Наслаждаемся атмосферой, в музее истории города
Наша экскурсия длиной в 7 комнат
Когда-то давно, в 1831 году, в небольшом и очень уютном доме родился Илья Николаевич Ульянов. В свое время этот особнячок купил для своей семьи родной дед вождя мирового пролетариата. В конце 60-х годов XX века он был полностью восстановлен по фотографии 1934 г., а уже 16 апреля 1970 г., ровно к 100-летию Владимира Ильича — музей распахнул свои двери. Заглянем туда сегодня и мы.
Музей истории города, а до 2001 года — Дом-музей Ульяновых — рассказывает об интересном укладе жизни Астрахани в XIX веке, а также его выдающихся горожанах – среди купечества и других сословий. Документы, этнография и уникальные предметы, часть которых – благородный дар от горожан – погружает в необыкновенное время.
Вперед – в прошлое!
Первым мы посетили кабинет высшего сословия. Атмосфера задалась с самого начала…
У окна видим необычный музыкальный инструмент XIX века – фисгармонию.
Инструмент клавишный, но это не пианино, а родственник духового инструмента — органа. Впечатления продолжились у дамского столика для рукоделия и при виде музыкальной шкатулки, которую специально включили для команды АстраКульта. Такой уютный привет из далекого прошлого…
Поскольку это кабинет, все наше внимание устремилось на массивный письменный стол, где расставлены диковинные вещицы: нож для раскрытия писем, чернильница, пресс-папье, пепельница, подсвечник и даже невиданное нами доселе приспособление для коробка со спичками (мы предположили, что это подставка для салфеток).
Посреди стола — копия старинного письма. А рядом – невысокий деревянный стеллаж, на полках которого лежат старинные печатные издания: журналы, книги на французском и художественная литература.
Что ели в Астрахани?
Здесь же можно ознакомиться с меню гусар — взглянув на подлинный документ 1889 года: суп, пирожки, ростбиф по-английски с гарниром, жаркое, салат, свежие бобы, мороженое в ассортименте. Словом, пальчики оближешь…
Поскольку люди светского общества любили устраивать балы, то одним из главных развлечений был конкурс на лучшего участника сего мероприятия. А здесь, в музее, выставлен оригинальный жетон победителя того самого конкурса.
Еще мы узнали историю о том, как некоторые личные вещи стали экспонатами музея. Например, в XX веке внучка дворянина А.М. Долинина-Ивановского по имени Наташа продала в музей его гусарскую ташку, погоны и грамоту о возведении в дворянство. На документе изображен герб семьи, а подписан он Николаем I.
Купеческая столовая
Следующая наша остановка в поисках любопытных предметов и историй — купеческая столовая.
На нас смотрит старинный самовар, красуются расписные коробки из-под кондитерских изделий, а еще фарфоровый чайный сервиз, граммофон (да, во время застолий с гостями включалась музыка), настенные часы и массивный буфет.
Здесь же видим купеческий кабинет с письменным столом, где выставлены шкатулки и всевозможные копилки. И что особенно интересно – копилки эти разнокалиберные: каждая из них предназначена для своей монеты. И если быть внимательным, то можно увидеть много важных деталей в предметах: узоры, гравировку, рисунки. Даже на люстре, чинно свисающей с потолка, есть своя особенность – грифоны.
Есть тут и маленькая копия судьбоносного для Астрахани корабля. История его начинается с того, что купец Степан Мартинович Лианозов завещал 300 тысяч рублей на благоустройство Варвацевского канала. Дело жизни отца продолжил после его смерти сын Георгий. Из Голландии был доставлен тот самый корабль — землесос (достаточно низкий, чтобы проходить под всеми нашими мостами). Судно до наших дней не сохранилось, но макет его радует нас в музее по сей день.
Мало кто знает, но на весь мир черную икру прославила именно семья Лианозовых, которая вела икорный бизнес в Астрахани.
Привет гимназистам!
Необычно можно провести время в этом музее с детьми: вдохновит не только экскурсия, но и творческие занятия, где дети усядутся за школьные парты прошлого века и будут учиться письму с помощью гусиного пера и чернил. Сотрудники музея даже квест проводят — будет очень увлекательно!
Ну и, конечно, как побывать за гимназической партой и не попробовать себя в написательном деле. Тем более, перо с чернилами и бумага под руками!
В кабине «пилота»
В следующем зале экспозиция посвящена не таким уж и давним событиям – транспортным средствам, на которых горожане передвигались по Астрахани. Здесь выставлены макеты и рассказывается история трамваев и троллейбусов. Первые трамваи в городе появились еще в 1900 году. А троллейбусы были впервые запущены в эксплуатацию почти 70 лет спустя.
Для современных людей с их любовью к самофотографированию есть приятный бонус – можно зайти в настоящую кабину троллейбуса и вообразить себя водителем.
Кстати, история появления этой кабины тоже интересна. Некогда в Астрахани работал музей трамвайно-троллейбусного депо, а после его закрытия все экспонаты были переданы в Астраханский музей-заповедник. Часть из них вошла в экспозицию Музея истории города, а та самая кабина, ставшая сегодня креативной фотозоной, когда-то была кабиной учебной.
Для тех, кто хочет освежить в голове приятные воспоминания – еще один бонус. На стене у кабины висит компостер, куда можно вставить билетик (он прилагается) и О, чудо: прибор пробьет его своим уникальным рисунком, как в те самые времена.
А помните, как контролеры ходили на каждой остановке и выдавали билетики новоприбывшим пассажирам?
Предаваясь доброй ностальгии, мы продолжаем музейный путь.
Жуки и утюги – словом, жить здорово!
Тасуя временные эпохи словно карты, мы добираемся до последнего зала. Машина времени не ошиблась с расчётами — все встает на свои места. А именно, на место выставки, посвященной разным ремеслам: главные герои здесь — сапожники и портные. А еще есть любопытное приспособление для быстрого снятия обуви с ног – он называется «Жук». Жук крепился к полу — одну ногу ставили на него, другой его придерживали у основания. Таким образом сапог снимался с ноги без наклонов и помощи рук – согласитесь, очень удобно.
Даже бытовала в ту пору шутка, что так можно заменить жену.
Экспонируются здесь и невероятные утюги — символы времени. Самые первые из них – они же самые тяжелые. Рассказываем весь механизм работы: сначала открывалась крышка, затем внутрь закладывались раскаленные угли — утюг нагревался. Во всех отношениях легче был утюг спиртовой. Принцип его так же прост: открывается крышка, заливается спирт, поджигается фитиль – утюг нагревается. Такой прибор считался дорожным — благодаря большей легкости его можно было взять с собой. Но поскольку он был удовольствием не из дешевых (ведь пришел к нам из Германии), позволить себе его мог не каждый.
Здесь же стоит швейная машинка «Зингер» XIX века и еще много чего интересного.
Жизнь мещанская
Наконец, кульминация нашей экскурсии — мещанская столовая.
Она намного проще, чем те кабинеты и столовые, которые могли себе позволить знатные господа. И здесь начинается самая интересная история – история семьи Ульяновых, потому как в этой экспозиции выставлены личные вещи домочадцев: шкаф для одежды и настенные часы, которые были проданы купцу Фокину вместе с домом.
Семья Ульяновых была небогатой и не могла позволить себе даже кровати, поэтому спать приходилось на больших металлических сундуках, один из них есть в экспозиции.
Есть тут женские «штучки». По преданию, женский кошелёк, отделанный бисером, принадлежал родной сестре Владимира Ильича — Феодосии. А кошелек, ваза и шкатулка были подарены музею родственниками со стороны мужа Марии Николаевны Ульяновой — родной сестры Ильи Николаевича.
Есть на выставке и удивительная фарфоровая кукла – она трехликая. То есть голова у куклы поворачивалась и показывала разные выражения лица: она то плачет, то смеется, то спит.
Лишь на выходе из комнаты мы замечаем, что высота потолков и арочных межкомнатных проемов явно говорит о невысоком росте первых домовладельцев. И правда, есть информация, что Василий Николаевич, дядя Ленина, имел рост около 160 см, а Феодосия была и того ниже.
Покидая музей после масштабной 2-этажной экскурсии, мы смотрим на все в этом доме уже немного иначе – как на музей внутри музея. А снаружи еще долго рассматриваем здание и не можем оторваться от его маленьких прямоугольных окошек и деревянной лестницы, ведущей наверх, на застекленную веранду. Ощущение, будто и впрямь побывали в каком-то ином измерении.