«Холодное сердце» или мертвая душа?

В театре кукол можно увидеть спектакль об эпохе Возрождения
Уже три сезона в Астраханском театре кукол идет спектакль с говорящим названием «Холодное сердце». В его основу легла одноименная сказка немецкого автора Вильгельма Гауфа. В этой детской, на первый взгляд, истории на самом деле подняты взрослые, вечные темы: через кукольную игру показана духовная смерть человека.
Первое, что открывается глазам зрителя в спектакле Сергея Балыкова – это средневековая таверна, посетители которой поют и танцуют. Вообще вся постановка смотрится динамично. Песни и танцы гармонично и вовремя разбавляют нравоучительную идею данной сценической истории. Музыка тоже подобрана таким образом, что либо сбавляет, либо накаляет сюжетную линию.
История бедного юноши Петера Мунка (Рауф Зарипов), несмотря на средневековый мотив, смотрится актуально и злободневно. Ведь за столетия страсти людей не изменились. И именно об этом говорит спектакль. Он, как картины Босха или Брейгеля, наглядно показывает грехи людей. Особенно, слабости главного героя. Ведь его желание разбогатеть играет с ним злую шутку.
Стоит отметить, что Петер Мунк предстает перед зрителем в виде двух кукол. Первая одета в обычную одежду и обозначает как бы телесную составляющую главного героя. А вот вторая заслуживает большего внимания: она символизирует душу Петера. Ее одеяние – белое полотно, что роднит ее с образом распятого Христа. Эта кукла становится отдельным самодостаточным персонажем после исполнения Петером своей мечты. Еще одна деталь гардероба, которая подчеркивает поведенческие изменения главного героя, это шапка. Пока Петер жив духовно, шапка покрывает его голову. Но как только он приобретает «холодное сердце», он надевает капюшон, прикрывающий поседевшие волосы, и становится похож на безликое существо, или попросту на тень. Кукловод так же переодевается вслед за своим кукольным персонажем.
Мать Петера (Елена Булахова) и возлюбленная Лизбет (Алиса Чумакова) не подлежат внешним изменениям. Тем не менее, зритель видит, как поведение главного героя сказывается на судьбе женских образов. Их переживания выражены в лирических песнях, которые служат своеобразной исповедью. Именно под воздействием этих женских вокальных мотивов Петер, как блудный сын, возвращается к исходной точке. Об этом свидетельствует покаянная сцена, где кукла встает на колени на первой ступени лестницы. Вообще лестница – это еще одна знаковая деталь. По тому, как персонажи передвигаются по ней, зритель может наблюдать за их духовным ростом или падением.
В спектакле «Холодное сердце» достаточно и других режиссерских приемов, делающих его по-своему интересным. Так, несмотря на глубокий христианский посыл этой истории, в постановке есть явно «детские стереотипы». Например, зло предстает перед зрителем в виде черного паука с большими цепкими лапами. А мучающие Петера страхи показаны с помощью театра теней. Но это нисколько не умаляет достоинств постановки, а наоборот делает ее понятной детям. Ведь только так, играючи, можно рассказать юным зрителям о таких вневременных понятиях как добро и зло, жестокосердие и сострадание, любовь и зависть. И за это создателям спектакля хочется сказать «Большое спасибо».
Каролина Виноградская
Рецензия написана в рамках Лаборатории молодой критики «Есть мнение!», которая проходила в Астрахани в конце сентября этого года. Организатором стал Общедоступный театр «Периферия», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.