать ту или иную проблему, которую не принято обсуждать, и, наконец, как эту проблему решить. В нашем обществе ещё нет чётко сформированного отношения к тому же гомосексуализму. Мы не можем донести до ребёнка, хорошо это или плохо, потому что у любой медали две стороны. Такая неопределённость приводит к тому, что книги сначала выходят, а потом их начинают запрещать. Но, кстати, в нашей литературе есть тексты на все эти темы: и про насилие в семье (в том числе сексуальное), и про гомосексуализм («Шутовской колпак» Дарьи Вильке, например) – просто они бывают не вполне удачно воплощены.

– А в одном из интервью вы говорили, что у вас нет времени читать современную детскую литературу…

– Соврала! Всегда с большим удовольствием читаю своих друзей, например, Эдуарда Веркина. Уверена, что он самый сильный, самый интересный отечественный писатель. Когда на Землю упадёт метеорит, а потом прилетят инопланетяне и начнут всё раскапывать, они узнают, что мы жили в эпоху Веркина, как 200 лет назад люди жили в эпоху Пушкина. «Облачный полк», «Мертвец», «Кошки ходят поперёк», «Друг-апрель» – всё это очень хорошие книги.

– Однако ваши собственные произведения написаны совершенно в ином ключе. По большей части это страшилки и ужастики. Писатель Сергей Седов как-то заметил, что детям нравится бояться, им необходим «витамин страха». А есть ли какие-то правила, как пугать детей?

– Разумеется, и это особенно заметно, когда «страшная» книга написана не детским автором, а просто хорошо пишущим человеком. Есть абсолюты, которых нужно придерживаться при создании произведения для детей. Вводя персонажа в ужас, его нужно потом терапевтически вывести из этого состояния. Герой должен победить свой страх, понять его суть, и тогда читатель вместе с ним благополучно выйдет из проблемной ситуации. Писать нужно не столько ради того, чтобы испугать, сколько чтобы объяснить, что такое страх, как он формируется и как от него избавиться.

– Помимо терапии, во всех ваших книгах есть мораль, и вы сами признаётесь, что в вас сидит неистребимый педагог. А могут ли хорошие тексты для детей быть внеморальными или даже непедагогичными? Даниил Хармс и Артур Гиваргизов – это ведь совершенно непедагогичные авторы, но дети их обожают.

– В произведениях и Хармса, и Гиваргизова присутствует, прежде всего, игровой момент в восприятии текста. Или взять Григория Остера: его тексты строятся от противного, это такие перевёртыши, которые показывают детям ситуацию со стороны, чтобы они посмотрели на неё по-другому, чему-то научились и сделали выводы. Опять же, эта игра помогает ломать какие-то установки, как это происходит, скажем, у Сергея Седова в «Сказках о маме». Мне кажется, в этом и заключается педагогичность.

– О педагогике вы знаете не понаслышке, поскольку сами работали учителем. Послужил ли кто-нибудь из подопечных прототипом для ваших героев?

– Мне очень нравится преподавать. В силу некоторых обстоятельств я ушла из школы, но потом десять лет вела сценарное мастерство в театрально-художественном колледже на курсе «Дизайн в анимационном кино», а затем в Высшей школе экономики у комиксистов. Что касается прототипов… У меня такая манера работы – подсматривать за кем-то. Любая история начинается с персонажа, которого я когда-то где-то увидела. Я могу даже стащить его имя и фамилию, однако характер всё равно будет развиваться в формате придуманной мной истории. Первые мальчишки, с которыми я работала, часто становились прототипами моих героев. А вообще, я писатель легко ранимый, поэтому всех, кто меня обижал, я вставляла в книжку и убивала на третьей странице. (Смеётся.)

– Во время вашего выступления (на II Международном литературном фестивале для детей и молодежи. – «АстраКульт») вы сказали, что хотели бы попробовать себя в жанре комиксов, а также упомянули фильм «Майор Гром», который снят по российскому комиксу. Чем вызван ваш интерес к этому жанру? И как вам, кстати, сама картина?

– Я фанат жанрового кино. Люблю, например, детектив именно за его детективную линию, а не за самокопание главного героя; люблю комедию за её комедийность, без выпадения в какие-то побочные сферы. Мне кажется, что «Майор Гром» – это идеальная приключенческая история, с чётко выстроенным сюжетом и блестящей аркой героя. В фильме затрагиваются классические темы и проблемы: изменение характера персонажа, переход от неприятия своих коллег и близких до полного к ним доверия. Здесь всё выдержано, и главный злодей тоже очень хорош. Знаю, многие упрекают «Грома» в том, что он якобы копирует американский фильм «Джокер». Я не согласна. Просто это довольно избитый ход; у всех приключенческих фильмов есть какие-то клише. Понятно, что российские художники находятся под некоторым влиянием западных тенденций, поэтому идеи перекликаются.

– Вы бы хотели создать комикс для детей или же выбрать социальную тематику, как в «Майоре Громе»?

– На этот вопрос сейчас сложно ответить, потому что я не могу предугадать, чем захочу заниматься в будущем. В российской литературе, как, в принципе, и в любой другой творческой сфере, есть много незанятых ниш. В то время как Европа и Америка потратили десятилетия на разработку той или иной темы и потом подарили миру прекрасные образчики литературы на тему, например, буллинга или принятия подростком себя и своего тела, мы пытаемся перескочить этот период развития, сходу что-то скопировать и повторить успех нашумевшего произведения. Конечно, начинать всегда лучше с пародий и эпигонства, но в таких текстах обязательно должно быть что-то понятное и близкое каждому россиянину.

– Вы начинали как сценарист программы «Спокойной ночи, малыши!». Потом были сценарии к мультфильмам «Фиксики», совместный с Эдуардом Веркиным сценарий к фильму «Улица победителей»… Какое место этот жанр занимает в вашей жизни сейчас?

– Чем дальше, тем более значительное. Хотя между художественной прозой и сценарием – пропасть. Прозаическое произведение создать гораздо легче. Книга рождается из полёта фантазии: что пришло в голову, то и пишешь. В сценарии же обязательно должны быть завязка, раскрытие характера героя, конфликт, и если ты не придерживаешься этой схемы, то ничего не получится. Сценарий не предполагает вариативности, потому что ты пишешь его для зрителя, а вход зрителя в историю происходит по определённым законам: в нём должны родиться любопытство, сочувствие, эмпатия – и так до самого катарсиса. Чтобы упасть лицом в этот катарсис, тебя должны провести по всем шаблонам. Толстой не любил Шекспира за шаблонность, и действительно, автора шаблоннее Шекспира ещё поискать. Но мы же не видим эти кубики, из которых он складывал историю, – и рыдаем над смертью незнакомой нам дурочки Джульетты. Но в плохом сценарии эти клише заметны, всё шито белыми нитками и узелочки торчат.

– Сценарии для мультфильмов тоже пишутся по строгой схеме?

– Конечно. Взять тех же «Фиксиков»: это сериал, и у него, как у любого другого сериала, много сценаристов, но у каждой серии он свой. Я написала две серии «Фиксиков» – «Протез» и «Цепная реакция». Там всё рассчитано буквально по секундам: на нужном количестве знаков должно произойти то-то и то-то. Сейчас пишу сценарии для «Детского радио», и там тоже всё очень строго: пять минут – 4200 знаков, за которые должны произойти те или иные события. Соответственно, сокращаешь, убираешь и от творчества переходишь к чёткой работе мастера.

– Наверное, сценарий – это всё-таки больше про заработок, а литература – про дело жизни, душу, мечту… Вы как-то признались, что у вас есть мечта «написать книгу века». Приблизились ли вы к её исполнению?

– Скажу больше: эта книга уже написана. Правда, пока не издана. Я назвала её «Егор, внук Егора», и она о Вахте Памяти, о поисковиках, которые ведут раскопки на местах боёв и ищут останки солдат и их личные вещи. Книга была написана, когда отмечалось 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Тогда звучало очень много лозунгов времён молодости наших родителей. Мне стало интересно, как эти призывы воспринимают современные ребята, которые обладают совершенно другим сознанием и живут совсем в другом мире. Что они ищут? Если раньше нужно было непременно как можно больше раскопать, стать лучшим отрядом, засветиться, то чем руководствуется нынешняя молодёжь, которая ни с кем не соревнуется, а участников этой войны зачастую видит только на парадах? Что они вообще знают о войне? То, что им сейчас показывают в кино – «Ржев», «28 панфиловцев» и так далее, – это просто глянцевая картинка. Девиз поисковиков – слова Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». Значит, она продолжается до сих пор. И наше восприятие этой войны совершенно не совпадает с восприятием её другими. В общем, безумно интересная тема. Издатель, найдись!

Беседовали Дарья КРАСНОВА, Виктория ИЛЬИНА и Анна КОЧЕРГИНА,
молодёжный пресс-центр при библиотеке им. Б. Шаховского


ДОСЬЕ

Елена Александровна Усачёва

Родилась 15 апреля 1975 года в Москве. Окончила МПГУ им. Ленина и Литературный институт им. А. М. Горького. Публиковалась в журналах «Новая юность», «Дружба народов», «Октябрь». Автор более сорока книг для детей и подростков. Участник российских и международных книжных выставок (Мадрид, Киев, Франкфурт-на-Майне, Гавана, Красноярск, Санкт-Петербург, Ереван, Тамбов и др.). Лауреат литературной премии им. Ершова, Всероссийского конкурса сценариев анимационных фильмов для детей, конкурса «Мы дети твои, Россия!», организованном журналом «Современная драматургия».


Если вы тоже хотите встречаться с интересными людьми и брать у них интервью, записывайтесь в молодёжный пресс-центр Шаховки (14-18 лет) или на курс «Основы журналистики» (18+). Телефон: +7 (903) 347-16-51

К предыдущей записи

Музейный дворик Догадинки вновь приглашает на арт-вечер

К следующей записи

Вечерний базар: и такое было в Астрахани

В продолжение темы

  • АК

    Алла Сидоренко: Искусство быть журналистом

    10.07.2018
    Анастасия Степанова
  • АК

    «Старая Астрахань»: увидите уникальные снимки в Братском саду

    21.07.2021
    Анастасия Степанова
  • АКМузеи

    Музейная Астрахань: история, культура, наследие

    27.02.2016
    Анастасия Степанова
  • АК

    Музей-заповедник подготовил серию мероприятий к дню рождения Астрахани

    16.09.2020
    Анастасия Степанова
  • АКФишки

    Особенности Астраханской рыбалки в с. Икряное

    11.10.2016
    Яна Третьякова
  • АК

    В Астрахани вновь зазвучит орган — и другие редкие инструменты

    07.08.2019
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • Зарисовки об АстраханиНастроение A

    Астрахань такая Астрахань! Несколько ярких примет

  • ART&ФактыЖивописная АстраханьТворческие люди

    Фантастические миры астраханских художников

  • ART&ФактыАКГлавнаяИнтересно

    Вечные ценности

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Тоня, Приёмка, Путина и несколько других приятных сердцу слов

    Об их значениях — наш материал

Культурная мама

  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.