АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

      16.02.2023
      0
    • Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

      03.02.2023
      0
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Вечерний базар: и такое было в Астрахани

      24.08.2022
      0
    • Астрахань: перекресток культур и место толерантности

      10.08.2022
      0
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Николай Миловидов: судьба архитектора

      12.07.2022
      1
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      20.03.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      20.03.2023
      0
    • Афиша на неделю

      20.03.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      20.03.2023
      0
    • Выставки

      20.03.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      20.03.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      20.03.2023
      0
    • Киноафиша

      20.03.2023
      0
    • Афиша на выходные

      17.03.2023
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • «Кушать подано»: необычная астраханская премия отметила свое трехлетие

      16.02.2023
      0
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Краеведческий музей

      Астраханскому музею-заповеднику - 185 лет! 10 фактов об этом месте

      25.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • Памятка для любителей рыбалки в Астраханской области. 2023 год

      10.03.2023
      0
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • 10 новых фактов об Астрахани

      25.02.2023
      0
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Чайка как искусство: кукольный опыт в драматической постановке

      18.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Арбузный кремль и другие шедевры карвинга от Натальи Сенкевич

      01.09.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

  • Майское настроение: вестники весны из Астрахани

  • 145 лет Борису Кустодиеву. Новые факты о художнике-астраханце и его творчестве

  • Пришел марток! Несколько примет к началу весны по-астрахански

  • Ксения Коцарева: 3D аниматор родом из Астрахани

АКART&Факты
Home›АК›Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

Яна Третьякова
20.10.2022
1137
1

Ностальгируем вместе

Сегодня мы решили рассказать вам про утраченные профессии, которые были очень популярны и крайне необходимы в прошлых столетиях. Однако время их не пощадило. И не только технический прогресс стал тому причиной — просто ушла эпоха.. Предаемся ностальгии и вспоминаем, как это было.

СУФЛЁР


В XIX веке буквально ни один театр не обходился без суфлера. Дело в том, что ставилось в те времена по несколько премьер в неделю — порой актеры выходили на публику уже после 2-3 репетиций. Естественно, забыть реплику мог любой — и тут на помощь приходил невидимый подсказчик (от французского souffleur).

Он быстро ориентировался и успевал помочь каждому — а для этого проводил большую работу еще во время репетиций. Даже паузы помечал в тексте, чтобы не подсказывать зря. Иногда между суфлером и актерами существовала особая договоренность — несколько условных знаков, не заметных публике. К примеру, сделать шаг в сторону суфлерской будки, посмотреть как бы невзначай в ее тонкий проем, или театрально вздохнуть, в конце концов.

Поначалу суфлер был скрыт от зрителей щитом, декоративно оформленным в виде раковины. Позже появилась будка. Один из самых известных суфлеров за всю историю профессии – Иосиф Дарьяльский — прослужил в Малом театре почти полвека, и его суфлерскую будку называли «дарьяльское ущелье».

Работа суфлера считалась очень престижной и хорошо оплачивалась. И казалось, так будет продолжаться вечно. Но ситуация изменилась уже в XX веке. На смену актерскому театру пришел режиссерский, количество премьер стало сокращаться, а срок репетиционного процесса увеличился. Артисты начали лучше запоминать текст — следовательно, и необходимость в помощи суфлера отпала. Но все же нельзя сказать, что профессия исчезла с лица земли — она скорее перешла в разряд о-о-очень редких. До сих пор в России на всю страну насчитывается около 30 суфлеров. Эта должность сохранена в трех театрах: МХТ им. А. Чехова, Малом и Большом.

ШАРМАНЩИК


90930

Шарманку изобрел итальянец Барбьери еще в XVII веке. А получил известность этот переносной механический органчик благодаря бродячим музыкантам. Инструмент стали называть шарманкой, а тех, кто играет на нем — шарманщиками. Красиво звучит… А ведь все из-за названия песни, с которой ее история и началась — «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрин»). В России, кстати, Шарманку иногда называли на русский манер — «Катаринка». 

Обычно шарманщики останавливались у богатых домов и заводили свою шарманку. Когда же хозяину дома надоедала музыка, он выходил и отправлял музыканта восвояси, угостив его отборной руганью, хлебом и мелкой монетой. Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья». Иногда компанию музыканту составлял говорящий попугай или дрессированная мышь. Как на представленном кадре из фильма 1944 года «Свадьба» (роль шарманщика, кстати, исполнил актер-астраханец Лев Свердлин).

Очень часто шарманщики объединялись с кукольниками и выступали на улицах и базарных площадях вместе, рассказывая прохожим о приключениях Петрушки.

Музей культуры Астрахани, шарманка

В Астрахани тоже были шарманщики. Да и шарманка сохранилась — сегодня вы можете видеть сей массивный раритетный инструмент в музее культуры Астрахани. Известно, что он был изготовлен в Одессе неким Гиго Майсурадзе. Шарманка исполняла 10 произведений, по одному на 2 килограмма ее веса. Принцип работы прибора схож с органом: воздух набирается по трубам. Мелодию можно было переключить с помощью специального рычага.

МАШИНИСТКА


В прошлом веке печатная машинка была неизменным атрибутом для представителей интеллектуальных профессий: ученых, журналистов и, конечно, писателей. Впрочем печатали знаменитые произведения чаще всего не они сами, а машинистки (Агата Кристи только позирует с машинкой для фотографии).

Кстати, по общепринятым нормам машинистка должна была:

Иметь начальное профессиональное образование или среднее общее, специальную подготовку по установленной программе и печатание со скоростью до 200 ударов в минуту (для 2-й категории) или свыше 200 ударов в минуту (для 1-й категории).

Знать машинопись, правила орфографии и пунктуации, стандарты системы организационно-распорядительной документации, порядок расположения материала при печатании документов, правила печатания деловых писем, эксплуатации пишущих машинок, диктофонов, магнитофонов.

Уметь следить за состоянием печатной машины, обеспечивая сохранность и правильный уход.

Иметь крепкую спину и руки, здоровые глаза.

В издательствах всегда было машбюро, куда и стекались рукописи с разборчивыми и неразборчивыми почерками. Часто поэты и писатели любили писать на обрывках листов, в спешке, пока не ушло вдохновение. Иногда машинисткам даже приходилось вызывать авторов за пояснениями.

Интересными были рабочие отношения с машинисткой у знаменитого поэта Владимира Маяковского. Писатель Николай Долгополов вспоминал:

«Свои стихи Маяковский обычно диктовал только одной машинистке В. Она была большой ценительницей поэзии, первой читательницей его стихов. Ее мнение и вкусы были для Владимира Владимировича своеобразным оселком, на котором он оттачивал свое перо. Если машинистка скажет: — Что-то здесь непонятное у вас, Владимир Владимирович, нехорошо звучит, надо проще, яснее… — Маяковский надолго задумывался… Сам выкручивал из валика машинки продиктованный лист и начинал расхаживать по длинному коридору редакции. Доделывал, исправлял стихи огрызком мягкого карандаша. И снова возвращался в машбюро. Диктовал, вопросительно поглядывая на В.»

Потом появились компьютеры, и постепенно машинки стали исчезать. Сегодня эта профессия никуда не делась — просто поменялся инструмент, а вместе с ним пропал некий шарм… Впрочем, сегодня сложно представить писателя без ноутбука или компьютера, а рукописью чаще называют уже не текст, написанный от руки, а файл с текстом, еще не прошедшим редакторской правки, или его распечатка.

КЛАКЁР


Возможно, не все даже слышали это слово. В самом названии профессии кроется и ее значение, в переводе с французского «claque» означает «хлопок ладонью». Они, клакёры, заводили людей на овации, показывали, где хлопать в нужном месте и в нужном масштабе — определяя зачастую успех спектакля. Клакёр должен обратить зрительское внимание на тот момент, который является знаковым, сложным, особенным, но не всегда зритель об этом догадывается.

Но бывала и другая сторона у этой медали. Конкуренты нередко отправляли своих клакёров, чтобы те буквально развалили спектакль соперника. На чужой постановке нанятые клакеры вели себя так, чтобы об успехе и говорить не пришлось. Их задачей было освистать спектакль, помешав тем самым конкуренту. А ведь бывало и такое…

ХУДОЖНИК АФИШ


Само направление — создание театральных, музыкальных и киноафиш — никуда не делось: по сей день учреждения культуры и концертные организаторы не обходятся без наглядной рекламы своих мероприятий. Вот только на смену художникам пришли дизайнеры.

При этом первые афиши — такие, какими мы привыкли их видеть — появились в Греции приблизительно в IV веке до нашей эры. Они приглашали зрителей на спектакли или гладиаторские бои. На плакате рисовали сценическую маску трагедии или комедии, иногда просто писали название постановки или рисовали лицо императора, в честь которого давалось представление.

В 1445 году был изобретён печатный станок — тогда-то и появились первые отпечатанные афиши. К концу XVIII века их вывешивали уже во всех европейских городах. Каждый театр имел свой фирменный цвет бумаги для плакатов. В 1869 году график Жюль Шере придумал цветные афиши. Вскоре идея разлетелась по всему миру. Афиша стала не просто плакатом, а настоящим искусством. В это же время в Париже французский печатник Габриэль Моррис придумал вывешивать афиши на уличную высокую тумбу в форме цилиндра. Внутри такой тумбы дворники хранили мётлы. Благодаря этому изобретению, заборы и стены зданий освободились от афиш и объявлений, а театральные тумбы стали одним из символов Парижа. Сейчас их можно встретить повсеместно.

Ну а в России публику на спектакли изначально созывали криками — первую афишу вывесили только в XVIII веке в театре Кунста-Фюрста. Чем популярнее становились театральные постановки, тем серьёзнее относились и к подготовке афиш. Правда, вначале они были неброскими: ровными буквами на бумаге было выведено название спектакля, время и место. Примеры таких афиш можно увидеть в Астраханском драмтеатре — как яркие приветы из прошлого.

К концу XIX века к созданию афиш подключились художники. И среди них — знаменитые живописцы Валентин Серов и Борис Кустодиев. Они переносили на плакат декорации спектаклей, передавая атмосферу представлений. Никто не ограничивал оформителей в выборе шрифтов и красок, поэтому в ХХ веке афиши были самых разных цветов и стилей.

Активное развитие плаката в России пришлось на последнюю четверть XIX и начало ХХ века. Плакаты мира искусников были выполнены в стиле модерн и отличались изысканной графикой, причудливостью линий и тонкими цветовыми переходами.

В Астрахани были свои мастерские по рисованию афиш — одна из таких работала напротив кинотеатра «Иллюзион» (во времена, когда он был еще «Комсомольцем») — здесь создавались рукотворные афиши к новым фильмам.

С появлением фотографий жизнь театральных афиш сильно изменилась. Одно нажатие кнопки — и фон для плаката готов. Но несмотря на это афиши рисуют до сих пор, только в основном уже не красками, а с помощью компьютеров.

К предыдущей записи

В Астрахани пройдет эстрадный моноспектакль «Смешные люди»

К следующей записи

Наталия Захарова: Астрахань многогранна и очаровательна

В продолжение темы

  • АК

    Юрий Вяземский знакомится с культурой Астрахани

    15.04.2016
    Яна Третьякова
  • АК

    Новые идеи + эмоции: Творческий интенсив подводит итоги

    07.09.2017
    Анастасия Степанова
  • АК

    Ночь кино в Астрахани: фильмы и развлечения под открытым небом

    26.08.2022
    Редактор
  • АК

    Художник, преданный театру, открыл свою выставку

    19.08.2017
    Анастасия Степанова
  • АК

    Магия творчества: самые загадочные художники Астрахани

    22.11.2022
    Яна Третьякова
  • АК

    Репертуар по сезону: Драмтеатр покажет нового Чехова

    22.08.2017
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • ART&ФактыАК

    Картины в подарок: коллекция Догадинки пополнилась вновь

  • Настроение A

    Самые культурные коты живут в Астрахани

  • Мысли вслухНастроение A

    Это не шутки, мы ехали в маршрутке… из АЦКК!

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Майское настроение: вестники весны из Астрахани

    Тюльпаны, вобла и праздники
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult

Культурная мама

  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.