АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

      16.02.2023
      0
    • Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

      03.02.2023
      0
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Вечерний базар: и такое было в Астрахани

      24.08.2022
      0
    • Астрахань: перекресток культур и место толерантности

      10.08.2022
      0
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Николай Миловидов: судьба архитектора

      12.07.2022
      1
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      24.03.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      24.03.2023
      0
    • Афиша на выходные

      24.03.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      24.03.2023
      0
    • Выставки

      24.03.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      24.03.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      24.03.2023
      0
    • Киноафиша

      24.03.2023
      0
    • Афиша на неделю

      20.03.2023
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • «Кушать подано»: необычная астраханская премия отметила свое трехлетие

      16.02.2023
      0
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Краеведческий музей

      Астраханскому музею-заповеднику - 185 лет! 10 фактов об этом месте

      25.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • Памятка для любителей рыбалки в Астраханской области. 2023 год

      10.03.2023
      0
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Лиза Смирнова: «Иногда я хочу работать в отделе кадров, как моя мама»

      21.03.2023
      0
    • 10 новых фактов об Астрахани

      25.02.2023
      0
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Чайка как искусство: кукольный опыт в драматической постановке

      18.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Лиза Смирнова: «Иногда я хочу работать в отделе кадров, как моя мама»

  • Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

  • Майское настроение: вестники весны из Астрахани

  • 145 лет Борису Кустодиеву. Новые факты о художнике-астраханце и его творчестве

  • Пришел марток! Несколько примет к началу весны по-астрахански

Музеи
Home›Культура›Музеи›Елена Герасимиди: Музей – он о настоящем

Елена Герасимиди: Музей – он о настоящем

Ольга Иванова
02.10.2018
2546
0

А начиналось все с Чернышевского…

42

Пожалуй, это был знак: с Еленой Ивановной Герасимиди мы встретились ровно четверть века спустя с того самого дня, когда началась ее работа в музее культуры Астрахани. Из них уже 20 лет она руководит этим замечательным местом, где в атмосфере уютного прошлого можно часами говорить о времени, о людях и вспоминать тот самый первый день, с которого все началось…

О музее услышала от кого-то: «Мол, пойди, там люди нужны». И я пошла, без всяких знакомых, как советский человек, бывшая комсомолка.

— Елена Ивановна, как судьба свела Вас с этим местом, которому вы посвятили столько лет?

– Случайно. Я тогда работала на заводе «Прогресс», в редакции. А потом завод начал разваливаться — все второстепенные подразделения сократили. И конечно, последний пришедший туда человек, самый молодой сотрудник с маленьким ребенком, вследствие чего постоянно бывающий на больничном – первым пошел с вещами на выход. Это была я. Но я не расценивала это, как трагедию – наоборот, это была возможность найти себя. Стала рассматривать самые различные варианты: от милиции до метеослужбы. В метеослужбе было страшно, надо было поздно ночью вставать и идти в дикое поле — с огромными собаками, снимать показатели, делать расчеты, а я все-таки гуманитарий. Что касается милиции, был категорически против мой муж. Да и положа руку на сердце, какой из меня милиционер – мне всех жалко. Ну или стала бы я черствым человеком, сломала себя — зачем?

Музей показался мне совершенно другим миром, где своя жизнь — непривычная, но интересная.

О музее услышала совершенно случайно: «Пойди, мол, там люди нужны». И я пошла — без всяких знакомых, как советский человек и бывшая комсомолка. Тогда в музее работала Алевтина Павловна Карасева. Узнав о том, что у меня филологическое образование, она сказала, что сотрудники, действительно, нужны. Как сейчас помню: прихожу утром, меня встречает моя будущая начальница, заведующая музеем Валентина Григорьевна Носенко, и я рассказываю ей, как положено, всю свою биографию. Так и началась моя работа в музее. Это было ровно 25 лет назад, 2 сентября. Именно тогда открывалась выставка Александра Маркова, которому исполнилось 60 лет. Прошло четверть века, а я по-прежнему здесь и уже сама открываю выставку в честь Александра Сергеевича и его нового юбилея.

А тогда я пришла с тортиком, еще никого не зная. Атмосфера была суетливая. Музей сразу же показался мне совершенно другим миром, где своя жизнь — непривычная, но интересная. И совсем скоро я поняла, что мне все это подходит — и прежде всего, постоянное разнообразие. Сегодня я уже не обижаюсь на вопросы вроде «А что вы там делаете?».

— Вы пришли работать в Литературный музей имени Чернышевского – а сегодня возглавляете музей культуры Астрахани. Смена названия имела под собой основание?

– В советское время Чернышевского боготворили. Те, кто работал еще до меня, говорили, что полы в музее не успевали прокрашивать – так много приходило людей. В музее и атмосфера была соответствующая. Как-то женщину, которая работала здесь, спросили: «Ты Николая Гавриловича (имеется в виду картина с его изображением) вытерла?». Та ответила: «Вытираю, вытираю, кормилец наш!» (смеется).

Сегодня с Чернышевским у меня почти родственные отношения, но к этому еще нужно было прийти. Помню, впервые читала в школе его знаменитый роман «Что делать?» из чувства подросткового упрямства — даже в институте не у всех сил хватало прочесть до конца. Так вот Чернышевский был многим безразличен, он был «неживой». А когда я пришла в музей, мне нужно было проводить экскурсии, вне зависимости от того, любимый он или нет. И тогда я обложилась книгами со всех сторон, прочла множество мемуарных вещей, и он стал для меня живым. Таким же человеком, как все, со своими достоинствами и недостатками.

Однако часто бывает такое, что плюс меняется на минус. И в нашей стране наступило время пересмотра ориентиров – тогда музей переименовали. Новый статус музею вполне соответствует – он и до этого выходил за рамки «литературного». Это было скорее место встреч для поэтов, которые приводили с собой своих друзей- художников. А те приводили артистов, а артисты музыкантов…

Совсем расставаться с Чернышевским, однако, не стали. Зал с посвященной ему экспозицией здесь есть до сих пор. Появились новые экспозиции о театре, музыке. В этом году мы активно работаем с мастерами декоративно-прикладного творчества. Они делятся своим опытом, проводят занятия, приносят свои работы.

Со сменой статуса и названия жизнь стала налаживаться.

— Сложилось ли у Вас за это время представление о том, кто они – посетители музея культуры?

– Они разные. И были разные в разные годы. Сначала были ребята, которых приводили педагоги – своего рода выполнялась «задача». Помню, как-то из одной только школы было у нас в гостях 8 параллельных классов. И каждой группе ребят хотелось провести экскурсию как-то по-новому. Учительница постоянно удивлялась, откуда я беру новые сведения. К каждой встрече я готовилась, находила интересные факты.

Потом настало время, когда их стало меньшее, постепенно наступило затишье. Приходили только истинные любители Чернышевского. Со сменой статуса и названия жизнь стала налаживаться. Я хорошо помню тот рубеж: как-то приехала семья из Волгограда с целью посмотреть город. Своих детей супружеская пара водила по музеям, знакомила с культурой города, и привела их к нам. Было очень приятно. Так вот тогда пошла эта волна — стали приезжать и заказывать экскурсии люди, которые хотели впечатлений для души, для саморазвития.

Есть посетители, которые просто «проходили мимо». Есть те, которые проводят здесь часы напролет, уже зная и разбираясь в объекте своего интереса. Есть и те, которые приходят от одиночества.

— А можно сказать, что сегодня существует еще и определенная мода на «культуру», как на явление светскости в ущерб духовной пище?

Разве может быть плохой мода на здоровый образ жизни

– Можно. И несмотря на то, что я должна быть консерватором, я не считаю, что это плохо. С одной стороны, мода – это некое переменчивое понятие: сегодня она есть, завтра нет. Но ведь это хорошая мода, и если мы выдерживаем конкуренцию с чем-то развлекательным, это же хорошо. Другое дело, что мы не должны ей слепо следовать, должен быть стержень, своя линия. И если среди многообразия есть место для светского, то почему бы и нет. Разве может быть плохой мода на здоровый образ жизни?

— Музей культуры известен также замечательными творческими вечерами, концертами. Расскажите, как пришла идея расширить музейное пространство?

– Важным шагом к этому стало появление здесь зрительного зала, о котором я так мечтала. В музее такого плана должен быть зрительный зал. До этого мы проводили концерты в экспозиции – и это не совсем правильно. Как-то пришла Юлия Семеновна Скрипченкова – она на тот момент работала в Филармонии. Мы с ней поняли друг друга и стали работать вместе. Затем она ушла в театр оперы и балета и мы стали сотрудничать с ним. Артисты любят у нас петь. Здесь они тоже слушают себя, здесь особая камерная атмосфера.

Стереотип, что музей – это прошлое, не интересное. Музей как раз о настоящем, он между прошлым и будущим.

— Скажите, есть ли определенные «музейные» стереотипы, которые являются, на Ваш взгляд, неверными?

– Многие считают, что музейная работа – скучная. Некоторые думают, что мы не выставляем какие-то предметы из фонда из-за вредности, не понимая, что будущий предмет должен не просто оказаться в интерьерах музея — он должен стать частью экспозиции, у которая есть определенная концепция, идея. Неверным стереотипом является и то, что в музее работают только пожилые бабушки, которые спят. Не спят и не пожилые. У нас в музеях очень много молодежи, и так должно быть. Часть коллектива – представители предыдущего поколения, потому что музею важен накопленный опыт, он приходит с годами. Тем более, что этому не учили.

Стереотип, что музей – это прошлое, не интересное. Музей как раз о настоящем, он как связующая нить между прошлым и будущим.

купцы правили балом, они были очень богатые, авторитетные и очень многое сделали для региона.

— Что касается прошлого — одна из Ваших научных работ была посвящена роли купечества в культурном развитии Нижнего Поволжья. Расскажите об этом

– Астраханское купечество очень интересное. Купцы здесь были важнее, чем дворяне, последних было мало. Потому что дворянин – это земля, поместье. Какая у нас тут земля? У нас воды, в которых рыба и это было главным богатством края. Как правило, дворянство в Астрахани было служивое. А купцы правили балом, они были богатые, авторитетные и очень многое сделали для региона. С характеристиками купечеству не повезло они попали под категорию «черное/белое». В советское время это было «темное царство», стяжатели. Потом это только Третьяковы, Бахрушины – гении, светочи. А правда, как всегда, посередине: купечество-деловое сословие и подход ко всему соответствующий.

Возьмем образование, по сути, получать законченное образование им было не нужно. Дети учились в гимназии по два-три класса, затем шли в лавку или в контору, на промыслы. В ходу было и практическое обучение в Астрахани «иногородние купеческие дети, приучающиеся к торговле». Купцов-родителей можно было понять: образованные дети не хотели заниматься семейным делом, становились военными, учеными, а кому же было передавать капиталы и бизнес?

В чем сильны были купцы так это в благотворительности, в этом Астрахань отличалась больше остальных городов. Это не мой вывод, а свидетельства прошлого. Помогали сирым и убогим по разному — от милостыни из рук в руки до открытия богаделен и приютов, жертвовать на хорошие дела, было хорошим тоном, своего рода общественным служением купечества. Надо сказать, благотворителей часто путают с меценатами. Меценаты – люди иного уровня. Это те, кто понимает, что надо сохранять и поддерживать культуру и дарят коллекции своему городу, содержат людей искусства, бескорыстно действуют. Меценатами в нашем городе были Догадин и Репин. Уверена, что со временем таких людей было бы намного больше, но тут произошла революция. Из астраханской купеческой среды, вышли люди, которые внесли в культуру свою лепту: оперная певица Н. Папаян, так же как Николай Бравин-Васяткин, Сергей Бурджалов (сподвижник Станиславского).

люди раньше были глубже

Есть ряд вопросов, которые мы стараемся задать нашим собеседникам. Они касаются кино, литературы, культуры как таковой. Так вот…

  • Кто он – культурный человек? Меняется ли он со сменой поколений?

– Мне кажется, люди раньше были глубже. Может быть, меняется сам формат жизни как таковой. Люди больше общались вживую, читали. Я стала замечать, что многие «друзья» из того же Фейсбука не могут выйти за рамки виртуальности — подойти, к примеру, сказать, «Добрый день, а вот мы с вами дружим»…

Культурный человек – это, наверное, глубокий человек, не простой, не примитивный, который занимается делом, любит свою работу, читает, путешествует, развивается.

Надо читать и искать свое, потому что все мы разные

  • Есть ли какой-то минимум, которым человек к определённому времени/этапу своей жизни должен овладеть. Например, прочесть «нужные» книги? 

– Есть. И это классика. Сегодняшняя молодежь – замечательная, хорошие люди, но у нас с ними нет общего поля – большой разрыв. Мы, сверстники, хорошо понимаем друг друга, цитируя что-либо, например. С молодежью такого нет. Сейчас я с удовольствием читаю Чехова. У него потрясающие письма. Он такой современный, такой живой. Ильф

и Петров, Василий Белов. У него, кстати, есть повесть «Привычное дело». Надо читать и искать свое, потому что все мы разные.

когда я вижу на экране партизанку накрашенную, хорошо причесанную – не верю…

  • 2016 год – Год кино. Есть ли киноленты, которые, по вашему мнению, должен посмотреть каждый?

– Советская классика. «Летят журавли», например. Тогда была цензура, худсовет, в этом тоже был плюс – не пропускали явных халтур. А когда я вижу на экране партизанку накрашенную, хорошо причесанную – не верю! Я не приемлю современных фильмов про войну.

Мне нравятся британские фильмы..про Британию. Не люблю, когда иностранцы снимают фильмы про нас. Наверное, наши фильмы про зарубежную жизнь также нелепо смотрятся.

Я никогда не бегу в кинотеатр, а жду того, что скажут авторитетные для меня люди.

Ольга Иванова

 

К предыдущей записи

Валентинов День: квARTирные посиделки с ТЮЗом

К следующей записи

Стартовал прием заявок на фестиваль «Театральная семья»

В продолжение темы

  • АКЖивописная АстраханьМузеи

    Сокровища «Догадинки»: 5 именитых картин

    11.01.2021
    Анастасия Степанова
  • ART&ФактыМузеи

    Дом Велимира: четверть века идем за Хлебниковым

    19.10.2019
    Неля Салихова
  • Музеи

    «Ночь музеев» в Instagram. Как это было?

    23.05.2017
    Анастасия Степанова
  • АКМузеи

    Школа в музее: в Астрахани проводят необычные занятия

    27.10.2016
    Яна Третьякова
  • АКМузеи

    «Сокровища музеев России» засияли в Астрахани

    09.10.2019
    Анастасия Степанова
  • Музеи

    «Погружение» в военное прошлое. Музейный интерактив

    26.06.2019
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • АКАстрахань

    Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

  • ART&ФактыМузеи

    Игры разума: астраханские музеи приглашают на квест

  • ART&ФактыПроекты AstraKult

    Прошлое Астрахани, или ART&Факты в Краеведческом музее

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Майское настроение: вестники весны из Астрахани

    Тюльпаны, вобла и праздники
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult

Культурная мама

  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.