Вечные ценности
Популярен ли в Астрахани антиквариат?
Пандемия, локдауны, экономическая нестабильность – кажется, всё это мало способствует росту интереса к антиквариату. Между тем, вынужденно оказавшись запертыми в своих домах, люди захотели добавить в них уюта, обновить интерьеры и обратили свои взоры на старинные вещи. По оценкам экспертов, доходы российского рынка антиквариата ежегодно вырастают в среднем на 12 %, и 2020-й, несмотря на все потрясения, не стал исключением. Корреспонденты молодёжного пресс-центра при библиотеке им. Б. Шаховского выбрали два самых атмосферных места в Астрахани, связанных с антиквариатом, и отправились туда узнать, чтó из старины можно прикупить или выгодно продать и насколько вообще антиквариат популярен в нашем городе.
Чтобы вещь можно было отнести к антиквариату, она должна соответствовать трём основным критериям:
Возраст. В каждой стране он свой. Например, для России – это минимум 50 лет. А вот в США антиквариатом считается вещь, изготовленная аж до 1830 года. Всё, что младше, там относится к винтажу. В РФ же винтажной считается вещь возрастом от 15 до 50 лет.
Редкость. Чем меньше на рынке подобных вещей, тем они дороже. Есть даже предметы-уникумы, существующие в единственном экземпляре. За ними в основном охотятся коллекционеры.
Духовная и/или материальная ценность. Очень ценятся предметы, связанные с известными историческими личностями и событиями, отражающие вкус и веяния эпох. Также быстро растут в цене вещи, изготовленные из драгметаллов и украшенные драгоценными камнями.
«Аляска», сэр!
Магазин антиквариата, брендовой одежды и обуви «Аляска»
Адрес: ул. Ленина, 15
Инстаграм: @antiques_ast
В здании 1837 года постройки, где когда-то располагались Палата государственных имуществ, присутственные места Калмыцкого управления и Калмыцкое мужское училище, сегодня находится известный антикварный магазин. Никаких пластиковых окон и дверей, стеклянных стеллажей – это удивительное пространство со своим характером и историей. Поначалу «Аляска» была просто магазином одежды, обуви и аксессуаров. Зрелищности ради отец нынешнего владельца Филиппа обставлял заведение старинными вещами. Оно напоминало одну из столь популярных в Европе и Америке лавок старья, где можно откопать массу интересных и относительно недорогих вещиц. Постепенно отец и сын всерьёз задумались об антик-бизнесе. И вот пять лет назад на улице Фиолетова открылся магазин Antiques, который всего за два года стал одним из самых популярных в городе. Позже он перекочевал на первый этаж «Аляски» (на втором по-прежнему продаётся одежда), и произошло, что называется, гармоничное слияние брендов.
Когда любовь к старине начала превращаться в дело жизни, Филиппу пришлось совершенствоваться в этой сфере. Коллекционированию антиквариата нигде не учат – большую роль здесь играют чтение профильной литературы, общение с экспертами и тренировка насмотренности при посещении музеев и блошиных рынков. И если с музеями в Астрахани всё в порядке, то с блошиными рынками, увы, не очень. Ещё несколько лет назад на развалах Больших Исад действительно можно было за копейки купить ценные экспонаты. Сейчас же, по словам Филиппа, это практически невозможно. К тому же не без помощи интернета астраханцы поднаторели в оценке антиквариата и винтажа, и теперь на сайтах вроде «Авито» нередко встречается обратная ситуация: за вещь, не имеющую большой ценности, владелец просит огромных денег. «Могут за швейную машинку «Зингер» заломить миллион, купившись на какую-нибудь байку об уникальном серийном номере, – смеётся Филипп. – Подобные утки иногда специально распространяют, это целая кампания. К примеру, человек находит склад советских гирь, у него их там порядка 100 штук. Запускается байка, что в таких гирях есть небольшая примесь платины, и если подвергнуть их каким-то процессам, то получится добыть её в домашних условиях. И вот в разных городах выкладывается несколько объявлений, в которых гири продаются по баснословной цене. А через какое-то время их предлагают купить за более доступные деньги – и эти никому не нужные гири мгновенно разлетаются».
Регулярно находить действительно редкие вещи по выгодной цене, да ещё и с возможностью последующей реализации – самая большая сложность в работе антиквара. Можно охотиться за сокровищами на интернет-аукционах вроде «Молотка», а также выискивать их на тех же «Авито» и «Юле» (кстати, случаи мошенничества там вовсе не редки, поэтому консультация специалиста никогда не будет лишней). Можно бродить по антикварным лавкам (их в городе больше десятка) или ездить по сёлам. На наш вопрос, стоит ли обследовать старые здания и чердаки, Филипп рассказал, как сантехники, менявшие трубы в здании магазина, обнаружили тайник с Шустовским коньяком более чем 100-летней выдержки и недолго думая выпили его («Определённо стоит», – решаем мы про себя.)
Сами астраханцы к антиквариату довольно равнодушны – вещи чаще отправляются в другие регионы, Москву и Санкт-Петербург. Между тем экспонатов, связанных со старой Астраханью, в магазине немало. «Это подарочное пресс-папье для документов, – показывает Филипп. – Видите, на нём клеймо – «Англiйский магазинъ Н. Н. Кернъ. Астрахань», 1905 год. Потом магазин национализировали, и он стал частью ЦУМа. А вот настоящие дореволюционные открытки: нынешний «Бонотель», кремль, набережная… Несколько фотокарточек царской эпохи, которые были сделаны в Астрахани, – больше всего ценятся с военными или какие-то сюжетные. Репринт книги 1896 года с рекламными афишами, вывесками астраханских магазинов и агентств. Бывали у нас старинные часы астраханских дореволюционных мастеров – братьев Булахтиных, Либшера. В Астрахани вообще сохранилось довольно много старинных вещей, потому что война сюда не дошла».
В магазине представлен большой ассортимент товаров с морской тематикой: модели кораблей, компасы, подзорные трубы, штурвалы, рынды. Но наибольшей популярностью всё-таки пользуются бытовые предметы для создания ретро-интерьера. «Люди насмотрелись красивых картинок в интернете и хотят сделать у себя дома что-то подобное. Основной вал продаж сейчас – что-то относительно недорогое, но чтобы выглядело винтажно. Антикварная мебель у нас тоже бывает – правда, ее в Астрахани становится всё меньше. Дореволюционная венская, например, сразу уходит».
В какие антикварные предметы стоит инвестировать? В предметы, сохранившиеся в небольшом количестве, а также монеты и изделия из драгметаллов. «Эти вещи стабильно дорожают. Когда появляется золотая монетка с Николаем – пусть даже в последнюю эпоху, – она сразу уходит», – рассказывает Филипп.
Несмотря на то что цена самого дорогого экспоната в «Аляске» редко превышает 50 000 рублей (для антик-рынка это довольно бюджетно), здесь встречаются по-настоящему уникальные вещи. «Однажды я увидел у одного мужчины водолазный шлем времён Второй мировой войны. Тот в 90-е спас этот шлем на металлоприемке, куда его принёс какой-то любитель выпить. Я заинтересовался: видно было, что шлем не наш, американский. Купил. Потом выяснилось, что он доставлялся по ленд-лизу из Америки и это была именно первая модификация. В итоге шлем ушёл в морской музей».
Уходя, задаём вопрос, ответ на который, кажется, уже и так знаем: у антиквариата богатое прошлое, а есть ли у него будущее? «Я полагаю, что да, – отвечает Филипп. – Сейчас, в эпоху избыточного потребления, вещи покупаются на короткий срок, да и этот срок они могут не дожить и быстро прийти в негодность. А то, что хранилось больше века, до сих пор прекрасно функционирует. Тем более многие бережно хранят свои реликвии, передают их через поколения и ценят».
Астрахань купеческая
Дом-музей купеческого быта
Адрес: ул. Свердлова, 44
Инстаграм: @antikvariatastrakhan
Парта из Мариинской женской гимназии; старинное пианино, проданное купцу Янцеву в 1908 году в музыкальном магазине «Лира»; акции астраханского трамвая – вот лишь некоторые экспонаты частного Дома-музея купеческого быта. Его создатель Михаил Тутаринов, как и наш предыдущий герой, начинал с магазина одежды. Будучи по образованию художником, Михаил всегда стремился окружать себя красивыми вещами и потихоньку начал приобретать антиквариат. На протяжении семи лет он скупал у жителей Астрахани, среди которых много потомков купцов, предметы быта ушедшей эпохи и настолько увлёкся, что в итоге обзавёлся целой купеческой усадьбой 1830-х годов. В прошлом году в здании, некогда принадлежавшем известному астраханскому меценату Михаилу Павловичу Часовникову, и открылся музей. Ремонт заканчивали во время карантина. Многие вещи Михаил отреставрировал сам – например, шкаф в охотничьем стиле. Теперь в музей может прийти любой желающий – посмотреть на экспонаты и даже потрогать их и сфотографироваться в старинных интерьерах.
В зале на втором этаже сразу же привлекает внимание массивная купеческая кровать. «С большим трудом нашёл для неё наволочки. Большущие, квадратные – 80 на 80, – рассказывает Михаил. – А вот пуховых подушек под них отыскать никак не мог. Только в Новосибирске мне их сделали на заказ. Нигде таких нет».
Минуя ломберный столик для азартных игр, мы как настоящие девочки устремляемся к уголку светской дамы. «Посмотрите, туфельки 32 размера, а принадлежали взрослой женщине. Вполне допускаю, что они немножко усохли, но ножка всё равно была очень маленькая», – говорит экскурсовод. Будто бы для контраста в другом зале – комнате невесты – представлено довольно внушительных размеров женское исподнее. «Это, безусловно, хит нашего музея, – смеётся Михаил. – К тому же большая редкость: такие вещи практически не доходят до нас. А тут бельё совершенно новое, накрахмаленное, в том же виде, в каком было сто лет назад. Купец заказал его дочери в приданое, но грянула революция – и всё, стало не до свадьбы».
Другая редчайшая категория экспонатов, которую практически нереально купить, – дореволюционные театральные афиши. «Жизнь афиши – неделя, максимум две, потому что они печатались на папиросной бумаге, – поясняет Михаил. – Нам повезло, что они сохранились. Нашли их в каком-то портфеле, они были сложены в восемь раз. Вот здесь заметно, что верх выгорел. Пришлось с большим трудом разглаживать – бумага уже начинает ползти». Помимо сведений о том, чтó давали в театрах и цирке старой Астрахани, внимательный анализ афиш может предоставить и другую информацию. К примеру, в 1913 году билеты на галёрку и в ложу стоили 42 копейки и 7 рублей соответственно. А всего через два года в ложу можно было попасть уже за 12 рублей, да и галёрка подорожала. «Всё просто: в 1914 году началась Первая мировая война – нужны были деньги», – уточняет наш гид.
Также из афиш с удивлением узнаём, что в Астрахани, оказывается, был свой ипподром, который любила посещать даже царская семья. Доходы от его тотализаторов сравнивали с гонорарами Фёдора Шаляпина. «А ещё была легкомоторная авиация, воздухоплавательные шары. В цирке проводились спортивные соревнования: силачи, гимнасты… Жизнь в Астрахани бурлила, скучно точно не было», – подытоживает Михаил.
А вы говорите – провинция.
Параллельно, конечно, нам много рассказывают о купечестве: «Первые купцы вышли из крестьян, из народа. Начинали на деньги общины и только потом стали собственниками. Отсюда, кстати, и знаменитое купеческое меценатство: те, кто был посовестливее, по большому счёту отдавали долги за то, что в своё время воспользовались общественными деньгами».
Экспонаты, представленные в музее, не продаются. Но во второй половине здания действует полноценный антикварный магазин, где можно не только купить старинные вещи, но и принести их на оценку и продать. «Если честно, покупают реже, чем продают, – признаётся Михаил. – А если и покупают, то обычно это ностальгирующие покупки: люди хотят вернуть предметы, которые окружали их в прошлом. Также заходят коллекционеры, берут различные фарфоровые фигурки, посуду из фарфора. У нас, кстати, по субботам бывают встречи по интересам. Коллекционеры беседуют на общие темы, обмениваются старинными предметами».
Пропитавшись атмосферой антиквариата и винтажа, мы уходим с твёрдым намерением внимательно обследовать бабушкины антресоли. Очевидно, что со временем старинные вещи будут становиться только дороже. И мы сейчас, конечно, не только и не столько о деньгах.