Борис Невзоров: В Астрахани нахожу равновесие
Артисты Малого театра – про искусство и людей
В мае этого года в нашем городе находился с гастролями Малый академический театр. Несмотря на название, постановки Малого очень масштабны, и именно в этом масштабе увидит их астраханский зритель — все, от актерского состава до мельчайшего реквизита, москвичи привезли с собой. Одни только декорации занимают три трейлера! При этом не каждый российский театр может принять у себя подобные постановки – для этого нужна хорошая техническая оснащенность. Астраханский театр оперы и балета отвечает всем требованиям, – говорят артисты. В Астрахань приехало 120 человек, включая студентов Щепкинского училища при театре. Что уж говорить про мастодонтов сцены — народных артистов, которые не только блистают на сцене, но и делятся с нами мыслями об искусстве и ожиданиями от театра будущего.
Про Астрахань
Борис Невзоров: «Когда приезжаю сюда, у меня возникает внутреннее равновесие – назовем это так. Ведь я жил в Астрахани до 18 лет и мне казалось, что пыльнее, жарче вообще нет места на земле. Надо отсюда бежать, «ноги в руки» и поскорее. По прошествии времени понимаю, что многого не видел. И кто бы что не говорил, это уникальное место. Во-первых, уникально благодаря людям. Я вообще Наримановский. Пол жизни прожил с татарами. У нас на улице жило всего две русских семьи. Не говорил по-татарски, но понимал. Это многонациональное существование — здесь оно… Была такая дружба между народами, сплав культур, который я больше нигде не видел. Астрахань мне очень дорога и, конечно, ее природа».
Про традиции и новые поколения
Борис Невзоров: «Еще несколько лет и должно прийти другое поколение. Это неизбежно. И вот тут, конечно, большой вопрос. Вот нас не будет, мы будем старенькие. Что будет потом? И найдутся ли люди, которые смогут продолжить? Пока у нас радужных оценок всему этому нет. Хотя, жизнь, конечно, меняется»
Александр Клюквин: «Да. Может быть это такое старческое брюзжание. Вот все говорят, раньше снег был белее, вода чище, люди и молодежь была не такая. Может быть мы переросли свою молодость и поэтому брюзжим. На мой взгляд, все-таки уровень актерского мастерства упал и это видно по кино, по сериалам. Смотрим телевизор и видим, что люди в основном говорят слова, иногда буквы, которые не совсем складываются в осмысленные предложения. Мы стараемся в театре это дело держать, берем только самых лучших, на наш взгляд. Надежда есть.. У нас большой мощный театр с сильными старыми традициями. У нас следят даже за тем, чтобы люди здоровались. А то, что мы очень традиционный театр, «замшелый», иногда говорят: «Вам бы в музей»… Да фигня все это. Потому что показать голую часть тела человеческую очень просто. Тут не нужно изобретать велосипед. А сделать так, чтобы в этом была драматургия и сделать так, чтобы это было крайне необходимо – тогда вы и эту часть тела не увидите, а увидите смысл. Вот, например, 6 лет назад был поставлен мюзикл «Дон Жуан». У нас есть всякое и мы ищем новое, но не весь мир до основания. Мы ищем новое в том, что у нас есть. Мы очень любим свою историю, театр и традиции».
Александр Ермаков: «Я скажу немного в противовес. Так получилось, что в этом году в одном из учебных заведений принимал экзамены, присутствовал в приемной комиссии. Я был поражен, мне очень понравились выступающие дети. Я таким не был, мне кажется я был хуже. Возможно, это время диктует. Но, что касается Малого театра, спектаклей, актеров, Щепкинского улилища – мы одна семья. Когда я сюда пришел (я немножко чужеземец – с другой школы), я ощутил, что это мой дом. Когда-то Мифонтов, Быстрицкая – они вообще не здоровались, бросали друг другу пудру в лицо, скандалили, но когда наступал трудный период в Малом театре, они друг другу звонили, защищали артистов, спектакли. И вот мы брюзжим: не та молодежь. Мне кажется, когда мы пришли, старшее поколение то же самое говорило. Придет новое поколение — и все будет так же. Самое главное, что в 1990-91 гг. Малый театр сохранился как театр, благодаря двум лидерам: Юрию Мефодьевичу Соломину и Виктору Ивановичу Коршунову. Это они сохранили традиции. А мог прийти какой-нибудь драматург…Но Малый театр выжил в тот трудный период времени».
Про театральное дело
Борис Невзоров: «Артист – он ниоткуда не берется. Это ведь тоже определенная цепочка: воспитание – детский сад – школа – институт. Я уже три года являюсь председателем жюри детского театрального фестиваля в Москве. Там действительно есть уникальные ребята, но они уникальные как явление, ведь каждый человечек уникален. Однако у нас нет, что называется, школы, школы воспитания. Она, к сожалению, утеряна. Я, думаю, все восстановится, ведь Россия – это такой странный, на мой взгляд, организм, который подвержен самовосстановлению. Знаете главный закон аквариумнистики? Чем больше аквариум, тем его легче содержать, поскольку в нем рано или поздно наступает то биологического равновесие, которое не требует вмешательства человека. Так вот Россия – это такой огромный аквариум».
Александр Клюквин: «Актер начинающий требует точной доработки, шлифовки всего остального, поэтому из театральных училищ актеры не выходят — выходят заготовки. Потеревшись, поработав в хорошем профессиональном коллективе, может вырасти актер. Если он из театрального кинематографического института попадает сразу в сериал – «До свидания!» – так и останется говорителем. Нужен коллектив.