Уникальный мир гравюры в Астрахани
Одну из значимых частей зарубежного собрания Астраханской картинной галереи составляет коллекция гравюры (более 8000 листов), имеющая отношение к отделу зарубежного искусства музея.
Сегодня мы решили рассказать о ней подробнее.
Назад в прошлое
Изначально гравюрное собрание являлись частью библиотеки астраханского купеческого сына и библиофила Ивана Акимовича Репина. Он еще при жизни подарил коллекцию редких книг и эстампов родному городу. А затем, уже в 1909 году, по завещанию мецената, вся его библиотека была передана наследниками в Астрахань.
Книжное собрание перешло в Центральную Губернскую библиотеку, а ныне в Астраханскую областную научную библиотеку имени Н.К. Крупской. В 1926 году более 8900 листов зарубежной гравюры были выделены из собрания Репина в фонды Картинной галереи.
Из астраханской коллекции купцов Сапожниковых в 1919 году также были переданы гравюры французских художников Н. Лармессена, М. Бакуа и Ш. Симоно.
Гравюра (от фр. graver — вырезать) — это вид графики, в котором произведения искусства создаются путем зеркального оттиска изображения на бумаге с печатной формы. Мастера-граверы на станках или вручную вырезают по эскизу художника на камне, деревянной доске или металлической пластине рельефный рисунок. Впоследствии именно он служит готовой формой для тиражирования изображений.
Эстампы — это произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).
Современность
В настоящее время гравюрная коллекция АГКГ имени П.М.Догадина представлена русской и зарубежной гравюрой XVI-XIX вв. Среди них находятся великолепно исполненные листы П.Ж. Мариетта, Ф. Базана, А.В. Олсуфьева, А.С. Власова, А.А. Писарева и др. Еще одними жемчужинами отдела зарубежного искусства являются гравюры из “Люксембурской галереи”, работы Дж. Пиранези, Ван дер Хейдена, немецкая и французская литография.
Гравюра может быть создана на камне (литография), металле (офорт) и дереве (ксилография). Современные техники позволяют создать оттиск на линолеуме, пластике и оргстекле. Для того, чтобы подойти к созданию гравюры, нужен специальный инструментарий: резцы (штихели) для гравирования на стали, офортные иглы, резец для разрезания досок, шабер (инструмент для скобления), гладилки, кожаные тампоны, валики и др.
В Отделе зарубежного искусства можно увидеть настоящий станок для изготовления гравюр. Модель стилизованного гравировального станка создана в реставрационной мастерской фирмы «СКАЙ» (Москва) по проекту известного астраханского художника-гравёра В.П. Филиппова. Станок сделан из дерева и металла.
По словам заведующей отделом зарубежного искусства Натальи Березиной, немалую роль для экспонирования гравюры в формате выставок играет специальное освещение, которое подбирается индивидуально для каждого вернисажа, а порой и для отдельного экспоната: свет может быть точечным, направленным или рассеянным, приглушенным. Поэтому окна выставочного зала чаще всего прикрыты специальными жалюзи. “Прямые лучи солнца или яркий свет фотовспышки могут оказать негативное воздействие на уникальные графические изображения, имеющие в своём провенансе (истории владения) не одну сотню лет,” — пояснила она.
Малика Родина