Андрей Мордяшов: виртуоз и балалайка
В XXI веке самый народный из инструментов не сдает позиции
Студент 3 курса Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Андрей Мордяшов – не просто «подающий надежды» музыкант. В свои 20 он уже успел стать обладателем множества наград, его даже называют юным виртуозом балалайки. Помимо сольных выступлений Андрей выступает в составе Оркестра народных инструментов колледжа и квартета «Дубль-Скиф». Мы решили узнать у молодого дарования: как выбрал он столь непростое дело и столь редкий и красивый инструмент. Подробнее об этом и многом другом — в нашем интервью.
– Андрей, почему именно балалайка? Ведь сегодня это редкость – молодой человек играет на самом традиционном русском инструменте…
– Вообще я хотел заниматься пением, но при поступлении в музыкальную школу на вокальное отделение нужно было выбрать какой-нибудь музыкальный инструмент для обучения. Этот выбор произошел спонтанно. Мне было 5 лет, мне показали домру и балалайку, и я выбрал вторую.
– Расскажи об обучении в колледже, что интересного открываешь для себя?
– В колледже учиться гораздо интереснее, чем в школе. Обучение расширяет кругозор, здесь я узнаю много нового, особенно из мира музыки. Ознакомился с произведениями, композиторами, их творческими судьбами. Много времени уделяю специальности, которую осваиваю, больше изучаю технику исполнения.
– Гитара и балалайка – это родственники или оппоненты? Какое преимущество есть у твоего инструмента?
– Они похожи. Есть различия технические – 3 струны и 6 (если это 6-струнная классическая гитара), но все дело в том, что они разные по звучанию. Балалайка – народный инструмент, он передает русский народный дух. Чего стоят «Камаринская», «Калинка», «Коробейники»… Гитару же можно назвать универсальным инструментом.
– В России немало балалаечников, но по степени виртуозности и изобретательност и можно выделить, наверное, единицы?
– Да. Я выделяю ректора Астраханской консерватории, профессора Александра Валентиновича (Мостыканова – ред.) – он классно играет, словами не передать. Андрей Горбачев, Михаил Рожков. Его «Мчится тройка почтовая» – это фантастично, он играет просто виртуозно! Еще мне нравятся оркестровые произведения.
– Однажды в беседе с известным балалаечником Борисом Трояновским Лев Толстой отметил: у балалайки есть свои преимущества – техника и ритм. Согласен?
– Да, это так. Техникой нужно обладать, но и это не самое главное. Главное – передать музыку через легкость исполнения того или иного произведения. Ну и ритм, само собой, но эта характеристика относится ко многим инструментам. Я бы еще добавил сюда интонирование. И, наконец, выходя на сцену, нужно чувствовать себя настоящим артистом, не зажиматься и не суетиться.
– А как ты настраиваешься на выход?
– Когда выхожу на сцену, делаю поклон и думаю о произведении, о том, как правильно передать его зрителю, чтобы он его почувствовал. Потом я забываю, что есть зритель. Во время выступления на сцене для меня существует только концертмейстер и мой инструмент.
– В числе твоих побед – звание лауреата Дельфийских игр. Расскажи, чем запомнилось участие в конкурсе такого уровня?
– Одно из ярких воспоминаний – это репетиции, во время которых было хорошо слышно, как за стенкой, в соседнем классе, «разминаются» виртуозы из разных городов России. А еще было очень приятно, что на конкурсе за меня переживали, болели не только представители астраханской делегации. Очень чувствовалась поддержка.
– Помимо участия в конкурсах и овладения профессией в музыкальном колледже, какие творческие планы есть у Андрея Мордяшова?
– Планы самые что ни на есть творческие. В обозримом будущем собираюсь поступать в Астраханскую консерваторию на кафедру оркестровых народных инструментов.
P.S.
Одним из многих достижений астраханского виртуоза-балалаечника стал Диплом лауреата Общероссийского конкурса «Молодые дарования России — 2015», а также диплом лауреата I степени II открытого международного конкурса исполнителей на русских народных и национальных инструментах «Каспийская волна».