От щетки до химраствора: как профессионалы сохраняют историю
Наши новые открытия в Краеведческом музее
Глядя на диковинные экспонаты в музее, мы порой не задумываемся, как оказались здесь эти сокровища. В случае с Краеведческим музеем, многие из них были добыты буквально из-под земли — в ходе археологических раскопок. Однако на этом все не заканчивается – у каждой находки свой путь. Проследим за ним прямо сейчас.
За интересными подробностями мы отправились к реставратору Краеведческого музея. Самое удивительное – в прошлый наш визит Михаил Головачев был для нас таксидермистом, палеонтологом и даже немного охотником.
А сегодня оказался еще и реставратором – вот что значит мастер на все руки! И еще одна любопытная штука – в тот раз он как раз и показывал нам медный таз, который ему принесли для работы. Разбитый, невзрачный предмет сегодня мы увидим цельным и ожившим.
Итак, обо всем по порядку.
Злая патина
Медный таз прибыл в музей в плачевном состоянии, но как могло быть иначе – 2 тысячи лет он пролежал в земле! За это время рассыпался на фрагменты, которые к тому же были покрыты толстым слоем злой патины. Злая патина — в отличии от благородной — очень сильно разрушает сам металл, в котором также присутствовало большое количество хлора.
Реставратор все эти фрагменты изначально вымывал от хлора в воде, потом производил химическую чистку — удаление злой патины, а затем механическую чистку. Спустя время началась кропотливая подборка нужных фрагментов и их подклейка.
Работа кипит
В пластиковое корыто заливается специальный раствор, который удаляет окислы. Наш предмет вместе со своими фрагментами полгода вымачивался в растворе, периодически очищаясь кисточкой.
Некоторые фрагменты были безвозвратно утрачены — точнее сказать, время их стерло в порошок. Поэтому здесь, помимо швов по склейке, еще есть места «восполнения утрат».
Дело вот в чем: медный таз в процессе захоронения был ритуально убит (да-да, именно так, просьба удивиться вместе с нами). Его специально протыкали кинжалом и потом еще перевернули и разбили ногами. Даже сохранилась его естественная предсмертная лопина.
В древности люди верили, что когда умирает человек, умирает и его вещь. Все эти невероятные манипуляции с медным тазом были проведены для того, чтобы он попал к владельцу в загробный мир.
Михаил Головачев отметил:
Сам предмет был дорогостоящим по тем временам. Судя по орнаментации, это Персия. Ручная работа выполнена на высоком уровне. Предмет, скорее всего, позолочен: при чистке был местами виден отблеск бывшего золочения, поэтому и сам воин, обладавший предметом, явно был богат. Об этом говорят и другие найденные в захоронении предметы из золота — голова верблюда со вставкой из бирюзы, кинжал. Там же были обнаружены и деревянные ножны, обтянутые кожей, а также фрагменты заклепок из золота с бирюзой.
Самое легкое (если так вообще можно сказать) в реставрации для Михаила Головачева — это подклеить керамику, загипсовать, затонировать. Работа же с металлом всегда трудоемкая. А конкретно с медным тазом сложной частью было склеить все фрагменты воедино. Кстати, швы скрепления этих кусков отчётливо видны – так сделано специально.
Просто сажать на клей было бессмысленно: ни один клей из современных не удержит такой тяжелый предмет, он будет все время разваливаться. Поэтому была применена нестандартная технология «восполнение утраты» — это проклейка швов специальной мастикой на основе эпоксидной смолы. При засыхании (в течение 3-4 часов) она становится прочной, как камень. Именно этот материал удерживает металлические фрагменты. Теперь можно смело, но очень осторожно, брать его в руки. Конечно, все это можно было затонировать под естественную окраску, но мы решили оставить так, чтобы наглядно показать посетителям музея работу реставратора.
К слову сказать, в курганной группе «Богомольные пески» (около села Никольское Енотаевского района) было найдено два погребения – в одном из них захоронен мужчина 40-45 лет, у которого не осталось ни одного зуба. Это говорит о том, что он вел хорошую жизнь, ел много сладостей. Медный таз был захоронен вместе с ним, а еще кинжал, поясной набор, несколько сосудов. Во втором погребении археологами была найдена маленькая девочка возрастом в 2,5 года, здесь нашли золотые серьги, геммы — крупные бусины из темного полупрозрачного стекла, на которых с обеих сторон вырезаны сцены из греческой мифологии. Всего во время этих раскопок обнаружено больше 500 предметов. Большая часть из них выставлена в Золотой кладовой музея.
Более 60 тысяч сокровищ
Святая святых – кладезь исторических знаний, упакованная с высочайшей осторожностью в коробки и боксы. Здесь, в хранилище, на полках высоких металлических стеллажей, хранятся предметы, которые поступают после археологических исследований, или просто случайные находки местных жителей. Всего их более 60 тысяч! Это основной фонд музея и предметы, которые приехали из экспедиций и ждут своего часа реставрации.
После нее предметы будут сфотографированы, описаны в научном отчете, каждому из них присвоится свой музейный номер. А затем экспонаты мы увидим в залах Краеведческого музея.
Проследим путь «находок»
Представим, что вот-вот прошли археологические исследования и у нас, к примеру, 150 предметов, которые нуждаются в реставрации. Они поступают в музей, каждому присваивается номер временного хранения, составляется акт реставрации, где фиксируется подробная информация: название предмета, количество, состояние текущей сохранности, материал, техника. Здесь же дается реставрационное задание для реставратора.
Допустим, нужно склеить предмет из фрагментов или очистить от окислов и т.д. Собирается реставрационный совет, где присутствуют все хранители, директор по научной работе — и реставратору выдается задание, а также решается, какие предметы нужно первоначально отреставрировать.
Так начинается работа реставратора. Кстати, предметы могут реставрироваться от двух недель до года.
Реставрацией археологических находок в музее занимается Михаил Головачев. В 2016 году он работал над золотоордынским колчаном XIV века. Работа была не только достаточно трудоемкой, но и заняла целый год! Если сильно не углубляться в подробности, назовем один интересный момент — колчан вымачивался в молоке, чтобы размягчились костяные накладки. Это технология XIII века!
А мы тем временем уже разглядываем костяные предметы (если так можно выразиться). Перед нами антропологические останки, которые будут вскоре отправлены на изучение антропологам.
Это первый поселенческий памятник Хазарского времени — раскопки 2020 года в селе Семибугры. Останки принадлежат женщине – оказывается, черепа женщины и мужчины сильно различаются надбровными дугами, скулами, переносицей. Антропологи дадут информацию, чем болел человек, чем питался, сколько ему было лет и пр.
По окончании реставрационных работ снова собирается совет, где реставратор отчитывается о проделанной работе. У каждого предмета, кроме того, есть паспорт реставрации. Редко, но бывает, что некоторые предметы могут реставрироваться несколько раз: какая-то патина пошла или повреждения обнаружились. А паспорт — это история предмета, которая расскажет, какие реставрации проходили и в каком году.
Самые ранние предметы в этом хранилище поступили еще до революции, в конце XIX века. Это керамика, предметы быта, мечи.
А это железный сарматский меч – тяжелый холодный предмет, который хранитель держит обеими руками и делает это с крайней осторожностью. Мы успеваем заметить, что меч уже совсем не острый, а ведь был таковым 2000 лет назад! Почва у нас агрессивная, и железо окислилось.
Ну а для того, чтобы уже в самом хранилище сохранились все эти исторические сокровища, нужно поддерживать особые условия. Контролировать температурно-влажностный режим помогают гигрометры: температура — 20-22 градуса, влажность — 35-40%. Поэтому летом, когда жарко, режим регулируют сплит-системы.
Важно помнить: разные хранилища — разный температурно-влажностный режим!
Хранилище драгметаллов
Драгоценности — монеты, ордена, медали, национальные украшения, такие как серьги, кольца и предметы археологии — хранятся в музейном сейфе, который нам, конечно, не смогли показать и даже утаили место его положения – гриф «секретно». Но вот, что мы узнали — температура там 18 градусов, влажность 40-45%. А прежде чем попасть в сейф, каждый предмет должен пройти еще несколько процедур. Когда он только поступает в музей, нужно сначала провести апробацию, чтобы установить, на самом ли деле он из драгметалла.
Есть в музее и большой клад (Нидерландских монет), который поступил в музей в 90-х годах– 17 тысяч чешуек Российской Империи и 389 золотых дукат. Чешуйки делались из проволоки методом чеканки — с одной стороны надпись, рассказывающая, кому принадлежали драгоценности, с другой стороны — изображение всадника на коне.
Выходя из музея, мы снова взглянули на его экспозиции — уже другими глазами. Чего и вам желаем!