По-королевски: что было на столе аристократов пару веков назад?
И где мы нашли эту роскошь в Астрахани?
В Отделе зарубежного искусства Картинной галереи любой предмет вызывает особый интерес. Сегодня поговорим с вами об изделиях из фарфора, стекла и фаянса. Эти старинные столовые предметы по праву считаются произведениями искусства — да и выглядят они по-королевски!

Саксония. Мейсенская мануфактура, 18 в.
Перед вами посуда, выполненная из фарфора, с росписью и золочением. “Ажурное изделие” в центре, скорее всего, было конфетницей, а вот набор зеленого цвета — это дорожная чашка. Она была удобна во время путешествий, так как имела крышку, которая позволяла напитку не разлиться.

Саксония. Мейсенская мануфактура 18 в.
А это вновь мейсенский фарфор — и не менее прекрасные изделия. Кружево на чепчике дамы и на отдельных элементах платья сделано по специальной технологии, известной как драпировка кружевом. Она превращает тонкие кружева и другие хлопчатобумажные ткани в фарфор.
Ткани драпируются вручную, затем погружаются в жидкий фарфор и после обжига превращаются в ажурные фарфоровые узоры.

Саксония, 18 век.
Гаситель для свечей — это удобное приспособление тех далеких времен, которое позволяло быстро и безопасно затушить свечку. При его использовании горение прекращалось полностью, свеча не коптила, а фитиль не истлевал. И при последующем поджигании свечи она горела ровно, без неприятного запаха.

Франция. Севрская фарфоровая мануфактура. 18-19 вв.
А сейчас перед нами глазурованный фарфор — изделия в витрине покрыты блестящей глазурью и расписаны.
Кстати, здесь представлен и бюст императрицы Марии Федоровны. Этот вид фарфора называют “бисквит”. Бисквитный фарфор – популярная разновидность, которая относится к твёрдому типу. Часто используется для создания бархатистых поверхностей, которые идеально подходят для изготовления человеческих фигур. Название этого вида произошло от слова «бис», что переводится как «два» или «двойной». Такое название обусловлено технологией производства.
Бисквит представляет собой непокрытый глазурью и подвергнутый один или два раза обжигу фарфор.

Австро-Венгрия, 17 в.
Изначально предполагалось, что на фотографии перед нами — кружки для воды. Но на одном из них написано: “Моему другу Мартину. И когда мы с ним соберемся вместе, мы не один час проведем весело.” Таким образом, это больше похоже на стакан для пива — причем с религиозной тематикой.
На фото мы видим стакан с изображением 12 апостолов. Роспись на стекле выполнена эмалью. Это ручная работа, из-за чего форма кружки не идеальная.

Франция,19 век.
Далее предлагаем насладиться фарфоровой посудой с птицами, частного производства. В центре и справа расположены две мороженицы. А в левой части экспозиции — ведерко для охлаждения напитков. Обычно туда клали шампанское.

Частное производство. Франция, 18 век.
Этот диковинный предмет в витрине привлек наше особое внимание. Прежде всего — своей необычной формой. Предположительно, перед нами либо соусница, либо сосуд для вина — доподлинно не известно. При этом изделие выполнено из фаянса.

Дания, 19 век.
А данная посуда выполнена в кружевной технике. Между тарелками расположена солонка. В старину она была не только мерилом благосостояния, но и символом дружелюбия. «Там, где отведал соли, нельзя опрокинуть солонку», – говорится в старинной пословице.
В Восточном зале Отдела зарубежного искусства расположена китайская супница 19 века. Обычно такая посуда была фамильной гордостью, реликвией, передаваемой в семье по наследству. Она – символ вечного благосостояния и процветания. С тех самых пор, как в 13 веке купцы начали завозить в Европу первые изделия из китайского фарфора, такая дорогая посуда стала символом богатства и неотъемлемым атрибутом респектабельной сервировки.
Следующий экспонат — изделия с серебрением по технике галамзани, которые не темнеют. Подумать только, эту иранскую посуду ни разу не чистили! У нее особая техника изготовления, известная только в Иране.
Сначала посуду делали из меди, после наносился узор, после все покрывалось серебрением. И только затем наносился специальный секретный состав из битума, и изделие обжигалось под разными температурами.
Кстати, на посуде изображена арабская вязь — особые надписи, обращенные к гостям на арабском языке.

Китай, 19 век
Наконец, посмотрим на эти миниатюрные китайские табакерки для нюхательного табака. Появились они в Китае сравнительно недавно – около 300 лет назад. В них отразились древнейшие традиции декоративно-прикладного искусства Китая, и сегодня они являются объектом мечтаний любого коллекционера восточных ценностей.