Чайные традиции в Астрахани

Расскажем про самые интересные
Неожиданно календарь преподнес нам еще один повод для радости. 15 декабря — Международный день чая! Лично в нашей редакции чаевничать очень любят (в свободное от созидания время), а потому, поднимем чашку благоухающего напитка в честь прекрасного события. А за одно вспомним самые интересные чайные проявления в Астрахани.
Купчиха за чаем
И начнем, конечно, с этой прекрасной и колоритной дамы. «Купчиха за чаем» прославила художника-астраханца Бориса Кустодиева на весь мир.
А позировала для легендарной картины Галина Владимировна Адеркас, студентка первого курса Астраханского медицинского института — кстати, натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю от одного ливонского рыцаря. В жизни девушка обладала значительно меньшими формами — увеличила их фантазия художника. Работал Кустодиев, как правило, быстро, и эту картину закончил за несколько дней. Позже Галина Адеркас окончила университет и даже поработала недолго хирургом. Однако в 20-х годах она бросила профессию и занялась искусством: сначала пела в русском хоре, участвовала в озвучивании фильмов, а потом еще и стала выступать в цирке.
В этот раз мы пригласили прекрасную Кустодиевскую Купчиху почаевничать вместе с нами в Доме Тетюшинова — кстати, тоже купца.
Ну а запечатлеть себя и своих близких рядом с Купчихой и у настоящего самовара можете и вы — в Доме-музее Бориса Кустодиева: уютная фотозона к вашим услугам!
История
История чая насчитывает уже более пяти тысяч лет, но кто именно открыл этот любимый всеми напиток, доподлинно не известно. В Китае, где чай является настоящим культом, существует множество прекрасных легенд. Одна из них связанна с именем древнекитайского императора Шеном Нунгом, который правил в III тысячелетии до нашей эры.
Согласно легенде, в один из походов императора в котел с кипящей водой попали занесенные ветром листья чайного дерева, растущего недалеко от костра. Император, выпив воды, удивился его необычному аромату и вкусу и пожелал употреблять такой напиток и в дальнейшем.
Другие источники утверждают, что искусством приготовления чая прекрасно владели индусы и тибетцы. Также доказано, что несколько тысячелетий назад чайные плантации уже существовали в Японии и Корее.
С тех пор популярность чая только росла, он становился все доступнее. В Старой Астрахани этот напиток был невероятно востребован. Особенно славился чай предпринимателя Козлова. Он был даже награжден золотой и серебряной медалями на Московской политехнической и Казанской выставках. Во дворе дома Козлова, напротив нынешнего здания главпочтамта, размещались огромные склады для хранения чая, который прибывал большими партиями из Казани. В особом помещении велась сортировка чая. Ну и, конечно, чайный магазин — он размещался здесь же, в двухэтажном доме на первом этаже.
В период общей перестройки усадьбы ворота получили существующее по сей день завершение с фигурами двух львов по бокам, которые и сегодня привлекают внимание. Не хватает только алебастровой фигуры китайца с золотым зонтиком, который сидел между ними (по всей видимости, был установлен Козловыми как своеобразное указание на род их занятия). Фигура китайца исчезла, а вот когда и куда – не известно.
Сладкая жизнь
Рост потребления чая в конце XIX века (его ввозили большими партиями из Китая) способствовал бурному развитию кондитерской промышленности в России. Астрахань — не стала исключением.
Сверкающая витрина, яркие упаковки конфет, пряников, мармелада, аромат шоколада, ванили, свежей выпечки, кофе влекли прохожего в кофейни. К тому же предприниматели уделяли значительное внимание вопросам эффективной реализации своей продукции, внешнего вида и грамотной рекламы. Среди кондитеров существовала высокая конкуренция.
В центральной части города находилось несколько кондитерских. Одна из них принадлежала братьям Шарлау, где выбор лакомств был разнообразен: конфеты, шоколад, торты. Говорят, именно здесь астраханцы попробовали знаменитый швейцарский шоколад. Фирма Шарлау существовала в Астрахани с 1887 года, сначала Шарлау старшего, а затем его наследников. Она включала в себя кондитерское заведение и шоколадную фабрику и размещалась изначально в разных зданиях. В конце XIX века Карл Арнольдович Шарлау построил красивое здание, в котором разместились и производство, и личные квартиры владельцев. До самой революции в этом доме действовали известный в городе кондитерский магазин (при кондитерской была также шоколадная фабрика) и роскошная кофейная К.А. Шарлау, а на втором этаже располагались квартиры хозяев заведения. В продолжение традиции и сейчас на первом этаже здания размещается кофейня, которая носит имя первого владельца.
В кондитерской Симоненко, располагавшейся в Табачном ряду (ныне улица Кирова), преобладали булочки и тортики. Напротив Губернаторского сада (сейчас это Братский сад) была кондитерская-кофейная Бортновского.
В фондах Астраханского музея-заповедника сохранились старинные упаковки кондитерских изделий: жестяные банки, появившиеся в XIX – начале XX века, для карамели, монпансье, шоколадных конфет, знаменитых российских фабрик «Товарищество Абрикосова и сыновей в Москве», «Эйнем. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфет и чайных печений», «Товарищество кондитерской фабрики «Реномэ», астраханской кондитерской фабрики «Шарлау». Здесь можно узнать, как выглядели этикетки и вкладыши, ознакомиться с прейскурантами кондитерских и чаеразвесочных магазинов прошлого.
Пряники как искусство
В XIX – начале XX века особую популярность приобрели и пряники ручной работы. Для изготовления печатных пряников использовали уникальные резные фигурные и наборные пряничные доски — или пряницы. Вырезали их мастера-знаменщики, и это было особое искусство.
Рыба-стерлядь, загадочные фантазийные существа, кони, геометрические узоры и растительные мотивы — символы на деревянных формах заставляют поразмышлять о том, для кого и для чего предназначались пряники. Например, пряники ритуальные печатались для совершения сельскохозяйственных обрядов, а пряники-«вьюнцы» — для поздравления молодожёнов с первой весной в их семейной жизни. Ну а разгонные подавались в качестве заключительного блюда.
Ближайшая родственница пряничной доски — пасочница с редким набором орнаментов на гранях. Для понимания всего глубинного значения символов, изображённых на пасочнице, потребуются некоторые знания канонов и догмат православной церкви.
Были в истории пряничного дела и знаменитые резные Козьмодемьянские ковшики, выполненные в первой половине XIX века.
В селах Астраханской губернии чаепитие — особая национальная традиция. У черноярцев, к примеру, было принято кушать чай утром, в обед и вечером. С хорошей заваркой. На сенокосе, рыбалке с ночёвкой, при посадке, прополке и в урожайную пору – всегда чай, правда, уже с природной заваркой — иван-чаем, который в простонародье называли «курышник».
Прежде, как известно, в каждом доме был самовар: у кого-то попроще, а у купцов, например, причудливые красавцы с медалями разных ярмарок на боку, а то и с двуглавым орлом – высшей наградой. Пристрастие окающих волжан-черноярцев к чаепитию породило местную пословицу: «Самовар – втора корова!»,
Традиции
В нашем многонациональном регионе помимо традиционных индийских и китайских, распространены также казахский и калмыцкий чай.
«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу», — так говорил Абай о чайной церемонии на казахской земле.
Казахи пьют черный чай с молоком, которое, как правило, коровье, часто с добавлением топленых сливок. Процесс приготовления чая имеет свои нюансы. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. Причем заварка должны быть крепкой и свежей, чтобы при добавления молока чай был с «правильным» коричневатым цветом.
Разливают напиток в специальные пиалы — кесе, или кесешки. По традиции, пиалу не положено наливать до краев — это означает неуважение к гостю, и хозяин будто открыто говорит о том, что не рад посетителям. Поэтому чай наливают буквально на пару-тройку глотков, чтобы чаще доливать казахский напиток и таким образом показывать свое гостеприимство.
К чаю непременно подают молочные продукты: каймак – сливки, сушеный сыр курт, баурсаки, кайнары, а также сладости: сахар, конфеты, варенье, печенье, финики.
Хозяева все время следят, чтоб кесе гостя не было пустым. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: перевернуть пиалу вверх дном, положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но это не всегда срабатывает — казахи все равно будут уговаривать выпить еще. Казахи, действительно, любят почаевничать. Есть даже казахская шутка: «Утром пьем чай с баурсаком, в обед пьем чай с куырдаком, вечером пьем чай с бешбармаком».
Кстати, существует красивая традиция «келін шәй» — это первое близкое знакомство с родственниками мужа после свадьбы. И переводиться оно буквально как «чай с рук невестки».
В каждом регионе проведение традиции может отличаться, но основная суть все-таки остается неизменной. Накрывается богатый дастархан и приглашаются гости. Келин дает салем (кланяется) всем родственникам. Когда все гости усаживаются за стол, невестка садится разливать чай. Важно занять место в нижней части дастархана, так как во главе стола сидят самые почетные гости. Так, собственно, и начинается самое «дорогостоящее чаепитие», ведь гости должны отблагодарить невестку за вкусный чай.
Калмыцкий чай, или джомба, представляет собой густой напиток из зеленого чая, молока, соли, специй и масла или жира, который пьют горячим. Исторически точно не зафиксировано, где и когда стали готовить такой чай, но позже он стал любимым среди кочевников Азии, Сибири, Кавказа и т.д.
Есть мнение, что так варили придающий силы чай на Тибете, позже его начали готовить монголы и именно они передали традицию калмыкам — отсюда он и обрел свое сегодняшнее название. Каждый из народов имеет свой рецепт приготовления калмыцкого чая, поэтому правила приготовления могут различаться. Заварка продается на развес в виде зеленых плиток прессованного чая. В состав напитка входят разные специи, от лаврового листа до мускатного ореха.
Вкус калмыцкого чая получается одновременно терпким, соленым и острым. Это обусловлено как ингредиентами, так и способом приготовления, ведь для калмыцкого чая с молоком заварку томят на огне порядка 10 минут.
Второй по важности ингредиент – это молоко. Всегда используется жирное коровье, верблюжье, кобылье или овечье. По объему оно равно воде, в которой варится заварка. Соль добавляется обязательно. Такой чай в домашних условиях приготовить очень легко, ввиду простоты и доступности ингредиентов.
При поднесении чая строго учитывается иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является ли он гостем, родственником или кем-то еще. Принимающий чай должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх) и произнести благопожелание. Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятье.
Ну и тема навеяла. Вспомним несколько красивых самоваров, которые нам довелось видеть в Астрахани

Русским традициям самое место в Астраханском доме ремесел

Одно из самых уютных и гостеприимных в Астрахани мест — Дом купца Г.В. Тетюшинова и его летняя веранда