Аура в доме Велимира

Из рубрики ART&ФАКТ
Совсем недавно команда АстраКульта заходила в гости в Дом-музей Велимира Хлебникова. На этот раз нашей целью стало не просто насладиться той самой – загадочной – аурой Велимира, но и запечатлеть ее во время фотоэкскурсии. Продемонстрируем наглядно, что значит быть на одной волне с поэтом-будетлянином. Здесь будут важны не только экспонаты музея, но и его «жители” (читать “сотрудники”). Необычные ракурсы, максимум воображения и настроение Велимира не оставят вас равнодушными (верим в это!).
Пустой музей неподвижен и монументален. Но как только в нём оказываются посетители – пространство оживает.

Заведующая Домом-музеем Серафима Каргашина рядом с Родословным древом семьи Хлебниковых
Зал Первый. Идея зала – Родословная Хлебниковых. Напомним, что Астрахань – родина предков поэта. Думные гласные, купцы, судовладельцы, Хлебниковы много сделали для процветания Астрахани, заслужили звание её потомственных почётных граждан. В экспозицию зала введены старинные литографии и открытки с видами Астрахани, родословное древо Хлебниковых, фотография фамильного склепа, копии семейных документов. «Хлебниковская коллекция» здесь представлена картой Астраханской губернии (собственность В.А. Хлебникова, отца поэта).

Научный сотрудник Дома-музея Ксения Корнилова с автопортретом В. В. Хлебниковой (1916-1917).
В этот период возвращение для Веры Хлебниковой в Астрахань из Италии ознаменовано резким переломом в творчестве молодой художницы. В Россию она вернулась с немалым художественным опытом за плечами. В суровые годы гражданской войны Астрахань находилась в центре военных действий на юге России. Работать приходилось в нелёгких условиях, зачастую не хватало красок – и Хлебникова сама их растирала. Негде было достать холст, взять бумагу – и Вера грунтовала листы фанеры… И творчество продолжалось.
В сложившихся условиях художница зачастую отдаёт предпочтение графике – так появляется серия работ, посвящённая Астрахани, а также автопортрет 1916-1917 года.

Научный сотрудник Дома-музея Мария Палкина. Позади — копия с рисунка С. К. Ботиева из серии «Хлебникова поле», 1900-е гг.
Четвертый зал – единственная комната в жизни поэта-странника. Её идея – творческая лаборатория Велимира. На стенах – копии хлебниковских рукописей, в которых прослеживается его словотворческий поиск от желания «свободно плавить славянские слова» до идеи «звёздного языка», призванного объединить человечество, его мысли о поэзии и науке.
В оформлении стен комнаты использованы фрагменты рукописей и рисунков Велимира, графических работ Степана Ботиева, макеты обложек «Доски судьбы» и «Зангези», «Звездная азбука» Велимира Хлебникова, воплощённая в макетах кубиков «Живописной азбуки» Петра Митурича. Именно здесь, в этой комнате, поэт создал ряд произведений с астраханской тематикой: поэму «Хаджи-Тархан», статью «Астраханская Джиоконда», рассказ «Есир», повесть «Ка» и т.д.

Ксения Корнилова и тень скульптуры “Велимир идущий”, С. К. Ботиев, 1900-е гг.
Скульптура выполнена из металла и также входит в собрание Астраханской картинной галереи. Находится в комнате Велимира Хлебникова. Отсутствие пьедестала создаёт впечатление идущего по степи странника. В этой работе скульптор стремился создать «не только образ поэта-странника, но и скитальца духа».

Бюст “Велимир Хлебников”, В. М. Клыков
Монумент выполнен из бронзы и входит в собрание Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина. В декабре 1979 года принято решение Астраханского облисполкома о создании музея семьи Хлебниковых. Астраханская картинная галерея приступает к сбору научных и художественных материалов для своего нового филиала. Одним из экспонатов становится переданный Астрахани Союзом художников РСФСР бронзовый бюст Велимира Хлебникова работы В.М. Клыкова — советского и российского скульптора, народного художника России.