Три династии Астраханских художников
Одна фамилия и одна профессия на двоих
Мы все похожи на своих родителей: цветом глаз, чертами лица, характером, привычками. А бывает, дети наследуют от своих мам и пап даже увлечения и профессию — особенно это касается людей искусства. Ведь если ребенок с детства растет в атмосфере творчества и видит горящие глаза родителей — выбора у него практически и не остается. Не будем забывать и про талант — по наследству он тоже порой передается! Вероятно, все так и произошло у героев нашего материала: известных астраханских художников и их детей.
Камиль и Зиннур Сафаргалеевы
Камиль Сафаргалеев — прославленный астраханский живописец, стиль которого тяготел к импрессионизму.
Он родился в 1928 году в Астрахани. После войны учился в Казанском художественном училище, а в 1949-м его отправили для продолжения учебы в один из лучших на тот момент художественных вузов страны — Латвийскую академию художеств в Риге. Он окончил ее с отличием в 1955 году, а всего год спустя был принят в члены Союза художников СССР.

Камиль Сафаргалеев. «Приемка». 1975 год
Камиль Сафаргалеев, как и его яркие, самобытные картины, известен далеко за пределами родного города. Работы астраханца украшают музейные и частные коллекции Франции, Германии, США и многих других стран. Больше десятка картин хранятся в фондах Астраханской картинной галереи им. П.М. Догадина.
Удивительно, но при жизни мастера не было проведено ни одной его персональной выставки. Она случилась только в прошлом году, спустя 20 лет после смерти художника.

Выставка к 90-летию Камиля Сафаргалеева. Цейхгауз. 2018 год.
Подробнее о творчестве, о семье и о том, почему астраханский импрессионист считал себя в некотором смысле учеником Куинджи, мы рассказывали в этом материале.
Свою прославленную фамилию, талант и мастерство Камиль Курбанович передал детям — дочери и сыну, которые так же получили художественное образование. Вот и Зиннур Сафаргалеев стал художником.
В Астрахани его хорошо знают, а он часто вспоминает отца и подчеркивает, что многому у него научился. Кстати, в интервью нашему порталу Зиннур отметил, что немалое влияние на его творческое развитие оказала и мама — искусствовед по образованию:
Я рисую, наверное, с рождения. Будучи маленьким, рисовал все, что видел. Вся наша семья имела отношение к творчеству: мама была искусствоведом, помимо отца и старшая сестра была художником. Именно поэтому мама мне позволяла рисовать на стенах в комнатах дома. Я зарисовывал красками свою комнату, пока оставалось хоть одно свободное местечко. А после мама перекрашивала стену, и у меня снова появлялась возможность продолжать свое настенное творчество, оттачивая и совершенствуя мастерство. Забавный случай в те годы произошел, когда домой пришел школьный педсовет (тогда такие визиты были в порядке вещей). Я учился в 5 классе. Педагоги были крайне удивлены, что мне позволялось вытворять такое со стенами в доме. Но для мамы было важным поощрять таланты и интересы детей, я ей очень благодарен за это. Поэтому, когда сегодня я слышу от негодующих родителей, что их чадо изрисовало обои, я предлагаю хороший выход из положения – закрыть нижнюю часть стены, доступную для ребенка, бумагой. А на этой бумаге позволить ему рисовать, сколько угодно его творческой натуре. Обои целы, ребенок занят полезным делом. И, возможно, в будущем станет хорошим художником.
И, конечно, в детстве Зиннур любил наблюдать за отцом, работающим в мастерской. Вероятно, уже тогда он перенял любовь к рисованию и определился со своим делом жизни. Так же, как и его отец, он окончил академию художеств в Риге, преподавал на кафедре графики, работал художником-бутафором в Театре оперы и балета, художником-реставратором в Картинной галерее имени Догадина. Он — главный хранитель фонда работ своего отца, которого называет не просто папой, а своим Учителем с большой буквы.
Александр и Наталья Шапошниковы
Не так часто в истории встречаются случаи, когда наследником художественной династии становится дочь, а не сын. А потому яркий тому пример — перед вами.
Александр Шапошников — без преувеличения, мэтр изобразительного искусства Астрахани. Он известный и за пределами нашей страны акварелист, заслуженный художник России. Больше 40 лет Александр Михайлович занимается классической акварельной живописью и активно выставляется. Его называют очень плодовитым художником — в год Александр Шапошников делает 3-5 персональных выставок и в Астрахани, и в других городах. В 2018 году, к 75-летию мастера, на родине художника открылась его 100-я выставка.
Акварельная живопись не без основания считается сложной техникой, потому как требует от мастера быстроты и твердой уверенной руки — ведь всего за 30-40 минут, пока влажный лист не высох, надо успеть создать картину. С этой техникой художник стал работать в 1975 году, когда был включен в творческую группу художников-акварелистов СССР. Акварель, по мнению живописца, имеет много преимуществ:
«В дальнюю дорогу не надо возить с собой холсты, масло, взял папку с бумагой и коробку красок, и весь мир у твоих ног. Я побывал в творческих командировках на Оби, Енисее, Волге. На велосипедах с художником Юрием Лебедевым добрались до Одессы».
Александр Михайлович много путешествует по регионам России, ближнему и дальнему зарубежью. Излюбленной темой в творчестве Шапошникова всегда была и остается природа — ее Александр Михайлович рисует на многочисленных пленэрах в родном городе, на Алтае, Валааме, в Сибири, в Казахстане, Вьетнаме… По результатам созданы серии пейзажных работ: «Край, где я родился», «По Волге», «По Каспию», «По Оби», «По Иртышу» и другие.
Работы астраханского художника отличаются профессиональным мастерством, сочетают в себе классический станковый метод с техникой акварели по сырому листу. В них много лирики, музыки, любви к природе, чуткого отношения к мимолетной красоте, легкости и изящности художественного волшебства.
Дочь Александра Михайловича, Наталья, как и все герои нашей подборки, также пошла по стопам своего талантливого отца. Наталья Шапошникова работает в различных техниках и жанрах, отдавая предпочтение масляной живописи. Она окончила Астраханское художественное училище им. П.А. Власова и Санкт-Петербургскую академию художеств им. И.Е. Репина, много выставляется и так же много путешествует, не расставаясь с походным этюдником. Ее любимые жанры — пейзаж и натюрморт. Отличительная особенность этих картин, по мнению искусствоведов, в том, как тонко живописец передает свет, и как ее работы вдумчивы и лиричны.
Но помимо этого, Наталья является художником-реставратором Астраханского картинной галереи. В прошлом году под руководством главного хранителя Татьяны Макаровой она провела реставрационные работы двух большеформатных икон: «Святая великомученица Параскева Пятница» и «Богоматерь Тихвинская» XIX в.
Имея большой опыт работы в качестве художника-реставратора темперной и масляной живописи, она и ранее выполняла реставрационные и консервационные работы произведений из собрания Астраханской картинной галереи и частных лиц.
Виталий и Юрий Глазковы
Виталий Глазков — художник, который замечательно владеет всеми жанрами живописи. Он родился в Астрахани в 1952 году. Старт его творческого пути случился в Астраханском художественном училище им. П.А.Власова. В 1991 году он стал членом Союза художников СССР-России, на его счету — участие в выставках разного уровня, звание лауреата Премии в области изобразительного искусства имени Б.М. Кустодиева. В 2011 году Министерство культуры РФ вручило ему Почетную грамоту за большой вклад в развитие культуры.
Картина Виталия Глазкова «Семья рыбака» открывала Всероссийскую выставку «Молодость России», затем эту композицию приобрело Министерство культуры РФ, что, безусловно, можно считать признанием уровня мастера.
В своих работах художник тщательно работает над каждой деталью и уделяет большое внимание цвету.
За плечами продолжателя династии Глазковых, Юрия Глазкова, несмотря на весьма молодой возраст, множество регалий и профессиональных успехов: он — лауреат нескольких всероссийских конкурсов, всего в 23 года он стал членом Союза художников России, а в 2017 году, в возрасте 40 лет, возглавил Астраханское отделение Союза.
Он окончил отделение живописи в Астраханском художественном училище имени П.А. Власова. Его картины хранятся в государственном комплексе «Дворец конгрессов», министерстве культуры РФ, Астраханской картинной галерее имени П.М. Догадина, частных коллекциях в России и за рубежом.