30 фактов к юбилею Дома-музея Хлебникова

Он открылся 30 лет назад
1.
Прекрасным осенним днем, 19 октября 1993 года, в нашем городе появился дом-музей самого загадочного поэта, Председателя Земного шара — Велимира Хлебникова. Для Астрахани это стало важнейшим и даже знаковым событием. И спустя 30 лет музей является местом притяжения творян и ценителей творчества Поэта-Будетлянина.
2.
Дом-музей Велимира Хлебникова расположен в бывшем доходном доме Полякова на Большой Демидовской улице – ныне улица Свердлова, 53. Именно здесь с 1914 по 1931 годы вместе со своей семьей жил Владимир Алексеевич Хлебников, отец поэта, талантливый учёный-натуралист, орнитолог, лесовед, один из основателей Астраханского биосферного заповедника.
С 1911 по 1919 годы Велимир приезжает в квартиру родителей, где им созданы такие произведения, как «Хаджи-Тархан», «Есир», «Ка», «Астраханская Джиоконда» и др.
3.

Художник: Анхель Онтальва
Погружение в особый мир поэта начинается у самой двери – высокой, старинной, узорчатой. Музейное пространство делится на две части: мемориальную и выставочные залы. Мраморная лестница с коваными перилами ведет в привычную, будничную жизнь, где находятся обычные жилые квартиры.
Посетители музея ходят по паркету из темного дуба, по которому когда-то в задумчивости мог вышагивать поэт. В поразительных интерьерах с изразцовыми голландскими печами и лепниной на потолке.
4.
История музея начиналась с небольшого собрания — первую экспозицию из считаных оригиналов создал художник Александр Петров и его коллектив.
Ключевым стал 1994 год, когда племянник поэта, народный художник России Май Петрович Митурич-Хлебников, передал в музей все, что долгие годы хранилось в семейном архиве. И Калерия Чернышева сделала из этих раритетов ту самую экспозицию, благодаря которой музей задышал уже в полную силу.
Не отрывая поэта от семейной среды, но делая его доминантой всей экспозиции, за концепцию Астраханского музея Хлебникова были взяты Природа и Творчество, объединённые обязательным присутствием чувства Истории.
Сегодня в собрании музея — филиала Астраханской картинной галереи — находится более 3 тысяч экспонатов.
Знаменитая «Хлебниковская коллекция» включает личные вещи поэта и его прижизненные издания, фамильную библиотеку, семейный альбом фотографии, художественные полотна Веры Хлебниковой и многое другое.
5.
В числе самых необычных экспонатов — засохшая ветка вербы. Она была ручкой поэта:
«Я пишу сейчас засохшей веткой вербы,
на которой комочки серебряного пуха уселись пушистыми зайчиками,
вышедшими посмотреть на весну,
окружив ее черный сухой прут со всех сторон.
Прошлая статья писалась суровой иглой лесного дикобраза, уже потерянной.
После неё была ручка из колючек железноводского терновника. Что это значило?
Эта статья пишется вербой другим взором в бесконечное, в «без имени», другим способом видеть его.
Я не знаю, какое созвучие дают все вместе эти три ручки писателя».
6.
А еще в доме-музее Хлебникова хранится галстук, подаренный поэту его другом Владимиром Маяковским. Выполненный фабричным способом, с повторяющимся орнаментом из геометрических фигур, он резко контрастировал с традиционной одеждой Будетлянина (Велимир, будучи погруженным в творчество, очень невнимательно следил за своим гардеробом).
Кроме того, Маяковский подарил вечно бедствующему другу полушубок военного покроя («серый суконный тулупчик»).
Эй, молодчики-купчики,
Ветерок в голове!
В пугачевском тулупчике
Я иду по Москве.
(«Не шалить!»)
7.
Впрочем, одним из главных «экспонатов» дома-музея является Аура Велимира. Нынешние обитатели особняка (официальная должность работающих здесь – научные сотрудники, неофициальная – творяне, сеятели очей, хлебниковцы) смогли сохранить особый дух, который так и называют — Аура Велимира Хлебникова. Да и сами они во многом родственны мироощущением с поэтом — это же отмечают многочисленные посетители, некоторые из которых едут в Астрахань только ради этого места.
8.
Человеком-символом музея, его хранителем все эти годы остается Александр Александрович Мамаев. Он вспоминает, как изменилось первоначальное название — «Музей Хлебниковых».
В 1992 году, на обсуждении макета будущего музея, голландский профессор Виллем Вестстейн сказал: «Я ехал так далеко не в музей Хлебниковых, а в музей Хлебникова, моего любимого поэта». Так утвердилось название: «Дом-музей Хлебникова». Трижды менялась экспозиция «Зала Велимира», пока все хлебниковеды не сошлись в едином мнении: «Вот теперь здесь есть аура Хлебникова».
9.
Многие годы Александр Мамаев посвятил изучению творчества Хлебникова, что выразилось в многочисленных рукописных трудах — с ними можно познакомиться в библиотеке музея.
150 статей Мамаева опубликованы в российских и зарубежных журналах, издано восемь книг. Новое, восьмое издание вышло в ноябре 2022 года, к 100-летию ухода поэта из жизни. Оно обращено к творчеству поэта, выросшего в семье ученого-орнитолога, воспевшего «птичью Русь» и «страну Лебедию» (Волжское понизовье), ставшего знатоком темы «мудрой общины зверей и растений» и получившей в его творчестве философское осмысление.
10.
В антикварных шкафах собрано огромное количество сборников и книг о Велимире на многих языках мира, журналы, афиши, аудио- и видеоматериалы. А ещё – картины и скульптуры, на которые их создателей вдохновил образ Хлебникова.
И, конечно, главное книжное украшение музея — книги Велимира Хлебникова. В Зале Велимира выставлены рукописи, прижизненные издания Хлебникова и многочисленные переводы его произведений.
11.
Экскурсия по музею начинается знакомством с родословной астраханской семьи. Многие Хлебниковы были выдающимися людьми и меценатами. В нашем городе сохранились особые, «хлебниковские», места.
Напомним, что Астрахань – родина предков поэта. Думные гласные, купцы, судовладельцы, Хлебниковы много сделали для процветания Астрахани, заслужили звание её потомственных почетных граждан. В экспозицию зала введены старинные литографии и открытки с видами Астрахани, родословное древо Хлебниковых, фотография фамильного склепа, копии семейных документов. «Хлебниковская коллекция» здесь представлена картой Астраханской губернии (собственность В.А. Хлебникова, отца поэта).
12.
Гостиная Хлебниковых встречает посетителей практически в том же виде, в каком она была при жизни хозяев этого дома. Сюда вернулись предметы обихода, фамильная мебель, семейная библиотека.
Каждая вещь имеет свою историю. В зале собраны вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, зеркальце, кавалерийский гребень, чернильница, щипцы, стаканчик для хранения карандашей с изображением дракона, таганок, футляр от мозеровских часов, приспособление для крепления бумаги в форме лиры, инструмент для набивки чучел птиц.
Здесь же – зелёная чашка, которую Велимир подарил своей маме, и портрет отца, который Вера Хлебникова преподнесла Владимиру Алексеевичу. А также свидетельство Сестры Красного Креста Екатерины Николаевны Вербицкой.
13.
Младшая сестра Велимира – Вера Хлебникова – впоследствии стала художницей. В доме-музее есть отдельный зал – комната Веры Хлебниковой, где она проживала восемь лет, с 1916 по 1924 годы.
С детства её окружала творческая атмосфера: отец учил рисовать, мама давала уроки французского языка, читала книги. Вера рано проявила своё дарование, с шести лет копируя иллюстрации с детских книг, а с восьми – приступив к собственному творчеству. Это были преимущественно зарисовки птиц и зверей, обитавших в отцовском доме.
В «Комнате Веры» много подлинных экспонатов: её детский локон; открытки, присланные из Флоренции; пресс-папье из застывшей лавы вулкана Везувия; стихи Веры на русском и итальянском языках; её «Астраханский дневник» времени революции и гражданской войны. Особое место в экспозиции отведено акварелям Веры к поэме Велимира Хлебникова «Лесная тоска».
Находясь в Астрахани, в квартире родителей, Велимир украшал свою комнату картинами своей младшей сестры Веры Хлебниковой. Делал это по торжественным случаям, когда ожидал особо дорогих гостей.
14.
А это единственная комната в жизни поэта-странника. На стенах — фрагменты рукописей и рисунков Велимира, графических работ Степана Ботиева — большого друга музея из Калмыкии, макеты обложек «Доски судьбы» и «Зангези», «Звездная азбука» Хлебникова, воплощённая в макетах кубиков «Живописной азбуки» Петра Митурича. Именно здесь, в этой комнате, поэт создал ряд произведений с астраханской тематикой: поэму «Хаджи-Тархан», статью «Астраханская Джиоконда», рассказ «Есир», повесть «Ка» и т.д.
Здесь вы не увидите ни кровати, ни других привычных нам бытовых предметов. Кого-то это, возможно, удивит, а вот люди, знакомые с творчеством и личностью Будетлянина, наоборот, отметят: такая обстановка великолепно отражает дух поэта и в некотором смысле его образ жизни. Велимир Хлебников много скитался, и всегда в этих странствиях его сопровождали черновики, обрывки и лоскутки его стихов. Имитацию тех самых разбросанных стихов воссоздали в комнате.
15.
Побывав в этой комнате в 1918 году, поэт Рюрик Ивнев вспоминал:
Здесь была какая-то особенная тишина, точно комната была вырвана из города и переброшена в безлюдную пустыню».
Из вещей, принадлежавших Хлебникову, посетители отмечают маленький сундук. На самом же деле, это даже не сундучок, а ящик для переноса патронов времен Первой мировой войны. Единственный «трофей», который поэт привёз с фронта. В сундучке-ящике – его солдатская фотография; два астраханских талона на хлеб 1917 года; рисунок по шёлку «Разъярённый лев» и подлинная записка Хлебникова:
«Это я перед отправкой в военное училище»
16.
Эта скульптура выполнена из металла. Отсутствие пьедестала создаёт впечатление идущего по степи странника. Скульптор стремился создать «не только образ поэта-странника, но и скитальца духа».
17.
В 2013 году проект музея «Голод пространства, или Комната Велимира» стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда В. Потанина, в номинации «Технологии музейных экспозиций». Тогда помимо необычного визуального оформления здесь появилось техническое сопровождение. Теперь каждый посетитель может навести на экспонаты или стены планшет, и они будто бы оживут.
Благодаря этому экскурсии видоизменились: о творчестве и идеях будетлянина посетители могут узнать не только от экскурсовода, но и самостоятельно. Достаточно лишь навести мобильное устройство на экспонат или стены с фрагментом рукописи, математическим примером — и с экрана зазвучат строки произведений Хлебникова, рассказы о его поисках «закона времени», демонстрация видеофрагментов по произведениям Велимира.
18.
Идея пятого зала («Зал Велимира Хлебникова») – место поэта в мировой литературе.
«Уголок футуризма» вводит нас в круг творческого общения поэта с его соратниками по футуризму: В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским, А. Кручёных и другими. На стендах – прижизненные издания Велимира Хлебникова, переводы его творений на английский, немецкий, французский, итальянский, голландский, японский, португальский, венгерский и другие языки. Особо выделены «Доски судьбы» (1922), где поэт с гордостью провозглашает открытые им «законы времени».
Он не единожды предсказывал ключевые, поворотные события грядущих десятилетий.
19.
Дальше гости музея могут узнать, как завершилась земная жизнь поэта — в зале «Уход Велимира». В мае 1922 года Хлебников собирался приехать в Астрахань. Но друг, художник Пётр Митурич, уговорил его посетить деревню Санталово Новгородской губернии. Эта поездка оказалась для поэта последней. В Санталово он заболел и 28 июня 1922 года скончался. Митурич запечатлел последние дни Велимира в своих рисунках. Хлебников был похоронен на кладбище деревни Ручьи.
В 1961 году прах «Председателя земного шара» был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В изголовье его могилы – «каменная баба», сквозной образ его стихов и поэм.
20.
Завершает мемориальную часть музея светлая и просторная «Хлебниковская веранда», ставшая, можно сказать, самостоятельной точкой в культурной жизни Астрахани. Именно здесь проходят встречи с творческими людьми, выставки и другие музейные мероприятия.
В течение нескольких лет Дом-музей Велимира Хлебникова также реализует проекты эстетического развития для семейной аудитории. Яркий тому пример — «Веранда сказок».
21.
В 2021 году Ольга Кузовлева отметила свой профессиональный юбилей: 15 лет работы в стенах дома-музея. Большую часть из них она возглавляет Дом Велимира.
Думаю, многие со мной согласятся, что Велимир Хлебников как никто другой во многом претендует на роль ключевой личности, символа нашего города в области культуры, искусства и науки.
На фото мы видим бюст Велимира, созданный когда-то все тем же Степаном Ботиевым. Многие наблюдают внешнее сходство этих двух людей.
22.
Переходим в другую часть музея. Здесь представлены залы с живописью Веры, графическими работами её мужа, художника, друга Велимира Петра Митурича, и их сына, Народного художника РСФСР Мая Митурича-Хлебникова.
23.
В музее хранится рисунок Веры Хлебниковой «Белочка» — она подарила его своему брату Виктору (Велимиру), который трепетно к нему относится его до конца своей жизни и брал в многочисленные поездки.
24.
В числе больших друзей музея — Александр Ефимович Парнис, филолог, литературовед, исследователь творчества Велимира Хлебникова и русского авангарда. Еще в начале 1980-х он ратовал за открытие астраханского музея Хлебникова («Музей – певцу Волги»). А после открытия Дома Велимира является его частым и желанным гостем, проводя здесь лекции, встречи и преподнося ценные дары.
Так, к 25-летию Дома-музея Хлебникова Александр Ефимович подарил «Портрет Елизаветы Поташник», работы Веры Хлебниковой. Учительница Елизавета Самойловна Поташник была соседкой Хлебниковых в этом самом доме, проживая в квартире напротив. Она была дружна с сестрой поэта Верой и их матерью Екатериной Хлебниковой. Муж Елизаветы Самойловны служил вместе с братом поэта Александром Хлебниковым. Некоторые сведения о нём семья получала из писем мужа к Елизавете Поташник. В 70-х годах Александр Парнис вёл с ней переписку. И в один из приездов в Астрахань она подарила Александру Ефимовичу свой портрет авторства Веры Хлебниковой.
25.
Астраханский дом-музей Велимира Хлебникова нередко посещают знаменитости.
В 2015 году поэт Евгений Евтушенко, будучи здесь, рассказывал и о своем прошлом визите: «Когда я приехал в Астрахань, первым делом отправился в музей Хлебникова. Без него не было бы Маяковского, он был его учителем. Это великий изобретатель, гениальный человек, который является своеобразным князем Мышкиным, человеком невероятной чистоты».
Он оставил новую запись в книге почетных гостей: «Счастлив быть еще раз в музее В. Хлебникова, одного из моих учителей поэзии – благородного рыцаря русского стиха. Е. Евтушенко».
26.
В 2021 году Общедоступный театр «Периферия» при поддержке Фонда Президентских грантов создал в Астрахани спектакли, посвященные жизни и творчеству великих астраханцев: художника Бориса Кустодиева, оперной певицы Надежды Папаян и поэта-футуриста Велимира Хлебникова. Пьесы для них были написаны в рамках третьей лаборатории современной режиссуры и драматургии «Жара: Жизнь замечательных людей» (2019 г.).
В музее проходили показы спектакля «Дом Хлебниковых» по пьесе Станислава Шалковского и в постановке режиссера Александра Савчука.
Владимир Алексеевич Хлебников (Олег Комаров) проводит зрителей по комнатам бывшей квартиры в доходном доме Полякова. «Гости» дома оказываются внутри семейной драмы. Павел (Алексей Березюк), ученик Петра Митурича (друга-художника и зятя Велимира) восхищается будетлянином, считает его гением. Владимир Алексеевич же думает о сыне иначе, уверяя, что «Бобэоби пелись губы» – несусветная чушь, а все футуристы – «идиотичи-дуракотичи». Позже на сценическом пространстве начинают читать стихи Хлебникова его мать Екатерина Николаевна (Екатерина Спирина), Петр Митурич (Дмитрий Карыгин) и сами зрители. Им удается прикоснуться к искусству Велимира Хлебникова – «блудного сына» русской поэзии, «Председателя Земного шара», «поэта немногих». Каждый сидящий в Гостиной дома-музея входит в круг тех самых «немногих», кто попытался понять творчество знаменитого астраханца и частную историю его семьи.
Кстати, это уже не первый опыт иммерсивного театра в Доме Велимира. Первые попытки сотрудники музея предприняли еще в 2018 году (к 25-летию музея). Тогда Санкт-Петербургский театр Лузорес поставил здесь два спектакля: Николай Заболоцкий. «Школа жуков. Урок тишины», Елена Гуро. «Небесные верблюжата».
27.
В течение многих лет Дом-музей Хлебникова реализует яркие проекты совместно с группой VESPERO. В 2016 у коллектива был интересный музыкальный опыт, итогом которого стали четыре композиции, названные по образам и мотивам Хлебникова: «Мирсконца», «Есир», «Слово об Эль», «317». Неоднократно в музее проводились акустические концерты VESPERO.
Аркадий Федотов, один из участников группы, отмечает: «Мы очень любим и ценим Дом-музей В. Хлебникова. Потому что часть нашего мироощущения выросла там. В детстве я ходил туда читать книги, удивительные книги, которые не найти в обычных библиотеках. Александр Александрович Мамаев помог мне выпустить первый сборник моих стихов в 1999 году. И в целом футуризм очень связан с творчеством Vespero. Соответственно с музеем Хлебникова мы всегда поддерживаем связь, дружим. Например, мы писали музыку для официального ролика музея. Мы любим это место. Оно одно из самых важных в нашем городе».
28.
К слову, у Дома Велимира немало друзей из мира творчества. Например, с Анхелем Онтальвой. В октябре 2017 года в музее Будетлянина состоялся концерт испанского гитариста, а буквально через несколько месяцев впервые в Астрахани была представлена удивительная выставка его акварелей «Sunrisecities/Рассветные города». Она прошла в рамках Международного арт-проекта «Бобэоби», в основе которого идея о синкретичной природе искусства.
29.
В новогодние праздники музей зачастую представляет собственную инсценировку «Снежимочки» — произведения Велимира Хлебникова, которому в 2023 году исполняется 115 лет.
Сам Велимир Хлебников охарактеризовал его как «рождественскую сказку» — и не случайно, ведь прототипом главной героини служит Снегурочка из пьесы Островского. В произведении поэта-футуриста эти имена сравниваются-противопоставляются, а действие преимущественно происходит в мифологическом зимнем лесу.
А в 2022 году здесь была представлена выставка «Снежимочка, ставшая итогом одноименного конкурса. Участники создали иллюстрации к рождественской сказке «Снежимочка» и к её прототипу.
30.
В музее есть книга отзывов, наполненная восторгами, искренними признаниями в любви и даже рисунками. Люди со всего света, иногда целенаправленно приехавшие в наш город только ради посещения этого музея, оставляют в тетради записи на разных языках.
Например, такие: