Участники «Театральной Дельты»: о важности фестиваля, актуальном Островском и наслаждении театром
Уникальное событие проходит в Астрахани прямо сейчас
В эти дни в Астрахани проходит II Международный фестиваль-форум «Театральная Дельта», организованный Драмтеатром во главе с Александром Огаревым и Лилией Гурко. Наш город стал центром притяжения для знаменитых российских театров и театральных деятелей, которые проводят здесь мастер-классы, треннинги, творческие встречи, готовят с актерами эскизы-эксперименты и демонстрируют свои яркие постановки на главной сцене.
Поэтическим вечером артисты Астраханской Драмы дали старт фестивалю 30 сентября. В рамках торжественного открытия зрители увидели спектакль «БЕСприданница» от Театра имени Моссовета. В Драмтеатре состоялась творческая встреча с режиссером Евгением Марчелли, а также творческий вечер «И не только о любви» с актером Валерием Яременко. Накануне состоялся показ спектакля «Дикарка» от Московского театра им. Вл. Маяковского.
Впереди еще много всего интересного – фестиваль продлится до 10 октября. А пока своими первыми впечатлениями организаторы и гости поделились на пресс-конференции с астраханскими журналистами.
Вопросов к признанным мэтрам возникло, разумеется, немало.
Театральный критик Александр Мягченков поделился мыслями о важности этого события и озвучил желание получить свое маленькое профессиональное удовольствие от общения с высокими профессионалами, которые в силу удаленности Астрахани редко сюда приезжают.
Директор Астраханского драматического театра Лилия Гурко упомянула о большом резонансе I фестиваля, успех которого подтверждается большим интересом и его большим представительством сегодня:
«Мы живем на реке Волга, которая множится на рукава и точно так же мы пытаемся на нашем фестивале показать разные жанры и формы работы. Это приглашенные, принимаемые с удовольствием зрителями, ведущие театры страны и одновременно большая работа режиссерских лабораторий, мастер-классы».
В этом году фестиваль подтверждает свой международный статус – в нем принимают участие театралы из города Баку (Азербайджан) и Алма-Аты (Казахстан).
Знакомясь с обширной программой фестиваля, нетрудно заметить, что один из главных его героев – Александр Островский. Редакции AstraKult было интересно услышать по этому поводу мнение мастера Евгения Марчелли – прославленного режиссера, художественного руководителя театра им. Моссовета, который привез в Астрахань спектакль «БЕСприданница» в собственной постановке.
Почему спустя 200 лет Островский остается всегда актуальным? И как вы относитесь к дискуссиям на тему, нужно или не нужно осовременивать классика?
Ответ получился более, чем исчерпывающий:
«Разговор о том, нужен или не нужен Островский – не имеет смысла, потому что это драматург, который написал огромное количество пьес, создал очень сложные ситуации внутри драматургического материала. И эти ситуации сегодня интересны, потому что это все происходит между людьми. Это вопросы любви, взаимного уважения, смерти, одиночества.
Каждый режиссер будет выбирать свою форму подачи. Что такое осовременивать? Существует два взгляда на этот вопрос – можно это переносить в сегодняшний день и как будто эта история происходит сегодня. Не вполне мой путь – мне хочется воспринимать автора таким, каким он был в свое время. Может быть, только немного раздвигая историческое время. История, которая может быть всегда, потому что это всегда история любви, страдания.
Я давно и долго работал в провинции; я понимаю, насколько театры законсервированы с своих поисках. И когда в провинцию приезжает фестиваль и другие театры, это фантастическая возможность, во-первых, зрителю расширить свое представление о театре. Зритель тоже привыкает к своему театру, и ему кажется, что это есть единственное направление. Когда видишь совершенно разные театры, у тебя есть возможность удивиться и порадоваться театру. И для самого театра есть возможность увидеть работу своих коллег и тоже соотнести себя в мировом пространстве театра – понять, какое место он занимает. Для режиссеров это фантастическая возможность вынырнуть, ведь все мы – режиссеры – плывем в мутной воде и ориентируемся абсолютно интуитивно. На фестивале возникает возможность вынырнуть и посмотреть, кто рядом плывет, кто выше, кто ниже и в какую сторону. И этому ужаснуться, а иногда обрадоваться. Поэтому благодаря фестивалю у нас есть возможность еще просто встретиться с коллегами, порадоваться театру».
Евгений Марчелли также поделился своим мнением на тему, легче ли работается провинциальному режиссеру:
«Мне кажется, легче. Во-первых, потому что в провинции нет такой высокой конкуренции внутри театральной среды и она, естественно, освобождает от ответственности, и ты перестаешь бояться совершить неверный шаг. Не всегда в провинции могут оценить успех или провал, ты сам это понимаешь. Ты сам идешь на какой-то риск. В столице ты меньше готов идти на заведомый провал. Там выше конкуренция, и каждое слово, каждый спектакль может оказаться последним».
Театральный критик, тележурналист, телеведущий Александр Мягченков рассказал, почему ему интересна «Театральная дельта»:
«Как эксперт я много езжу по разным фестивалям. С театром был связан много лет, работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, потом ушел работать на телевидение, где более 20 лет существую. Александр Огарев – знаменитая личность на театральной карте России. Я видел его работу – и в Школе драматического искусства, и его Гамлета (очень интересный спектакль), в прошлом году мы приезжали на фестиваль «Золотой витязь», смотрели спектакль «Спасите Лёньку!». Если есть возможность посмотреть в Астраханском драмтеатре постановку Огарёва, это надо делать. Понятно, что в 200-летие Островского только ленивый его не поставил – по всей стране спектакли идут! Я приехал с необузданным интересом посмотреть, что на этом фестивале будет происходить. Интерес фестиваля заключается и в том, что параллельно здесь проходят лаборатории. Я даже не мог представить, что можно на театральном фестивале заниматься клоунадой с артистами! Здесь же представители молодой режиссуры. Я с нетерпением жду, что же покажут молодые артисты после режиссерских мастер-классов – сценография, драматургия… Представляете, какая польза для местных артистов, да и вообще для творческого состава!
В качестве торжественного открытия Театральной дельты с успехом прошел спектакль «БЕСприданница» Государственного академического театра имени Моссовета. Постановка Евгения Марчелли. Александр Мягченков побывал на спектакле и поделился своим мнением от увиденного:
«Драматический театр – это, прежде всего, артист. В постановке Евгения Марчелли мы увидели, как режиссер растворился в артистах. Я видел этот же спектакль в Москве, и это были совершенно разные спектакли. В этом и прелесть – здесь произошла какая-то другая история. Я наблюдал за зрительным залом, который был под каким-то гипнозом…
В числе самых ожидаемых событий «Театральной дельты» – эскизы режиссерской лаборатории, где принимают участие молодые, но уже получившие известность в театральном мире режиссеры, Константин Денискин и Ксения Самодурова.
Константин Денискин:
«У нас есть пять дней и несколько артистов, чтобы создать эскиз по произведению, которое мы выбрали с Ксенией. Но мы выбрали разные произведения. У меня — «Царь-рыба» (В.П. Астафьев), у Ксении — «Старик и море» (Э. Хемингуэй). В конце будет итоговый режиссерский показ – мини-спектакль с актерами Астраханской драмы.
Если говорить чуть подробнее, технически произошло следующее: режиссеры выбрали автора, прочитали произведения, с руководством театра определились, кого из артистов задействуют в эскизе и только после приезда они познакомились и начали совместную работу – так что это настоящий театральный эксперимент».
Ксения Самодурова, в свою очередь, рассказала, какими талантами должен обладать артист:
«Мне кажется, что фестиваль и любые эксперименты – это про то, чтобы выйти из консервной банки любого театра. Я считаю, что чем универсальнее артист, тем прекраснее. Если у него есть способности в вокале, клоунаде, пластике, это поднимает его на высокий уровень. Можно разговаривать с ним на любом языке – не только классического психологического драматического театра, но также в сотворчестве с ним можно сочинить что-то новое, интересное. В частности, режиссерские лаборатории для нас, молодых режиссеров. Если артист пластичен, многогранен, то и нам интереснее. В сотворчестве мы можем выразить новую мысль, новый образ. В лаборатории система поиска, эксперимента и в первую очередь столкновения возможностей мыслей актера и возможностей и мыслей режиссера в пространстве театра. Потому что мы показываем не на сцене, а в двух разных пространствах. К ним тоже надо примериться, сочинить».
Еще одно неординарное событие в календаре фестиваля – клоунада. О том, как творчество клоуна вписывается в театральный мир, рассказал Андрей Новохатский:
«То, что мы делаем, это не спектакли, это называется «перформанс-диалог». В свое время он был разработан в нашей лаборатории, в Москве. Под впечатлением от практики во время моего сотрудничества с «Электротеатром Станиславский» родилась идея такого формата взаимодействия перформеров со зрителем. У меня большой опыт больничной клоунады – когда клоуны работают с детьми, находящимися в разных ситуациях. Через импровизацию, клоунаду мы находим взаимодействие. Ситуация, в которой находятся дети, требует хоть как-то подышать, пожить… Это такая личностная история. В какой-то момент человек нуждается в том, чтобы с ним что-то происходило».
Актер Валерий Яременко продолжил рассуждения на эту тему:
«Для современного актера история клоуна очень актуальна по той причине, что, надевая маску, мы намного откровеннее становимся, чем в жизни, потому что маска позволяет нам стать смелее, с ней мы защищены.
Что касается театра – это не кино, где ты отснялся, а дальше пребываешь в руках монтажеров, режиссеров, которые выплеснут тебя на экран и ты уже ничего не поправишь. Напротив, в профессии актера театра есть возможность самосовершенствоваться и с каждым новым спектаклем расти и развиваться, приобретая жизненный и сценический опыт».
Напомним, что проведение в Астрахани II Международного фестиваля-форума «Театральная дельта» стал возможным благодаря Нацпроекту «Культура», при поддержке министерства культуры Астраханской области и главы региона Игоря Бабушкина.
С программой фестиваля можно ознакомиться на сайте deltafest.ru.