Необычные “герои”: карета, машина и даже дома
О декорациях Театра оперы и балета
Как создаются декорации к постановкам? Не каждый театрал сможет детально ответить на этот вопрос. А многие и вовсе не задумываются – вдруг все появляется само собой. Тем временем, производство декораций — сложнейший многоэтапный процесс, за которым стоят целые цеха мастеров и профессионалов своего дела.
Огромный творческий мир так называемых “волшебников” представляет собой Астраханский театр оперы и балета. Нам удалось заглянуть за рамки сцены и узнать интересные подробности о создании одних из самых необычных декораций культовых постановок. Читайте далее в нашем материале.
Монумент из “Фауста”
Это одна из самых узнаваемых декораций в астраханском театре. Монумент сделан из пенопласта. Над ним трудились художники и резчики по дереву. Интересно, что в нем есть потаенное помещение — ухо. Именно из него на сцене появляется Мефистофель.
Ручей в балете «Андрей Рублев«
Главная тема мировой премьеры от Константина Уральского — духовные искания и творческий путь величайшего русского художника-иконописца, инока и святого Андрея Рублева.
Автор сценографического решения — художник-постановщик из Чикаго Никита Ткачук — придумал для балета необычные декорации. К примеру, во время действия по сцене бежит ручей — не имитация, а настоящая, живая, вода! На дне таких ручьев художники находили разноцветные камешки и растирали их в порошок для изготовления красок.
Интересен и механизм его действия. Для этого используется огромная канистра, вмещающая 1000 литров воды. От нее проведена трубка к сцене. В нужный момент, по команде ведущего спектакля, открывается кран, и вода наполняет специально созданный резервуар на сцене. Но и это не все. Вода не остается на сцене, а обратно откачивается в бак. Таким образом жидкость циркулируется: то стекает, то снова возвращается в исходную емкость.
По словам заведующего художественно-оформительских мастерских Олега Троцкого, воплощение идеи режиссера не сразу получилось в том виде, как есть сегодня:
“Было много трудностей: вода слишком быстро наполняла ручей, а еще антрактный занавес мог намокнуть, так как проходил посередине конструкции. И здесь в первую очередь помогло то, что мы все работали ради одной общей цели. Конечно, не без проб и ошибок. Но у нас получилось”.
Подвесной потолок в “Царской невесте”
Оперу-драму в четырех действиях поставил Константин Балакин, сценографию и костюмы создавала Елена Вершинина. В спектакле есть много интересных находок. Например, подвесной потолок — задумка технологически сложная. И сценографически тоже — он задает тон всему пространству постановки. В один момент с помощью потолка сцена трансформируется в улицы, палаты и, наконец, подвальное помещение — пыточную.
Конструкция, собранная по специальным схемам, выполнена из легкого алюминиевого каркаса, чтобы ее можно было быстро поднимать и опускать.
Многофункциональная карета из спектакля
“Приключения Барона Мюнхгаузена”
Режиссер-постановщик и автор либретто — Екатерина Саблина. Художник-постановщик — Екатерина Малинина. Карета на специальных колесиках выезжает на сцену. При этом на ней есть три задних фона, которые помогают менять локации по действиям.
Автомобиль из балета “Крестный отец”
Этот балет в 1 действии дарит массу впечатлений. Хореограф-постановщик — Лучано Каннито — представил здесь атмосферный автомобиль 60-х годов. Выполнен он из металла, пенопласта и обклеен бутафорией. Машина участвовала в театральной перестрелке, на ней передвигались гангстеры.
Декорации в балете “Le pari”
Хореограф-постановщик и автор либретто — народный артист России Дмитрий Гуданов. Художник -сценограф — Георгий Хомич.
Постановка посвящена гениальному композитору и пианисту Фридерику Шопену и начинается в парижский период жизни Шопена, когда им овладела любовь к Жорж Санд. Среди действующих лиц балета – многие реальные исторические личности.
Не менее интересна история создания декораций в балете. Ширмы в “Le pari” были покрыты фасадной мастикой — около 5 слоев, а также прокрашены 4 слоями краски. Между каждыми слоями использовалась еще грунтовка. Всего на декорации ушло более 200 килограмм мастики. Несмотря на все затраченные материалы, все декорации мобильные и легкие, что позволяет артистам без труда их передвигать.
Домик в романтическом балете “Жизель”
Романтический балет в 2-х актах. Либретто Теофиля Готье и Анри Сен-Жоржа. Художник-сценограф Николай Шаронов. Домик сейчас находится в подвальном помещении. В сложенном виде конструкция похожа на карточный домик. Крыша сделана из пакли — с помощью нее обычно белят бордюры.
Обычно за три дня до показа все уже установлено на сцене. Это делается в первую очередь для того, чтобы артисты успели отрепетировать спектакль, вспомнить шаги, движения или слова.
Олег Троцкий:
“В театр приходят поначалу не знающие специфику люди. Потом начинают заболевать этим творчеством. И в конце концов окончательно болеют этим — выздороветь не поможет ни один врач. Потому что все созданное здесь — это воплощение волшебства. Кто-то любит делать старинное оружие, кто-то рисовать. Бутафоры занимаются реквизитом, столяры — мебелью и обшивкой. Художественно-декорационный цех в завершении расписывает получившуюся декорацию. Здесь каждому предоставляется любая возможность. Даже нарисовать картину размером 8 на 12 метров. А потом они приходят и смотрят на свое красивое творчество, которое становятся частью спектакля”.