Фантазии Кота и испытания для Герды
Астраханцы смотрят новогодние сказки
Поучительные истории о любви и доброте, построенные на основе известных сюжетов, представили на сцене в сказочных декорациях. Зрителей ждут и необычные сценические приемы – об этом подробнее в материале.
Астраханские театры уже несколько дней принимают зрителей новогодних постановок. На Большой сцене Театра оперы и балета показывают волшебную детскую сказку «Мороз Иванович» по мотивам сказки В.Ф. Одоевского. А в ТЮЗе с успехом идет «Веселый маскарад».
Ну а мы узнали любопытные подробности зимней сказки Театра кукол и Драматического театра. Театр кукол дал премьеру – «Кот в сапогах». Новогодний спектакль поставлен режиссёром-постановщиком Сергеем Балыковым по пьесе Николая Шувалова.
Сергей Балыков рассказывает:
Сюжет сказки
— В последнее время наш театр большое внимание уделяет классической литературе, общеизвестным сказкам, таким названиям, на которых воспитываются дети. Приходя в театр, они попадают на знакомый материал, который они читали и слышали прежде. Стараемся выбирать, что называется, золотой багаж литературы: сказки зарубежные и отечественные. «Кот в сапогах» – очень известная и любимая детьми сказка, так же, как «Три поросенка», «Золушка», «Дюймовочка». Но достаточно сложно к нему было подступиться: во-первых, сказка появилась, когда развивалась буржуазия, во-вторых, сказка о том, как пройдоха помог рейдерским захватом своему хозяину заиметь чужой замок. Ставить об этом очень не хотелось, поэтому мы подошли к материалу с нескольких позиций. Мы решили, что это должна быть музыкальная сказка. Атмосфера, которую позволяет создать материал, отсылает нас к таким классическим образцам, как «Бременские музыканты». Нам безумно интересно было поставить этот спектакль с такой музыкальной конвой, которая придала нашему спектаклю особый колорит.
Сценические приемы
— Мы решили соединить несоединимое в этом спектакле. С одной стороны, у нас ширма и куклы, которые используются на ней, а с другой стороны – черный кабинет. Черный кабинет сам по себе отвергает ширму. Но мы решили их совместить и подать «в одном флаконе». Это позволило существовать в спектакле видеоконтенту, который создает эту динамичную сказочную картинку всех путешествий, проходов, проездов кареты с королем и так далее. В спектакле появилось много движения — картины, которые существуют статично в материале, в черном кабинете стали читаться, как крупный план в кинематографе. Тогда и куклы стали покрупнее. Сценическое внимание сосредотачивается, сценическое время, темпоритмическая структура начинает соответствовать этому крупному плану. А когда начинаются панорамы, все меняется – выходит действие на ширму, идут облачка, появляется астраханское солнышко – символ нашего театра.
Чем заинтересовал материал
— Было интересно поработать в этом материале, он уже акцентируется не на том, какой жулик этот Кот и как у него ловко все получается, а на хорошей доле авантюры, которая направлена именно на то, чтобы помочь собственному хозяину, сделать его счастливым. А начинается все, как кошачья история. Были или не были у Кота эти приключения, но вот такими летними вечерами, на крыше он любит рассказывать о своих якобы приключениях. Это, наверное, фантазии Кота о том, как он был в сапогах, как приобрел шляпу, шпагу, пояс. Это бахвальство перед кошечками. Это тоже дает совершенно другой угол истории. Таким образом, наш спектакль приобретает свое собственное звучание.
Астраханский драмтеатр представил сказку «Снежная королева», которую уже полюбили зрители. Режиссер-постановщик Алексей Матвеев рассказывает:
Какой должна быть новогодняя сказка
— На мой взгляд, новогодняя сказка должна быть волшебной, завораживающей, может быть, даже отчасти мистической и очень красивой. Я хочу увлечь зрителей тем действием, которое будет происходить на сцене. Хочу, чтобы они были увлечены Снежной королевой, Ледяным троллем, Гердой, которая проходит колоссальные испытания. Ее путешествие длится целый год, она попадает во множество стран. И через эти испытания несет свою любовь к брату. С помощью любви, веры, надежды она преодолевает все страхи, сомнения, злые силы. Вот это хотелось бы создать на сцене – абсолютное погружение для маленького зрителя.
Сценические приемы
— Мы применили очень интересную технологию – анимацию совместно с видео. Все это вплетено в картинку общего действия и также сочетается с воплощением артистами своих персонажей. По сути, это практически мультипликация, которая была нарисована разными людьми из разных городов, кроме того, сняты актеры в костюмах. Все собрано вместе с тем действием, которое происходит на сцене. Это интересный приём.
Чем заинтересовал материал
— Заинтересовал тем, что достаточно известный сюжет можно раскрывать с помощью очень завораживающей, порой, смешной или даже нелепой, но красивой картины. В каждую из стран маленькая Герда попадает в поисках брата неспроста. Каждая сцена спектакля «Снежной королевы» что-то означает, множество символов разбросаны по всему спектаклю. И этот прием прослеживается у самого автора – Ганса Христиана Андерсена. Например, розы – это главный цветок всех христиан, они — символ любви. Здесь небольшое отличие – символ братской любви. Именно эти розы топчет Кай, когда в него попадает осколок зеркала. В Стране Забвения Герду встречает ведьма, живущая в вишневом саду у реки. Вишни постоянно расцветают, демонстрируя вечную весну. Процесс расцвета вишни, превращения цветков в ягоды и обратно передан через анимацию. Потом Герда попадает в Страну любви, где ее встречают старые вороны, которым уже по триста лет, а так же молодые принц и принцесса. Две пары, которые влюблены друг в друга, не смотря на юный возраст одной пары и очень зрелый — другой. Здесь мы видим красивые костюмы и так же анимацию. В Стране жадности героиню встречают разбойники, которым нужно только одно — что-либо отнять у кого-либо. Герда разогревает сердце одной из разбойниц, и та, растроганная историей героини, отпускает оленя на свободу. Дальше девочка попадет в Лапландию, где ее встречает Лапландка – мистическая шаманка, она говорит, что невозможно попасть в замок Снежной королевы, ведь его охраняют снежные демоны. Она раскрывает секрет Герде о том, что ее основная сила в любови к Каю. И, если она не усомнится в своей вере и в вере в бога в том числе, то она победит любую силу. Вот, что происходит в сказке: это волшебство и завораживает, и интересует меня, поэтому я взял ее в работу, получился вот такой спектакль, который сейчас переживает премьерный показ.
Беседа с создателями зимнего волшебства на театральной сцене вдохновила нас самих на просмотр этих спектаклей. И, хотя, постановки рассчитаны на маленьких и юных зрителей, наверное, ребенок действительно живет в каждом взрослом. Ведь неспроста мы так ждем новогоднего чуда, восхищаемся украшенной елкой, с радостью предаемся зимним играм и в тайне мечтаем о собственных приключениях в волшебной стране… Отправляйтесь в путешествие со сказочными героями театра и пусть оно будет волшебным!