Театр в театре, или Как расслышать «Шум за сценой»

Несколько слов о новом спектакле Астраханского драмтеатра
Наверное, любому театральному зрителю мечталось заглянуть в закулисье и узнать, как создается спектакль. Словом, увидеть всю «кухню» этого лицедейского мира. Астраханский драмтеатр воплотил мечту многих премьерой «Шум за сценой» Майкла Фрейна.
Прием «Театр в театре» не новый, но редко используемый режиссерами. Тем интереснее оказалась постановка Александра Огарева. Стоит отметить, что спектакль приурочен ко дню рождению Астраханского драматического театра, который отмечает в этом году 211 лет.
Сюжет произведения определил сценографию. В результате она получилась, так сказать, двойной. В первой части спектакля зритель видит сцену в привычном для него виде. Небольшая стильная квартира с восемью дверями. Причем с каждой из них связана своя комическая ситуация. После антракта глазам гостей театра предстает «изнанка» сцены-квартиры. Обратная сторона показывает, как ведут себя актеры и работники театра, наблюдая за сценическим действием из-за кулис. Разные смешные казусы, признания в любви, драки – все это сближает театральный мир с реальностью.
Однако, стоит отметить, что на протяжении всего действа зритель не смотрит спектакль в классическом его понимании, что может быть немного непривычным для человека, не ознакомившегося с аннотацией постановки или самой пьесой. Первая часть – это, по сути, открытая репетиция. В зале вместе со зрителями сидит режиссёр Ллойд Даллас (засл. арт. России Евгений Григорьев, Дмитрий Карыгин).
Он командует актерами, которые забывают или путают реплики. Причем их роли смешиваются с реальными судьбами, таким образом раскрывая образ каждого артиста. Зритель узнает о романах и конфликтах, происходящих в небольшой труппе провинциального английского театра.
Вторая часть спектакля «Шум за сценой» — это своего рода аллюзия на немое кино. Публика слышит какие-то отрывочные фразы из комедийной пьесы, поставленной в качестве премьеры в английском театре. Наравне с этим мы видим какие-то бессловесные сцены, когда актеры путают реквизит, выпивают алкоголь за кулисами, ругаются или же дарят друг другу цветы. Впрочем, заканчивается эта история зажигательным танцем. Жаль, что он появился только как финальная точка комедии. Мне кажется, танцы были бы уместными и в других моментах, сделав постановку более пластичной. Этой пластичности немного не хватило, несмотря на всю динамичность и тонкий юмор смешной истории о буднях провинциальной труппы.
Каролина Виноградская
Если и Вам интересен мир закулисья, тогда приходите в Театр драмы 31 декабря и 1 января!
Возможно, именно вы станете участником финальной сцены!