Голубой домик Кустодиева: он почти нашелся в Астрахани

Арт-расследование Полины Делия
Прежде всего, спасибо Полине за такую невероятную внимательность и завидный интерес к творчеству художника-астраханца. Прочли этот текст на одном дыхании, жадно внимали полученным снимкам — а теперь и вам предоставится такая возможность.
Итак…
У Бориса Михайловича Кустодиева, помимо прочих купчих и барынь, есть абсолютно чудесная картина, на которой изображён голубой домик и которая так и называется — «Голубой домик».
Я увидела эту картину в Петергофе и сразу вспомнила занятия по композиции в художке, куда ходила, наверное, в позапрошлой своей жизни — так давно это было. На первом занятии нам привели эту картину в пример — и вовсе не потому, что Кустодиев родился в Астрахани. Посыл был такой: если мы научимся изображать хотя бы один из представленных сюжетов, то мы уже молодцы. Играющие дети, влюблённая парочка, мать с ребёнком, семья за самоваром с чаем… На самом деле (а я пойму это только много позднее) то первое задание на первом уроке по композиции в детской художественной школе было гораздо большим, чем просто «научиться изображать». Нас учили видеть большое в малом, находить прекрасное в обыденном и никогда не переставать удивляться неприглядным с виду вещам — которые на самом деле гораздо значительнее, чем кажется на первый взгляд.
Итак, та самая картина…
Юноша гоняет голубей на крыше, компания играет в шахматы, хозяин мастерской читает газету… Если копнуть за смыслом глубже, то окажется, что этот дом — модель так называемого русского мира. Того, конечно — дореволюционного. И в картине этой несколько уровней (а также подуровней) объединённых одним смыслом — смыслом жизни. И начинается всё логично, с самого рождения — от дамы с ребёнком на руках, в образе которой можно найти даже извечный сюжет Мадонны с младенцем. С одной стороны картины изображены играющие дети, чья жизнь только началась, а с другой — открыты двери к мастеру гробовых дел. Более, чем прозрачный намёк на начало жизни и на её завершение.
Вообще у этой картины вопросов больше, чем ответов. Нравится ли золотоволосой красавице этот молодой человек, с которым она разговаривает, сидя в пол-оборота на подоконнике? Выигрывает ли купец в шахматы у полицейского? Какую газету читает мастер гробовых дел? И почему в руки мальчишки, взгромоздившегося на крышу над всей этой идиллией простой провинциальной жизни, художник дал флажок именно красного цвета?
Мне не попадалась эта картина на глаза долгое время ни в каком виде. И когда я увидела её случайно в одном из музеев Петергофа, то первым делом увидела арбуз, который совсем не замечала раньше. Я увидела арбуз, а потом меня осенило вдруг, что картину эту Борис Михайлович мог писать в Астрахани (и это как раз потому, что Кустодиев родился в этом городе).
На самом деле, такую географическую метку к происхождению этой картины я сама себе, конечно, придумала. И я не знаю и не смогла нагуглить, даже пейзажами какого города вдохновлялся художник, мне просто понравилась собственная придумка по поводу Астрахани. Всё дело было в арбузе. Арбуз, понимаете, арбуз!
И я тут же моментально нашла подтверждение своему воображению — купол церкви в левой верхней части картины. Эту церковь, как и арбуз, я тоже заметила на картине впервые. Да что там, стыдно признать — сначала я заметила всё-таки арбуз. Но и эту церковь я тоже как будто узнала — она находится в районе Татар-базара.
И тогда первым делом я пошла искать место, где мог стоять Голубой домик.
Сама церковь Иоанна Златоуста выглядит так.
С другой стороны здания, прямо напротив — старая каланча. И, ещё интереснее, брусчатка. Достаточно большой участок дороги вымощен вот такими камнями. А на том месте, где на этой фотографии стоит машина, мы как-то сидели на пленэре с классом
Я даже, в счёт третьего подтверждения моей придумки, сверила даты. В середине XVIII века стала образовываться слобода беглых крестьян на Киселёвском бугре. В 1763-м в Безродной слободе появилась небольшая деревянная церковь. А к 1826-му году был отстроен новый каменный храм.
Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. То есть уже, как минимум, он мог видеть этот храм. Википедия указывает на то, что и живописи он начал обучаться в Астрахани у Павла Власова в 1893—1896 гг. Ну, то есть почти всё сходится. Почти.
Картина «Голубой домик» была выполнена в 1920 году. И тут уже несостыковка, так как с конца XIX в. художник не живёт в Астрахани. И даже, если представить, что он приезжал в город на пленэры и за эскизами, то и тут я промахнулась. Картина с изображением этого храма была создана в 1920 году, а в 1919 году этот храм серьёзно пострадал. Во время восстания астраханских рабочих против советской власти колокольня храма была снесена выстрелом из орудия с эскадренного минонсца «Московитянин». Миноносец и колокольня. Всё это кажется весьма удивительным, но вот тут и тут я прочитала об этом. А вот тут про «Московитянина». Он, кстати, был заложен на судоверфи Санкт-Петербурга и осенью 1915 года ушёл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань.
Эту разрушенную в 1919 году колокольню (изображение которой появилось на картине годом позднее),восстанавливали потом в 1923 году. Чрез 15 лет сломали опять и храм закрыли до войны. В 1944 году храм опять начал работать, но уже без колокольни, её восстановили только в 1956 году, когда сломали звонницу, а колокол перенесли в специальную постройку на месте прежней колокольни. И только в 2002 году был отстроен окончательный вариант колокольни, который можно увидеть и сейчас.
С другой стороны церковь выглядит так. Это улица Донбасская. С первого взгляда даже и не поймёшь, что храм располагается на каком-то бугре.
Церковь Иоанна Златоуста изначально строилась в центре Киселёвского бугра и, если внимательно посмотреть на картину, то и на ней церковь стоит на небольшом возвышении. И я тоже посчитаю это за совпадение — эта церковь и церковь на заднем плане картины «Голубой домик» это одно и тоже строение.
И дальше я безуспешно пыталась найти тот ракурс, с которого будет видно, что церковь стоит на этом самом бугре. И наконец-то нашла вот это.
За зеленью листвы совсем не разглядеть башенку колокольни. Но виднеется её там почти столько же, сколько и на картине. Да и дом на переднем плане этой фотографии цветом своего крыльца явно намекает на то, что мои догадки уж очень хороши. Ну и что, что дом не похож, свежепокрашен и покрашен частично, да и представлен не в самом опрятном виде.
Если я изображение колокольни на одной картине растянула в своём воображении на два города, на три века и целое расследование, то и всё остальное я спишу на мастерство художника и то, как изменился город с тех пор.
Во всяком случае деревянные ставни на окнах голубого домика на картине вполне себе астраханские. Уж я то это точно знаю