Гимн женщине на театральном языке
Несколько слов об астраханской «Ленинградке»
Традиция, когда актеры пробуют себя в роли режиссера, не нова. Появилась она, наверное, тогда же, когда был образован театр. У Екатерины Снегиревой, актрисы Астраханского ТЮЗа, тоже возникла такая идея. Ее причиной стала пьеса «Ленинградка» — о судьбе женщины, перенесшей тяжелые события XX века. Премьера постановки прошла в День снятия блокады Ленинграда.
Несмотря на то, что пьеса обозначена как монодрама, зритель видит на сцене двух актрис. Постановка – диалог главной героини Веры Витальевны Ендовицкой (Ванда Блинова) с самой собой (Екатерина Якшина). Эта беседа охватывает разные хронологические периоды, благодаря чему зритель как бы проживает историю этой женщины.
Мы видим, как главная героиня из восемнадцатилетней девушки превращается в 76-летнюю даму, и таким образом прослеживаем эволюцию ее духовного мира. Эту трансформацию подчеркивают белые полотна, развешанные по сцене. С каждым новым событием в жизни героини они используются по-разному (зеркало, газета, список пропавших и погибших и т.п.), а то и вовсе исчезают. Полотна, как и ажурные воротнички на шеях у актрис, так же символизируют собой наивность и женственность, переходящую к концу спектакля в мудрость. Об этом свидетельствует и внешний вид реальной главной героини, исполняемой Вандой Блиновой. К концу постановки мы видим ее седой сгорбившейся старухой в черном халате. Но, тем не менее, она не теряет веры и надежды. Об этом зрителю говорит почти не изменившейся облик Екатерины Якшиной, которая играет внутреннее «Я», альтер эго героини.
Вообще костюмы и сценография в этой постановке, несмотря на лаконичность и минимализм, наполнены разными символами. Так, например, в ходе всего спектакля над сценой висит телефонная трубка. Именно благодаря этому прибору мы узнаем о разных людях, сыгравших важную роль в жизни Веры Витальевны. Через него женщина общается с внешним миром, в то время как все действие проходит в «квартире профессора Ендовицкого».
Но самыми главными переживаниями главная героиня, конечно, делится с самой собой и с сидящими в зале. В какие-то моменты зритель явно видит, что поступки и мысли Веры Витальевны противоречат друг другу. Благодаря внутреннему голосу, мы наблюдаем эту настоящую борьбу добра и зла, наивности и рационализма, проходящую в душе главной героини. Один из ярких таких примеров – сцена блокады, когда молодой женщине предложили банку сгущенки, небывалого по тем годам роскошного блюда, взамен на акварель Соколова, подаренную дорогим сердцу человеком. На фоне небольшого огня, разожженного, чтобы согреться в неотапливаемой квартире, эта картина вообще похожа на икону рядом с горящей свечой. Этакий символ надежды, символ памяти о молодых беззаботных годах и первой любви, ностальгии о мирном времени, который спасает героиню от голодной физической и духовной смерти.
Заканчивается постановка сценой, где пережив все внешние исторические и внутренние духовные катаклизмы, Вера Витальевна вспоминает прошлые годы с улыбкой. При этом, используя все ту же телефонную трубку, подсказывает своему заблудившемуся внуку Володику, как выбрать тот вектор развития, который помог и ей остаться той наивной и доброй Верой Витальевной Ендовицкой, представшей перед зрителем в начале спектакля.
Каролина Виноградская
Если вы не успели увидеть премьеру «Ленинградки» — следующий показ спектакля состоится 28 февраля. Начало в 18.00
Билеты можно приобрести в кассе ТЮЗа (тел. 8 (8512) 51-28-89) и на сайте astratuz.ru