АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Константин Домонтович: городской архитектор Астрахани и его творения

      14.09.2023
      0
    • От Цейхгауза до Лобного места: ТОП-7 самых кремлевских слов

      18.04.2023
      0
    • Он же памятник! Астраханские дома с историей

      18.04.2023
      0
    • Астраханские меценаты: Варваций, Сапожников, Плотниковы, Репины и другие

      13.04.2023
      0
    • От Ивана Грозного до Лобного места: 10 фактов об Астраханском кремле

      05.04.2023
      1
    • Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

      16.02.2023
      0
    • Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

      03.02.2023
      0
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша на выходные

      22.09.2023
      0
    • Выставки

      20.09.2023
      0
    • Афиша на неделю

      18.09.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      18.09.2023
      0
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      15.09.2023
      0
    • Уличные проекты в Астрахани. Программа 2023

      14.09.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      14.09.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      01.09.2023
      0
    • Киноафиша

      03.08.2023
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Астраханский терем с историей: Дом купца Г.В. Тетюшинова

      07.09.2023
      0
    • 5 причин побывать в Музее культуры Астрахани

      23.07.2023
      0
    • Драмтеатр

      21 факт о Драмтеатре

      30.03.2023
      0
    • «Кушать подано»: необычная астраханская премия отметила свое трехлетие

      16.02.2023
      0
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Краеведческий музей

      Астраханскому музею-заповеднику - 185 лет! 10 фактов об этом месте

      25.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • Маяк без моря, гора в степи и другие чудеса света по-астрахански

      15.09.2023
      0
    • 5 причин побывать в Музее культуры Астрахани

      23.07.2023
      0
    • От Цейхгауза до Лобного места: ТОП-7 самых кремлевских слов

      18.04.2023
      0
    • Памятка для любителей рыбалки в Астраханской области. 2023 год

      10.03.2023
      0
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Маяк без моря, гора в степи и другие чудеса света по-астрахански

      15.09.2023
      0
    • Писатели из Астрахани покоряют литературный мир

      31.07.2023
      0
    • Денис Ткачук: Стихотворение может работать внутри тебя целый день

      21.07.2023
      0
    • Валерий Дергачев: истории из театральной мастерской

      06.07.2023
      0
    • Чудо-проекты в Астрахани – в театре и стихах

      30.06.2023
      1
    • Константин Хахлев и Дмитрий Юницкий: дуэт на все времена!

      26.06.2023
      0
    • Библиотека им. Н.К. Крупской: история длиной в 185 лет

      19.06.2023
      0
    • Георгий Бутусов: главное для актера - быть предельно искренним

      15.06.2023
      1
    • Наталья Вавилина: создает театральные образы и текстильные куклы

      14.06.2023
      1
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Константин Домонтович: городской архитектор Астрахани и его творения

  • Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

  • Уличные проекты в Астрахани. Программа 2023

  • Проекты по городу: герои дня — дома с историей

  • «Театральная дельта» в Астрахани. Программа фестиваля-2023

ART&ФактыАКГлавнаяИнтересно
Home›ART&Факты›Ни пуха, ни пера! Чем писали в Древнем Египте и Астрахани?

Ни пуха, ни пера! Чем писали в Древнем Египте и Астрахани?

Малика Родина
29.09.2021
3940
1

История, артефакты и свои нюансы

В Музее истории города чувствуешь себя либо гимназистом, либо — чего уж там — настоящим писателем! Здесь можно посмотреть на коллекцию чернильниц и даже написать послание настоящим гусиным пером. Будто и не было этих ста с лишним лет между прошлым и будущим. Погруженные в процесс чистописания, мы решили посвятить целую статью тем самым перьям. Когда они появились, как совершенствовались и сколько нюансов несут в себе? Смотрим!

Такая история


Предками пера были Каламы. Их использовали в Древнем Египте около 4500 лет назад. Внешне каламы представляли собой заостренные тростниковые палочки, которые погружали в чернила и начинали выводить свои иероглифы. Также египтяне создали первый прообраз ручки. Это была свинцовая трубка с заостренным концом, внутри которой находилась тонкая тростинка с темной жидкостью. Именно она стекала вниз и оставляла на папирусе заветные следы.

Древний Рим тоже в стороне не остался. Здесь перья для письма делали из бронзы, меди, серебра. Уникальностью изобретения стала прочность самих перьев — они не стачивались и не ржавели. С помощью такого пера Теодорих Великий (VI в. н. э.) расписывался на своих приказах.

Начиная с VII века, люди стали активно использовать перо птицы. Но и здесь были свои нюансы — не каждым пером можно было писать. Обычно использовали перья вороны, павлина, лебедя. А наши русские писатели творили свои произведения с помощью гусиных перьев, причем хорошо заточенных. Гусиное перо вскоре стало основным инструментом для письма повсюду.

Процесс подготовки пера к работе был трудоёмким и сложным. Весной у сильного молодого гуся надо было вырвать одно из пяти внешних перьев, при этом обязательно из левого крыла. Перо обжигалось в горячем песке и становилось сухим и жёстким. Кончик пера заострялся перочинным ножом. Один из самых основных недостатков гусиного пера — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип.

Комар пера не подточит


Особенно важно было знать, как правильно точить перо для письма. Ведь от этого напрямую зависела аккуратность написанных букв. При плохо заточенном пере чернила  разлетались на бумаге в виде брызг. Да и при долгом использовании инструмента оно все равно рано или поздно стачивалось.

Затачивание кончика пера специальным ножом называлось очинкой (или очином, обчинкой). В давние времена использовалось несколько видов точилок для перьев: ножи, водосточные желоба и механические триммеры для перьев. В XIX веке будет развиваться “каниве”, который позже и заменит нож. Он удалял зазубрины, обрезал перья и щели. Лезвие было фиксированным, убирающимся или складывающимся, как карманный нож.

Еще существовали гильотинные или рычажные механические триммеры для перьев. В их состав, помимо режущего механизма, входило тонкое лезвие, подобное лезвию желобов, для подготовки пера (удаление заусенцев и резка) и гильотинный «охладитель», расположенный рядом с тонким лезвием для повторной резки скоса на конце пера. Чаще всего они изготавливаются из черного дерева, но также могли быть из слоновой кости или драгоценного металла.

В целом, хорошо сделанное и правильно заточенное перо для письма могло стать элегантным и приятным подарком. Яркий тому пример — перо Пушкина, которое ему подарил немецкий поэт Гете. Оно до сих пор хранится в своем богатом футляре в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Кстати, Александр Пушкин не позволял никому приближаться к своим перьям — тем более, затачивать их.

Стальные перья


Несмотря на свои минусы гусиное перо использовалось человечеством на протяжении целого тысячелетия.

1798 год стал переломным — тогда изобрели наконец, стальное перо. С помощью него возможно было писать на литографском камне. Инструмент создал Алоиз Зенефельдер. В 1818 году в Аахена Янсен придумал металлическое перо. Передавая собственное изобретение конгрессу своего города, он пожелал такого прочного мира, как материал, из которого сделано его перо.

По версии английской литературы, изобретение металлического пера для письма приходится на 1780 г. Его изобрел Самюэль Гаррисон из Бирмингема.

Но все эти устройства были жесткими и неудобными, поэтому и не стали популярными среди населения. И в 1828–1829 гг. Гаррисон и Мэзон усовершенствовали модель Зенефельдер, придав перу эластичность с помощью отверстий в центре металлической полоски и широкие выступы.

За счет металлического пера увеличилась скорость письма. Еще одно отличие пера из металла от птичьего в том, что оно оставляет за собой углубления в большинстве букв — это видно невооруженным взглядом.

Песочница для пера и не только


Ну и ряд дополнительных нюансов — куда же без них! Оказывается, вплоть до конца XIX века в набор письменных принадлежностей входила… песочница! Она служила для промакивания и осушения чернил. Так как чернила долго сохли, лист после письма посыпали специальным мельчайшим прокипяченным песком, не содержащем пыли. А в конце XIX века появилась уже «пропускная» промокательная бумага, или «промокашка». Песочницу вы наверняка видели в эпизоде фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А еще вы встретите ее в Музее истории города.

Позже, на рубеже XIX- XX веков в обиход вошло пресс-папье — не менее диковинный сегодня предмет. Словосочетание французского происхождения «presse-papiers» дословно можно перевести как «нажимать на бумагу». Классический пресс-папье представляет собой дугообразный брусок, сверху которого расположена рукоятка, а снизу натянута промокательная бумага. Тяжесть позволяет фиксировать лежащие бумаги, чтобы они не разлетались и не рассыпались. А промокательный лист используют для промокания написанного.

Что касается чернильницы, она тоже играла заметную роль в повседневной жизни человека. В зависимости от страны и эпохи чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Иногда их делали целиком из драгоценных или полудрагоценных камней, дополнительно украшая резьбой, эмалью или более мелкими камнями другой породы. В музее истории города вы увидите самые разные чернильницы — к примеру, подвесную, датированную XIX веком. Она была удобна в обиходе, ведь ее можно крепить у пояса, она устойчива – можно было поставить на любую поверхность или просто держать на ладони. Кстати, эта чернильница изготовлена в так называемом «зверином» стиле. На ней изображены мифические звери – грифон и единорог. Грифон – наполовину лев, наполовину орел, является символом быстроты, соединенной с силой. Древние полагали, что он является хранителем кладов. Единорог – символ чистоты и непорочности. По форме он сходен с лошадью и отличается наличием рога.

 

К предыдущей записи

Александр Дюма — об Астрахани

К следующей записи

«Уходящая натура»: Диана Арье приглашает в старую ...

В продолжение темы

  • АК

    Астраханскому аэропорту подбирают имя

    13.11.2018
    Анастасия Степанова
  • АК

    Константин Астраханцев дал фотосоветы

    03.11.2016
    Яна Третьякова
  • Творческие люди

    Марина Баранец: Растения в моей жизни были всегда

    14.03.2018
    Анастасия Степанова
  • АК

    Анны Каренины мира сего: театр и кинематограф

    01.04.2022
    Яна Третьякова
  • АК

    Рождество в живописи: несколько чудесных полотен

    07.01.2021
    Анастасия Степанова
  • АК

    Жителей Туманного Альбиона впечатлили артисты из Астрахани

    01.09.2017
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • ART&ФактыАстраханьФишки

    Всю неделю рыбный день, если за окном Астрахань

  • ART&ФактыВ ТОПеИнтересноФишки

    Уличный символизм, или негласные бренды Астрахани

  • ART&ФактыАКИнтересно

    Культурный день календаря! 2020

В ТОПе

  • АКВ ТОПеМузеи

    5 причин побывать в Музее культуры Астрахани

    По следам Чернышевского…
  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Майское настроение: вестники весны из Астрахани

    Тюльпаны, вобла и праздники
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult

Культурная мама

  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.