Шедевры Догадинки: три полотна, которые все знают с детства и могут увидеть в Астрахани
На самом деле, их гораздо больше
Есть картины, взглянув на которые, даже далекий от искусства человек невольно воскликнет: «Да я ее знаю!». Мы можем не помнить, когда впервые увидели это изображение — возможно, в мамином журнале, или в учебнике по истории (помните, на последних страницах там всегда были красивые картинки с произведениями искусства?). А теперь представьте, что многие из знаменитых полотен находятся в Картинной галерее им. П.М. Догадина. Жить в Астрахани и не познакомиться с ними было бы большой ошибкой. Так что вперед, к шедеврам! А мы сегодня расскажем про три из них, которыми сами восхищаемся.
«Лунная ночь на Днепре»
Архип Куинджи
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие часами стояли перед картиной, как завороженные, а потом уходили в слезах.
Местность, которую Куинджи изобразил на картине, он посетил в 1870-х годах, когда возвращался из заграничной поездки в Мариуполь. Живописец в течение нескольких месяцев создавал полотно по памяти в своей мастерской на Малом проспекте на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Слух о новой картине разошелся по Петербургу, и под окнами мастерской стояли желающие увидеть необычный пейзаж.
Так, эта картина обрела поистине легендарную славу еще в процессе ее создания. Пейзаж выглядел настолько реалистичным, что Куинджи обвиняли в использовании неземных красок и даже в сделке с дьяволом! А некоторые зрители пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет…
Решающую роль в создании столь сильного впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного света. Правда, известно, что и эксперименты имели место быть. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался, как думали некоторые комментаторы.
Лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.
В Астраханской картинной галерее экспонируется авторский вариант этого произведения, ранее принадлежавший коллекционеру Гучкову. И новые поколения астраханцев продолжают испытывать восхищение, любуясь Лунной ночью на Днепре.
«Ненюфары»
Исаак Левитан
Исаак Левитан, как создатель особого «пейзажа настроения», воспевал в своих картинах красоту природы, всю ее глубину, очарование и удивительную скромность. В числе его шедевров — прекрасные «Ненюфары», одна из 15 левитановских картин в собрании Догадинки. Полотно поступило из Государственной Третьяковской галереи в Астраханскую картинную галерею в 1927 году, уже не застав Павла Догадина, который при жизни приобрел для своей легендарной коллекции несколько работ живописца.
Чтобы сделать водяные лилии центральным объектом картины, Левитан написал их из лодки, глядя на ненюфары сверху вниз. Поэтому горизонт оказывается за пределами холста. Крупные листья и лилии, похожие на аппликацию, лежат на водной глади, отделяя воздушное пространство от глубины водоема. Художник мастерски передал прозрачность воды, в которой видны уходящие вглубь водоросли.
Искусствоведы считают, что «Ненюфары» нельзя отнести ни к пейзажному жанру, ни к натюрморту. Возможно, в это ее главная неповторимость.
Исаак Левитан учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 13 лет. Там его наставниками стали Алексей Саврасов и Василий Поленов. В годы студенчества он бедствовал, испытывал и голод, и жуткий холод, когда ночевал зимой на промерзшем чердаке. Эти испытания подорвали хрупкое здоровье художника. Поэтому никогда впоследствии Левитан не писал зиму.
«За Волгой»
Михаил Нестеров
Картина «За Волгой», созданная в 1905 году Михаилом Нестеровым — это философское бытописание: здесь не только две судьбы, не сложившиеся в одну, но и два взгляда на новый, пришедший с новым веком мир. Смиренная молодая женщина, грустью своею сливающаяся с гладью родной реки и цветущих лугов, словно растворяющаяся в природе, и герой — с гордо поднятой головой, крепко стоящий на ногах, уверенно смотрящий вперед. Его река — это пространство для движения барж и пароходов, его природа — земли, которые нужно осваивать. Таким образом, эта картина — своеобразный философский рассказ-размышление о человеческом бытии, месте природы в установлении духовного миропорядка.
Картина была приобретена у самого художника Павлом Догадиным, коллекционером и основателем Астраханской картинной галереи, который в 1918 году передал своё собрание в дар родному городу.
Известно, что в 1907 году картина «За Волгой» участвовала в выставке русских пейзажей в Санкт-Петербурге, в 1914 экспонировалась в Москве на благотворительной выставке под названием «Художники — товарищам воинам». Уже находясь в Астрахани, в 1962 году полотно вновь «посетило» столицу, а в октябре — декабре 2006 года его увидели китайские любители искусства в художественных музеях Ханоя, Шанхая, Гуань-Чжоу, Пекина в составе государственной выставки «Русская пейзажная живопись» в рамках Года России в Китае.
Несмотря на то, что полотно писалось художником в верховьях Волги, в Уфе, изображение величавого речного изгиба воспринимается астраханцами как волнующе близкий пейзаж. Это и определило место картины в музейной экспозиции: она является центром зрительского внимания в каминном зале галереи, где проходят творческие встречи, музыкальные вечера и торжественные события.