АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Вечерний базар: и такое было в Астрахани

      24.08.2022
      0
    • Астрахань: перекресток культур и место толерантности

      10.08.2022
      0
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Николай Миловидов: судьба архитектора

      12.07.2022
      1
    • Принц Модерна: лучшие творения Виктора Вальдовского-Варганека

      06.07.2022
      8
    • «Аркадия»: история райского сада из Астрахани

      26.05.2022
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      03.02.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      03.02.2023
      0
    • Афиша на выходные

      03.02.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      03.02.2023
      0
    • Выставки

      03.02.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      03.02.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      03.02.2023
      0
    • Киноафиша

      03.02.2023
      0
    • Афиша на неделю

      30.01.2023
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Павел Руднев: «С “холодным носом” спектакли не смотрят»

      28.09.2022
      3
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • Петровский след: где в Астраханской области найти маяк

      28.07.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Чайка как искусство: кукольный опыт в драматической постановке

      18.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Арбузный кремль и другие шедевры карвинга от Натальи Сенкевич

      01.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

  • Невероятно, но факты! Об Астрахани

  • Василий Данилец: Для меня музыка – это радость и счастье

  • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

  • Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

АКГлавнаяИнтересноМузеи
Home›АК›От щетки до химраствора: как профессионалы сохраняют историю

От щетки до химраствора: как профессионалы сохраняют историю

Наталья Соболева
22.10.2020
2678
0

Наши новые открытия в Краеведческом музее

Глядя на диковинные экспонаты в музее, мы порой не задумываемся, как оказались здесь эти сокровища. В  случае с Краеведческим музеем, многие из них были добыты буквально из-под земли — в ходе археологических раскопок. Однако на этом все не заканчивается – у каждой находки свой путь. Проследим за ним прямо сейчас.

За интересными подробностями мы отправились к реставратору Краеведческого музея. Самое удивительное – в прошлый наш визит Михаил Головачев был для нас таксидермистом, палеонтологом и даже немного охотником.

А сегодня оказался еще и реставратором – вот что значит мастер на все руки! И еще одна любопытная штука – в тот раз он как раз и показывал нам медный таз, который ему принесли для работы. Разбитый, невзрачный предмет сегодня мы увидим цельным и ожившим.

Итак, обо всем по порядку.

Злая патина

Медный таз прибыл в музей в плачевном состоянии, но как могло быть иначе – 2 тысячи лет он пролежал в земле! За это время рассыпался на фрагменты, которые к тому же были покрыты толстым слоем злой патины. Злая патина — в отличии от благородной — очень сильно разрушает сам металл, в котором также присутствовало большое количество хлора.

Реставратор все эти фрагменты изначально вымывал от хлора в воде, потом производил химическую чистку — удаление злой патины, а затем механическую чистку. Спустя время началась кропотливая подборка нужных фрагментов и их подклейка.

Работа кипит

В пластиковое корыто заливается специальный раствор, который удаляет окислы. Наш предмет вместе со своими фрагментами полгода вымачивался в растворе, периодически очищаясь кисточкой.

Некоторые фрагменты были безвозвратно утрачены — точнее сказать, время их стерло в порошок. Поэтому здесь, помимо швов по склейке, еще есть места «восполнения утрат».

Дело вот в чем: медный таз в процессе захоронения был ритуально убит (да-да, именно так, просьба удивиться вместе с нами). Его специально протыкали кинжалом и потом еще перевернули и разбили ногами. Даже сохранилась его естественная предсмертная лопина.

В древности люди верили, что когда умирает человек, умирает и его вещь. Все эти невероятные манипуляции с медным тазом были проведены для того, чтобы он попал к владельцу в загробный мир.

Михаил Головачев отметил:

Сам предмет был дорогостоящим по тем временам. Судя по орнаментации, это Персия. Ручная работа выполнена на высоком уровне. Предмет, скорее всего, позолочен: при чистке был местами виден отблеск бывшего золочения, поэтому и сам воин, обладавший предметом, явно был богат. Об этом говорят и другие найденные в захоронении предметы из золота — голова верблюда со вставкой из бирюзы, кинжал. Там же были обнаружены и деревянные ножны, обтянутые кожей, а также фрагменты заклепок из золота с бирюзой.

Самое легкое (если так вообще можно сказать) в реставрации для Михаила Головачева — это подклеить керамику, загипсовать, затонировать. Работа же с металлом всегда трудоемкая. А конкретно с медным тазом сложной частью было склеить все фрагменты воедино. Кстати, швы скрепления этих кусков отчётливо видны – так сделано специально.

Просто сажать на клей было бессмысленно: ни один клей из современных не удержит такой тяжелый предмет, он будет все время разваливаться. Поэтому была применена нестандартная технология «восполнение утраты» — это проклейка швов специальной мастикой на основе эпоксидной смолы. При засыхании (в течение 3-4 часов) она становится прочной, как камень. Именно этот материал удерживает металлические фрагменты. Теперь можно смело, но очень осторожно, брать его в руки. Конечно, все это можно было затонировать под естественную окраску, но мы решили оставить так, чтобы наглядно показать посетителям музея работу реставратора.

К слову сказать, в курганной группе «Богомольные пески» (около села Никольское Енотаевского района) было найдено два погребения – в одном из них захоронен мужчина 40-45 лет, у которого не осталось ни одного зуба. Это говорит о том, что он вел хорошую жизнь, ел много сладостей. Медный таз был захоронен вместе с ним, а еще кинжал, поясной набор, несколько сосудов. Во втором погребении археологами была найдена маленькая девочка возрастом в 2,5 года, здесь нашли золотые серьги, геммы — крупные бусины из темного полупрозрачного стекла, на которых с обеих сторон вырезаны сцены из греческой мифологии. Всего во время этих раскопок обнаружено больше 500 предметов. Большая часть из них выставлена в Золотой кладовой музея.

А вот и она — Золотая кладовая

Более 60 тысяч сокровищ

Святая святых – кладезь исторических знаний, упакованная с высочайшей осторожностью в коробки и боксы. Здесь, в хранилище, на полках высоких металлических стеллажей, хранятся предметы, которые поступают после археологических исследований, или просто случайные находки местных жителей. Всего их более 60 тысяч! Это основной фонд музея и предметы, которые приехали из экспедиций и ждут своего часа реставрации.

После нее предметы будут сфотографированы, описаны в научном отчете, каждому из них присвоится свой музейный номер. А затем экспонаты мы увидим в залах Краеведческого музея.

Проследим путь «находок»

Представим, что вот-вот прошли археологические исследования и у нас, к примеру, 150 предметов, которые нуждаются в реставрации. Они поступают в музей, каждому присваивается номер временного хранения, составляется акт реставрации, где фиксируется подробная информация: название предмета, количество, состояние текущей сохранности, материал, техника. Здесь же дается реставрационное задание для реставратора.

Допустим, нужно склеить предмет из фрагментов или очистить от окислов и т.д. Собирается реставрационный совет, где присутствуют все хранители, директор по научной работе — и реставратору выдается задание, а также решается, какие предметы нужно первоначально отреставрировать.

Так начинается работа реставратора. Кстати, предметы могут реставрироваться от двух недель до года.

Реставрацией археологических находок в музее занимается Михаил Головачев. В 2016 году он работал над золотоордынским колчаном XIV века. Работа была не только достаточно трудоемкой, но и заняла целый год! Если сильно не углубляться в подробности, назовем один интересный момент — колчан вымачивался в молоке, чтобы размягчились костяные накладки. Это технология XIII века!

А мы тем временем уже разглядываем костяные предметы (если так можно выразиться). Перед нами антропологические останки, которые будут вскоре отправлены на изучение антропологам.

Это первый поселенческий памятник Хазарского времени — раскопки 2020 года в селе Семибугры. Останки принадлежат женщине – оказывается, черепа женщины и мужчины сильно различаются надбровными дугами, скулами, переносицей. Антропологи дадут информацию, чем болел человек, чем питался, сколько ему было лет и пр.

По окончании реставрационных работ снова собирается совет, где реставратор отчитывается о проделанной работе. У каждого предмета, кроме того, есть паспорт реставрации. Редко, но бывает, что некоторые предметы могут реставрироваться несколько раз: какая-то патина пошла или повреждения обнаружились. А паспорт — это история предмета, которая расскажет, какие реставрации проходили и в каком году.

Самые ранние предметы в этом хранилище поступили еще до революции, в конце XIX века. Это керамика, предметы быта, мечи.

А это железный сарматский меч – тяжелый холодный предмет, который хранитель держит обеими руками и делает это с крайней осторожностью. Мы успеваем заметить, что меч уже совсем не острый, а ведь был таковым 2000 лет назад! Почва у нас агрессивная, и железо окислилось.

Ну а для того, чтобы уже в самом хранилище сохранились все эти исторические сокровища, нужно поддерживать особые условия. Контролировать температурно-влажностный режим помогают гигрометры: температура — 20-22 градуса, влажность — 35-40%. Поэтому летом, когда жарко, режим регулируют сплит-системы.

Важно помнить: разные хранилища — разный температурно-влажностный режим!

Хранилище драгметаллов

Драгоценности — монеты, ордена, медали, национальные украшения, такие как серьги, кольца и предметы археологии — хранятся в музейном сейфе, который нам, конечно, не смогли показать и даже утаили место его положения – гриф «секретно». Но вот, что мы узнали — температура там 18 градусов, влажность 40-45%. А прежде чем попасть в сейф, каждый предмет должен пройти еще несколько процедур. Когда он только поступает в музей, нужно сначала провести апробацию, чтобы установить, на самом ли деле он из драгметалла.

Есть в музее и большой клад (Нидерландских монет), который поступил в музей в 90-х годах– 17 тысяч чешуек Российской Империи и 389 золотых дукат. Чешуйки делались из проволоки методом чеканки — с одной стороны надпись, рассказывающая, кому принадлежали драгоценности, с другой стороны — изображение всадника на коне.



Выходя из музея, мы снова взглянули на его экспозиции — уже другими глазами. Чего и вам желаем!

Наталья Соболева

К предыдущей записи

Антиквариат для музея: у купеческой Астрахани появилась ...

К следующей записи

В духе Хэллоуина: «Тыквенный беспредел» в Шаховке

В продолжение темы

  • Музеи

    Краеведческий музей: древние артефакты и колорит региона

    20.01.2016
    Анастасия Степанова
  • АК

    Музейный квартал — в режиме онлайн

    31.08.2020
    Анастасия Степанова
  • АК

    Более 20 тысяч астраханцев побывали на Ночи кино

    28.08.2017
    Анастасия Степанова
  • АК

    «Казачье Поволжье» в Кремле: живые традиции

    05.09.2016
    Яна Третьякова
  • АК

    О войне глазами Анны

    24.05.2021
    Каролина Виноградская
  • АК

    Видеоновости культуры: о главных событиях этих дней

    17.03.2021
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • ГлавнаяИнтересноНастроение A

    Умные мысли об Астрахани. Или просто так совпало…

  • Зарисовки об АстраханиНастроение A

    Рандеву в Астрахани, или ТОП-7 мест для свиданий

  • ART&ФактыТворческие люди

    Сергей Панасенко: художник-славянист родом из Астрахани

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Тоня, Приёмка, Путина и несколько других приятных сердцу слов

    Об их значениях — наш материал

Культурная мама

  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.