В Астрахани прошел литературный квARTирник
На площадке Астракульт стало поэтично
Если люди настроены поэтично и прозаично — им обязательно нужно объединяться! Доказано в Астрахани и на самых ярких примерах. В минувшие выходные собрались вместе ЛитЦЕХ, ВЯЗ и АстраКульт, чтобы поговорить об этом подробнее. Что же означают три витиеватых названия и как в них рождается творчество? Узнаем прямо сейчас.
Забегая вперед, уточним, что это было не просто интервью, а целая поэтичная суббота, с читками собственных творений, игрой на гитаре и задушевными беседами. А теперь обо всем по порядку.
О ЛитЦЕХе нам рассказала автор проекта Полина Делия:
Ты помнишь, как все начиналось?
— У каждого есть хобби: кто-то рисует тушью, кто-то вышивает крестиком, собирает монеты. В какой-то момент оказывается, что наедине со своим хобби оставаться уже нельзя, его нужно выносить на обсуждение с такими же заинтересованными людьми. Невозможно постоянно писать в стол, нужно получать обратную связь, понимать, в верном ли направлении движется автор. Именно с этой целью был создан проект ЛитЦЕХ.
На первых порах он существовал в закрытом формате, где участники на протяжении без малого двух лет переписывались на тему литературных и окололитературных течений. Советовались о том, как публиковаться в литературных журналах, участвовать в конкурсах и даже как попасть в издательства, выпустить книгу. Постоянно обменивались текстами, читали их, давали обратную связь. Не всегда она была положительной — критика есть критика, без нее вырасти нельзя…
В режиме анонимности
— В прошлом году мы поняли, что нужно выходить на более открытый формат и привлекать сторонних авторов, которые также будут вливаться в процесс и присоединяться к обсуждению своих и чужих текстов. Каждый месяц на площадке ЛитЦЕХа мы публикуем 9 рассказов в анонимном порядке, чтобы никто во время обсуждения не поддавался влиянию имени автора — для объективности. В обсуждении может принять участие любой — как авторы, так и сторонние читатели. Далее собираются оценки по рассказам: слог, сюжет, идея.
Проза — особенно, небольшого формата — устроена так, что идея может оказаться не на одном уровне с ее воплощением: иногда у текста хороший слог, а по сюжету автор не вытянул. Именно разделение по критериям оценки дает понять, где сильные, а где слабые стороны. После публикации списка участвующих авторов читатели пытаются угадать, какой рассказ и кто из них мог написать. Бывает, что произведение будто написал химик-технолог, а оказывается, написал человек вообще из другой сферы, просто хорошо погуглил информацию, вник в тему. А в конце месяца мы подводим итоги, выбираем лучший и раскрываем авторство.
Как решили проблему критики?
— Иногда обсуждение рассказов проходит в остром формате — многие авторы болезненно воспринимают критику. Для таких случаев мы сделали рубрику «Вызов». Эдакая дуэль двух авторов: один дает идею, другой предлагает героев. Они пишут на эту тему небольшие рассказы, которые после обсуждаются.
Сборные итоги
— За прошлый год в таком формате мы провели 10 сезонов, опубликовали 107 рассказов от 52 авторов из городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Мы выпустили самиздатом сборник, куда вошли лучшие рассказы каждого месяца.
Это первый литературный проект в России, где отсутствует редакция как таковая, а отбором рассказов занимались сами авторы. Конкурсный отбор был достаточно хорош: на одно место 9 претендентов.
Сначала полагали, что в сборнике будет только проза, но литература была бы не полна без поэзии, поэтому я предложила Наталье Татаринцевой (руководителю студии «ВЯЗ» — прим.) отобрать лучшие стихи для раздела с поэзией в сборнике.
! Сборник пока существует только в электронном виде, но можно выкупить тираж. Подробности
Наталья Татаринцева, руководитель студии «Вяз»:
— Название нашей студии оказалось пророческим, потому что мы связываем между собой проекты AstraKult (который обладает такой площадкой и всегда готов пойти нам навстречу) и проект ЛитЦЕХ.
Немного о проекте «Вяз»
— Мы — астраханские молодые поэты, хотя отметим, что сегодня в нашей студии поэты и прозаики всех возрастов. Помимо живого общения, у нас есть группа ВКонтакте. С началом года мы запустили новые идеи: «стихотворение дня» — каждый день мы выбираем одно стихотворение классика. Нашей любовью особенно пользуются Бродский, Вознесенский, Ахматова, Цветаева. Таким образом, каждый день мы начинаем новым стихотворением. У нас около 20 человек актива, наши лучшие авторы участвуют в конкурсе на звание лучшего поэта в рамках ежегодного фестиваля «Всемирный день поэзии», который организует питерская поэтесса Стефания Данилова. К поэтическому соревнованию уже присоединилось более полутора тысяч номинатов со всего мира, хотя прием заявок будет длиться весь февраль. От Астрахани более 20 участников, из которых семь — авторы ВЯЗА.
О себе расскажем сами
Что касается АстраКульта, мы, как большие любители творчества и творческих, создали однажды проект квARTира, где устраиваем душевные встречи с единомышленниками. И прошедший поэтический вечер квартирник всем пришелся по душе. Приятно увидеть глаза друг друга и внимать каждой интонации наших голосов.
Свои рифмованные произведения читали поэты, чьи лучшие работы были опубликованы в сборнике ЛитЦЕХа. Они зачитали — мы заслушались…
! Причем, для некоторых авторов публичное выступление на площадке AstraKult стало боевым крещением. И все справились на отлично!
Любовь к истории
Но сначала мы погрузились в атмосферу творчества с помощью музыки – поэт Александр Максименко сыграл испанские мелодии на гитаре. А после наш музыкально-поэтичный гость прочел два своих произведения. Первое — «Танит», это имя богини луны у финикийцев и в Карфагене. А второе, посвященное свадьбе Даниэлы Пик и Квентина Тарантино. Стоит сказать, что Александр по профессии историк, наверное, по этой причине любовь к данной сфере отразилась и в творчестве в виде исторических стихов. Можно сказать, что поэт создал новый жанр — историческую поэзию. А его любимое место для вдохновения — сквер им. А.С. Пушкина.
Поэзия путешественника
В поэзии Александры Зайцевой так много необычных форм и подтекстов: «Пустая хмарь, запазуха Христа, дорожный атлас бесконечной стаи…». Над ее философскими словами можно предаваться долгим раздумьям. Она счастливая мама двоих детей, пишет стихи и сказки, занимается взрослой литературой, до недавнего времени вела благотворительные проекты и очень любит путешествия. Она освоила уже добротную часть карты.
— Сюда я приехала из Москвы, туда – из Брянска, в Брянск я приехала из Донецка… а перед тем еще и страны другие. Астрахань — очень интересный город, прежде всего, своей необыкновенной архитектурой. Мое любимое место здесь для творческого вдохновения – коса на Стрелке. Мой одиннадцатилетний сын тоже пишет стихи, пробует себя в роли поэта и младшая, шестилетняя дочь. Пока что-то вроде: «я шла и шла, и я нашла большую любовь». Но все еще впереди.
Немного по-питерски
Екатерина Романенкова недавно присоединилась к группе поэтов и выступление здесь для нее было в новинку. Вы сейчас удивитесь, но поэтесса, чьи стихи отличаются нестандартными метафорами, питерский чемпион по армреслингу. Сей факт придает самобытности образу поэтессы, выдавая ее принадлежность к творческой группе людей. А еще она мама озорной девчушки, готовой сопровождать маму на всех мероприятиях, в которых та принимает участие.
А вот пара строк из услышанного нами стихотворения:
«Нестерпимым желаньем дороги зудя,
Мои ноги влачат кандалы перекрёстков».
! Это очень разные авторы, каждый со своей историей, со своим «лицом».
Тараканы в квARTире
Татьяна Павлова, частый гость студии «Ключ» и постоянный участник студии «Вяз», своим стихотворением перенесла нас из пространства Астракульт прямо на набережную Волги, и мы и правда почувствовали этот свежий речной ветер и увидели «бесконечность облаков». Но тут прозвучало слово «тараканы», и нас мгновенно выдернуло из путешествия. От Татьяны мы узнали о стае насекомых, живущих в пыльном внутреннем мире. Татьяна, помимо поэзии, занимается декупажем деревянных заготовок, вышиванием икон бисером и крестиком – такое разностороннее творческое «я».
Проникновенно
Юная поэтесса Лиза Морева почти не пыталась скрыть своего волнения, выйдя на нашу импровизированную сцену. А чего скрывать – волнению быть, выступление у Лизы первое, но какой слог! Судите сами: «ветер стучит по стеклу, веткой скребется к теплу…». А от этого четверостишья у вас прямо сейчас побегут мурашки:
«Снова дерет тополя,
Дом обнимает, скуля,
Ветер ночами не спит –
Ветер со мною вопит».
Лиза не только пишет стихи, но еще играет на фортепиано и увлекается фотографией.
Стихи от лидера «Вяза»
Наталья Татаринцева тоже пишет замечательные стихи и порой посвящает их нашему городу:
«Просыпается город, он в розовой дымке рассвета
На ладонях степных, перечеркнутых венами рек.
И, приветствуя день астраханского жаркого лета,
Всходит солнце, как древний большой оберег».
А любимое место для Натальи – бескрайние степи.
— Когда едешь за город, начинаются степи, которые на самом деле полны жизни, мы просто этого не видим. Единственное мое стихотворение об Астрахани как раз навеяно вот этой поездкой на рассвете, когда въезжаешь в свой город.
В процессе нашего блиц-опроса после встречи выяснилось, что Наталья еще когда-то создавала авторские украшения, ведь по первому образованию она художник. Кроме того, сейчас она занимается компьютерной графикой и созданием иллюстраций для астраханских авторов. У нее уже была выставка в Доме-музее купца Г.В. Тетюшинова, где экспонировалась серия иллюстраций поэтессы в жанре компьютерной графики.
А еще мы узнали, сколько времени уходит на создание стиха – от одной минуты до нескольких месяцев. И что поэтессам-мамам помогают в творчестве их маленькие дети, которые легко перевоплощаются в самых настоящих, но очень милых критиков. Конечно, студия для писателей и поэтов не просто второй дом, а духовный дом. Кстати, оказалось, что грустных стихов все-таки больше, чем веселых. И мы решили спросить:
Если стихов больше грустных, то как с прозой дело обстоит?
Александра Зайцева:
— Я совершенно уверена, что мы не выбираем форму, ритм, способ рифмовки, жанр. Просто какая-то мысль приходит, и она может быть реализована только вот так. В прозе не проще, в поэзии не сложнее. Все это работа, труд.
Наталья Татаринцева:
— Но вот что интересно: когда у нас бывают домашние задания, вдохновляются и прозаики, и поэты так, что и одна мысль у каждого из них может быть интерпретирована совершенно уникальным образом. Например, отталкиваясь от знаменитого анекдота «колобок повесился», ребята создали пародии, некоторые написали стихи под Маяковского, Пушкина, а кто-то даже сочинил криминальный детектив, где колобок — глава мафии. Настолько по-разному пишущие люди могут обыграть одну и ту же идею.
Каково это – опубликоваться в сборнике?
Александр Максименко:
— Вдохновляет работать дальше. Сборник – это веха, от которой ты отталкиваешься и идешь дальше. Потом можно проследить свою творческую дорогу, какими зигзагами ты шел и куда еще направишься.