По-Станиславскому: в Астрахани прошел фестиваль «Верю!»
Итоги и впечатления
Завершение театрального сезона в Астрахани прошло на самой высокой ноте. В первых числах июля город принимал третий по счету фестиваль-лабораторию театрального искусства «ВЕРЮ!». В течение недели публика знакомилась с разными школами и драматургами — на сцене Астраханского ТЮЗа и Дома актера. В программе значились спектакли малых форм, мастер-классы от лучших педагогов и режиссеров страны, творческие встречи.
В театральном форуме принимали участие 15 трупп и творческих объединений из 12 городов России: Самары, Архангельска, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Перми и других. Астрахань представляют четыре театра: Театр юного зрителя, Общедоступный театр «Периферия», театр «Диалектика» и театр кукол (самостоятельная работа).
В состав жюри вошли известные педагоги, критики и режиссеры России: Олег Лопухов – актер театра и кино, режиссер, актер театра им. Е. Вахтангова, Наталья Ковалева – актриса театра и кино, доцент кафедры сценической речи в Высшем театральном училище им. Б. Щукина, театральный критик, Юрий Кочетков – народный артист РФ, президент ТЮЗа и другие. Возглавит жюри — замдиректора по творческим вопросам Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» Марина Корнакова.
Помимо ярких зрительских впечатлений, фестиваль подвел итоги, выбрав лучших из лучших.
Приз за «Лучшую режиссуру» получил Евгений Дробышев — театр «Самарская площадь» (г. Самара), И. Вырыпаев, «Иллюзии».
В номинации «Лучшая мужская роль» победителями стали сразу два артиста: приз и диплом получил Имам Акаутдинов – актер Государственного республиканского русского драматического театра имени М. Горького (г. Махачкала) за роль Аксентия Поприщина, Н. Гоголь, «Записки сумасшедшего»…
…и специальный диплом — Владимир Ильин, Театр «У Моста» (г. Пермь) за роль Коулмэна Коннора в спектакле «Сиротливый Запад», М.МакДонах.
Обладательницами премии в номинации «Лучшая женская роль» также стали сразу две актрисы: Элеонора Морева — актриса Мичуринского драматического театра (г. Мичуринск) за роль Лауры в спектакле «Стеклянный зверинец» Т. Уильяма…
…и специальный диплом был вручен Юлии Чепашевой — Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова (г. Абакан), за роль «Она» в спектакле «Он и Она» Н. Коляды.
Председатель жюри Марина Корнакова отметила хорошую организацию фестиваля:
Фестивальная неделя пролетела быстро. Нам было интересно работать, все 16 спектаклей были разноплановыми. Мы спорили не только на обсуждениях, но и после них, практически фестиваль шел нон-стопом. Хочу выразить слова благодарности за четкую работу театрального форума организаторам фестиваля, министерству культуры и туризма. Мы понимаем, что фестиваль – это не только профессионализм, но и сумасшедший энтузиазм, этот энтузиазм мы здесь увидели.
Напомним программу фестиваля
«Мертвые души» (12+)
Астраханский театр юного зрителя
«Русь! чего ты хочешь от меня? Куда несешься ты? А нет ли и во мне какой- нибудь части Чичикова? О чем же вы думаете, Настасья Петровна?..» Вот лишь несколько из многочисленных вопросов, что задает нам Н. Гоголь в своей бессмертной поэме «Мёртвые души». Эти же вопросы в полной мере звучат и в спектакле. Но должен ли театр давать на них ответы? Опять вопрос… Спектакль длиться всего лишь один час сценического времени. Всего лишь один час…
«Медь Медеи» (16+)
Общедоступный театр «Периферия», г. Астрахань
Образ Медеи в театре – мечта многих актрис, но далеко не многие способны его воплотить. Случилось самое интересное — режиссер нашел свою «Медею» и они вместе с актрисой решились на эксперимент. Александр Савчук впервые выступил как драматург и написал «Медею» специально для Эммы Мкртчян.
Медея — пришелица из Колхиды — страны восхода. Она внучка Солнца. Её взгляд на мир, в отличие от прагматического взгляда Язона, целен и не терпит лжи. Медея приносит в жертву своих детей, то есть более чем саму себя для восстановления целостности мира, разрушенного предательством Язона.
«Чудный день, чтобы сдохнуть» (16+)
Новороссийский муниципальный драматический театр им. В. П. Амербекяна
Главная героиня спектакля – еще не старая, но потрепанная жизнью бунтарка, все еще живущая в пост-угаре своей панк-рок юности, не стесняется в выражениях, тем паче, что единственный источник ее доходов – секс по телефону.
Жизнь растрачена на панк-тусовки и наркотики, и впереди, казалось бы, ничего не ожидается хорошего. Но никогда не поздно оглянуться на свою жизнь и в этом ей помогает другая героиня пьесы – дочь, возникшая из прошлого единственным ярким и теплым воспоминанием.
В центре пьесы трогательная, порой смешная, и в тоже время, непростая история отношений двух женщин – повзрослевшей дочери и матери, у которой отняли дочь после рождения. Сценический поединок матери и дочери – путь к пониманию друг друга. В финале их диалога звучат оптимистические ноты, когда в их жизнь приходит третий!!!
«Иллюзии» (16+)
Театр «Самарская площадь»
Это непривычный спектакль, это другой театр, хотя зрители, видевшие в театре «Планету» Евгения Гришковца, поймут, в чем дело. В спектакле четыре персонажа и четыре актера. Персонажам то по 82 года, то по 35, то по 48 лет.
Перед зрителями проходит вся их удивительная жизнь до самого конца. Актеры рассказывают о них, вживаясь и отстраняясь, поют их песни, одевают и снимают их одежду — все для того, чтобы еще раз понять, что в любви, правда, а что иллюзии. Это и смешно, и грустно. Смешно от самих иллюзий, а грустно оттого, что эти иллюзии когда-то кончаются.
«Он и Она» (6+)
Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова
История приводит героя и героиню в одну пустую, пугающую, замкнутую комнату, далекую от каких-либо конкретных жизненных реалий, опознавательных знаков. Нельзя сказать, где именно очутились персонажи, тем более остается загадочным, как такое произошло…
«С приветом из Мехико» (16+)
Монотеатр «Зеленая лампа». Самостоятельная работа актеров Астраханского театра кукол (г. Астрахань) Н. Воронов
«Стеклянный зверинец» (16+)
Мичуринский драматический театр
Американский классик, сочиняющий героев, которые не умеют и не желают признавать окружающий мир, живущих, исключительно, в своем мире, — близок русскому театру. «Стеклянный зверинец» – образец чистейшей поэзии, простоты и ясности. Первая (из великих) пьеса Теннеси Вильямса, самая тонкая, самая нежная, как будто написанная акварелью» А. Деев «О драматургии Т. Вильямса».
История семьи Уингфилдов с ее конфликтами на разрыв и любовью-ненавистью, запутанная, трогательная и жесткая в интерпретации режиссера Гульнары Галавинской, конечно, вызовет споры и размышления. А значит, будет интерес к этой истории. Ее героями можно возмущаться и можно размышлять об их дальнейшей судьбе.
В своей первой великой пьесе – во многом автобиографичной — Вильямс не доводит ситуацию до трагического завершения – тогда он еще не знал, чем все закончится в реальной жизни. Режиссер добавляет в спектакль фрагменты из предельно откровенных «Мемуаров» драматурга, чтобы прояснить дальнейшую судьбу персонажей и одновременно – обострить происходящее.
«Потерянное — рядом» (16+)
Национальный драматический театр им. Б. Басангова (г. Элиста)
«Потерянное — рядом!» — история о не сложившейся судьбе женщины, чье депрессивное состояние приводит в частную клинику. «Грязные деньги» любимого человека, добытые в прошлом, становятся итогом их нынешних жизненных затруднений. Роскошь и богатство, полученные без особого труда в молодости, приводит не только к потере жизнелюбия и интереса к жизни, но и напрямую сказываются на личном счастье двоих. И нет такого чуда исцеления, способного освободить их раз и навсегда от этого страшного недуга.
Как обрести душевный комфорт, как научиться жить просто и быть счастливым человеком? Постараемся ответить себе сами.
В каждом герое спектакля — своя судьба, своя история, своя жизнь. У каждого героя — смутное прошлое, непростое настоящее, а будущее — «бесконечность заколдованного круга». Спектакль — драматическая история, рассказанная молодым режиссером Мариной Кикеевой и, воплощенная в экспериментальном поиске новых выразительных средств театра.
«Записки сумасшедшего» (6+)
Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького, Дагестан
На сцене в белой рубашке мечется главный герой, читающий одну за другой свои дневниковые записи. Работа не приносит Аксентию продвижения по службе, она сводится к починке перьев и переписыванию бумаг. В дневнике он пишет о своих чувствах к дочери директора департамента Софи, которая не отвечает на его пылкие ухаживания и влюбляется в камер-юнкера Теплова. Признаки сумасшествия проявляются постепенно, например, в виде говорящих между собою собак. Попадание в сумасшедший дом герой воспринимает как прибытие в Испанию. Его безумие движется к апогею, а записи полностью теряют свой смысл.
«Русская народная почта» (16+)
Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова
Спектакль поставлен по яркой пьесе современного драматурга из Екатеринбурга Олега Богаева, которая не раз была осмыслена режиссёрами на сценах страны и мира (Париж, Вашингтон, Лондон). Сама пьеса получила престижную литературную премию «Антибукер».
Это одновременно смешной и грустный спектакль, фантастическое действие, которого не может не увлечь. Прожив достойную жизнь, пенсионер-ветеран вдруг остаётся в полном одиночестве, но отнюдь не собирается брюзжать и сетовать на судьбу, а задумывает забавную игру. Он сам себе пишет письма от разных адресатов: фронтовых друзей, Чапаева, Ленина, Сталина, Любови Орловой и даже от английской королевы Елизаветы II. Всем адресатам исправно отвечает. Но, очень быстро всё переворачивается с ног на голову и выдуманный мир меняется местами с реальным. Жизнь уступает место фантазии…
«Повесть о Сонечке» (12+)
Театр «Человек в кубе» (г. Ростов-на-Дону)
«Повесть о Сонечке» — знаковое для творчества Цветаевой произведение и самая масштабная её проза. Честная, романтическая, ностальгическая. Действие «Повести о Сонечке» происходит в голодной послереволюционной Москве. Сквозь призму истории мы наблюдаем за отношениями Марины Цветаевой и актрисы Евгения Вахтангова Софьи Голлидей. Здесь атмосфера вызова современным реалиям, здесь глубочайшее внимание и любовь, которая не иссякла в самые страшные времена. Нити общих историй связывают век ушедший с веком нынешним. «Повесть о Сонечке» поднимает тему уникальности, несвоевременной «нужности» поколения, существовавшего вопреки всему.
«Пять-двадцать пять» (16+)
Чувашский государственный орден Дружбы народов театра юного зрителя им. М. Сеспеля, г. Чебоксары
Вы приходите в зрительный зал, садитесь в кресло и, едва гаснет свет, оказываетесь… «на том свете». Что это? Сон или явь главного героя, фантазия или реальность? Спектакль из жизни современной молодежи — пронзительная история о парне по имени Коля, обстоятельства существования привели его к выбору: «быть или не быть». Пытаясь понять себя «оттуда», отматывая и возвращаясь в «сюда», Коля начинает сознавать, а ведь, в жизни нет ничего не поправимого, даже если порой она бывает устроена горько и несправедливо.
«Пять-двадцать пять» – пьеса о вечной мечте вернуться в тот день, когда ты был абсолютно счастлив. Драматург рассказал историю первой любви юноши и девушки простым «тинейнджерским» языком, при этом ему удалось четко передать их тоску, стихийность эмоций и неудовлетворенность жизнью.
«А рыбы спят?» (12+)
Содружество актеров «К.А.Р.М.А» (г. Нижний Новгород) Йекс Рашке
«Сиротливый Запад» (16+)
Театр «У Моста» (г. Пермь)
Сергей Федотов первый в России в 2004 г. поставил «Сиротливый Запад» Мартина МакДонаха, став первооткрывателем для российского театра выдающегося ирландского драматурга. Спектакль – Номинант Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА» — 2008».
В центре сюжета – обычные жители ирландского посёлка. Пьесы МакДонаха – абсурдные, ироничные и кровавые – очень напоминают фильмы Тарантино. Леденящие душу сюжеты смешны и одновременно изобретательны. На первый взгляд отечественному театру, с его серьезностью и подробным психологизмом, не подходят глумливые истории про крошечный ирландский посёлок. Но вот в Перми пьеса «Сиротливый Запад», где есть убийство, два самоубийства и много всякого другого, кажется уместной, смешной и даже щемящей. Спектакль был оценен всей театральной общественностью как исключительно точное попадание в поэтику и эстетику автора.
Торжественная церемония закрытия фестиваля «Верю»