Ни пуха, ни пера! Чем писали в Древнем Египте и Астрахани?
История, артефакты и свои нюансы
В Музее истории города чувствуешь себя либо гимназистом, либо — чего уж там — настоящим писателем! Здесь можно посмотреть на коллекцию чернильниц и даже написать послание настоящим гусиным пером. Будто и не было этих ста с лишним лет между прошлым и будущим. Погруженные в процесс чистописания, мы решили посвятить целую статью тем самым перьям. Когда они появились, как совершенствовались и сколько нюансов несут в себе? Смотрим!
Такая история
Предками пера были Каламы. Их использовали в Древнем Египте около 4500 лет назад. Внешне каламы представляли собой заостренные тростниковые палочки, которые погружали в чернила и начинали выводить свои иероглифы. Также египтяне создали первый прообраз ручки. Это была свинцовая трубка с заостренным концом, внутри которой находилась тонкая тростинка с темной жидкостью. Именно она стекала вниз и оставляла на папирусе заветные следы.
Древний Рим тоже в стороне не остался. Здесь перья для письма делали из бронзы, меди, серебра. Уникальностью изобретения стала прочность самих перьев — они не стачивались и не ржавели. С помощью такого пера Теодорих Великий (VI в. н. э.) расписывался на своих приказах.
Начиная с VII века, люди стали активно использовать перо птицы. Но и здесь были свои нюансы — не каждым пером можно было писать. Обычно использовали перья вороны, павлина, лебедя. А наши русские писатели творили свои произведения с помощью гусиных перьев, причем хорошо заточенных. Гусиное перо вскоре стало основным инструментом для письма повсюду.
Процесс подготовки пера к работе был трудоёмким и сложным. Весной у сильного молодого гуся надо было вырвать одно из пяти внешних перьев, при этом обязательно из левого крыла. Перо обжигалось в горячем песке и становилось сухим и жёстким. Кончик пера заострялся перочинным ножом. Один из самых основных недостатков гусиного пера — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип.
Комар пера не подточит
Особенно важно было знать, как правильно точить перо для письма. Ведь от этого напрямую зависела аккуратность написанных букв. При плохо заточенном пере чернила разлетались на бумаге в виде брызг. Да и при долгом использовании инструмента оно все равно рано или поздно стачивалось.
Затачивание кончика пера специальным ножом называлось очинкой (или очином, обчинкой). В давние времена использовалось несколько видов точилок для перьев: ножи, водосточные желоба и механические триммеры для перьев. В XIX веке будет развиваться “каниве”, который позже и заменит нож. Он удалял зазубрины, обрезал перья и щели. Лезвие было фиксированным, убирающимся или складывающимся, как карманный нож.
Еще существовали гильотинные или рычажные механические триммеры для перьев. В их состав, помимо режущего механизма, входило тонкое лезвие, подобное лезвию желобов, для подготовки пера (удаление заусенцев и резка) и гильотинный «охладитель», расположенный рядом с тонким лезвием для повторной резки скоса на конце пера. Чаще всего они изготавливаются из черного дерева, но также могли быть из слоновой кости или драгоценного металла.
В целом, хорошо сделанное и правильно заточенное перо для письма могло стать элегантным и приятным подарком. Яркий тому пример — перо Пушкина, которое ему подарил немецкий поэт Гете. Оно до сих пор хранится в своем богатом футляре в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Кстати, Александр Пушкин не позволял никому приближаться к своим перьям — тем более, затачивать их.
Стальные перья
Несмотря на свои минусы гусиное перо использовалось человечеством на протяжении целого тысячелетия.
1798 год стал переломным — тогда изобрели наконец, стальное перо. С помощью него возможно было писать на литографском камне. Инструмент создал Алоиз Зенефельдер. В 1818 году в Аахена Янсен придумал металлическое перо. Передавая собственное изобретение конгрессу своего города, он пожелал такого прочного мира, как материал, из которого сделано его перо.
По версии английской литературы, изобретение металлического пера для письма приходится на 1780 г. Его изобрел Самюэль Гаррисон из Бирмингема.
Но все эти устройства были жесткими и неудобными, поэтому и не стали популярными среди населения. И в 1828–1829 гг. Гаррисон и Мэзон усовершенствовали модель Зенефельдер, придав перу эластичность с помощью отверстий в центре металлической полоски и широкие выступы.
За счет металлического пера увеличилась скорость письма. Еще одно отличие пера из металла от птичьего в том, что оно оставляет за собой углубления в большинстве букв — это видно невооруженным взглядом.
Песочница для пера и не только
Ну и ряд дополнительных нюансов — куда же без них! Оказывается, вплоть до конца XIX века в набор письменных принадлежностей входила… песочница! Она служила для промакивания и осушения чернил. Так как чернила долго сохли, лист после письма посыпали специальным мельчайшим прокипяченным песком, не содержащем пыли. А в конце XIX века появилась уже «пропускная» промокательная бумага, или «промокашка». Песочницу вы наверняка видели в эпизоде фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А еще вы встретите ее в Музее истории города.
Позже, на рубеже XIX- XX веков в обиход вошло пресс-папье — не менее диковинный сегодня предмет. Словосочетание французского происхождения «presse-papiers» дословно можно перевести как «нажимать на бумагу». Классический пресс-папье представляет собой дугообразный брусок, сверху которого расположена рукоятка, а снизу натянута промокательная бумага. Тяжесть позволяет фиксировать лежащие бумаги, чтобы они не разлетались и не рассыпались. А промокательный лист используют для промокания написанного.
Что касается чернильницы, она тоже играла заметную роль в повседневной жизни человека. В зависимости от страны и эпохи чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Иногда их делали целиком из драгоценных или полудрагоценных камней, дополнительно украшая резьбой, эмалью или более мелкими камнями другой породы. В музее истории города вы увидите самые разные чернильницы — к примеру, подвесную, датированную XIX веком. Она была удобна в обиходе, ведь ее можно крепить у пояса, она устойчива – можно было поставить на любую поверхность или просто держать на ладони. Кстати, эта чернильница изготовлена в так называемом «зверином» стиле. На ней изображены мифические звери – грифон и единорог. Грифон – наполовину лев, наполовину орел, является символом быстроты, соединенной с силой. Древние полагали, что он является хранителем кладов. Единорог – символ чистоты и непорочности. По форме он сходен с лошадью и отличается наличием рога.