Астраханское понизовье и Каспий — в живописи
Из коллекции Картинной галереи им. П.М. Догадина
Авторы сегодняшней подборки картин принадлежали к золотому поколению астраханских живописцев. В рядах Астраханского союза художников в середине прошлого века творили Федор Щукин, Владимир Секлюцкий, Алексей Токарев, Сергей Масленников, Николай Протасов и другие. Жизнь молодой общины художников била ключом. Живописцы получали и выполняли многочисленные заказы, ходили на агитпароходах вверх по Волге. Но самыми запоминающимися творческими командировками были поездки на Астраханское понизовье и Каспийское море к рыбакам. На память о тех временах остались прекрасные полотна — украшение коллекции Картинной галереи им. П.М. Догадина.
Фёдор Щукин (1902-1969)
«У плавзавода». 1941 г.

АГКГ Ж-770
Работа «У плавзавода» была приобретена Областным отделом культуры для Астраханской картинной галереи с юбилейной выставки художника в 1963 году. Это одна из последних пленэрных работ Щукина, написанных за несколько месяцев до ухода на фронт.
В последние годы жизни художник, переживший несколько инфарктов, работал преимущественно в своей квартире. Писал по памяти волжские и каспийские этюды, а также натюрморты.
Сергей Масленников (1892-1970)
«На Каспии». 1954 г.

АГКГ Ж-632
Сергей Масленников принадлежит к старшему поколению астраханских художников, на ранние годы которых пришлись знаковые события в художественной жизни края: основание Астраханской общины художников и картинной галереи, ставших средоточием местной творческой интеллигенции; организация первых крупных региональных выставок.
Картина «На Каспии» была написана в годы, когда Сергей Масленников был директором Астраханской картинной галереи. Совмещая обязанности администратора и хозяйственника, занимаясь ремонтом полуподвального этажа, выбивая средства на асфальтирование дорог у здания галереи и ремонт полов в помещении, он тем не менее находил время и для творчества, и для любимой морской темы. Стоит отметить, что тема моря волновала Масленникова художника ещё на ранних этапах его творческого пути. В 1933 году он написал масштабное полотно «Гибель «Каспия»», приобретённое Сталинградской картинной галереей.
«В серебристой глади моря, в парусах реюшек и шаланд словно выражаются все душевные порывы художника-мечтателя», — так поэтично писала про рыбацкие марины Масленикова искусствовед Ольга Рындина.
Алексей Токарев (1896-1958)
«Волга. Шаланды». Этюд

АГКГ Ж-79
Алексей Токарев – один из знаковых астраханских художников. Он получил образование в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, а с 1918 года продолжил учёбу в Астраханском художественном училище под руководством Павла Власова. Был одним из организаторов в Астрахани филиала Ассоциации художников революционной России, кооперативного товарищества «Художник» и Астраханского союза Советских художников. С 1935 по 1941 годы занимал должность директора Астраханского художественного училища, а с 1942 по 1947 возглавлял Астраханскую картинную галерею.
На годы руководства Токарева пришлись трудные военные годы, когда в стенах картинной галереи расположился военный госпиталь, а всё собрание было законсервировано.
В 1940-1950-х годах Алексей Токарев активно писал пленэрные пейзажи Волжского Понизовья. Сегодня они считаются одними из лучших произведений мастера. В них художник раскрылся как пейзажист, влюблённый в просторы родного речного края.
Этюд «Волга. Шаланды» поступил в собрание Астраханской картинной галереи в 1940 году. Он был приобретён у Астраханского товарищества «Художник». Этюд раскрывает перед зрителем сцену у астраханской пристани. Стоят рыбницы с уловом, в центральной части композиции – баржа, гружённая чисто обструганным тёсом.
Сергей Сахаров (1882-1961)
«У плавзавода на Каспии»

АГКГ Ж- 868
Большинству астраханских любителей искусства Сергей Сахаров известен как автор тематических картин и пейзажей с видами нижневолжских просторов. Одним из любимых мест художника, где он изучал труд и быт рыбаков Волги и Каспия, был посёлок городского типа Мумра в Икрянинском районе Астраханской области.
«Реалист по убеждению, Сергей Сахаров умел остро чувствовать и видеть родную природу в её бесконечном многообразии. Тонкий лирик, он умел поэтически образно передавать в своих картинах характерные черты родного края». Так писала о творческой манере Сахарова искусствовед Ольга Рындина.
Примером живого восприятия Сахаровым родной природы и совмещения в живописи темы трудовых будней и лирического пейзажа является работа «У плавзавода на Каспии». В 1968 году она была передана в дар Астраханской галерее художником Николаем Скоковым, занимавшим в то время должность директора музея.
Николай Заварин (1918-2007)
«На тоне».

АГКГ Ж-718
Николай Скоков писал, что живопись Заварина «…красива, материальна, все в ней высмотрено и проверено в натуре».
По материалам сайта agkg.ru