Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени…


Фото Юлии Афониной
Но этот спектакль всякий раз доказывает, что «фарс» — это лишь маска, которую режиссер не особенно скрывает. Тема нравственного выбора, смелости его сделать и ответственности его принять, пожалуй, одна из важнейших в этом спектакле. Очевидно, что камертоном всего действа звучит жизнь и судьба Иисуса Христа. Ведь Жанна должна сделать свой выбор: взойти на эшафот или отречься от собственной жизни. Перед зрителем – один день из жизни Жанны перед казнью (тоже популярный литературный «жанр»). Ее персональный Гефсиманский сад. И в этом аду сомнений, боли и жажды жизни любой ценой появляется Бог. Бог, который отвечает на вопросы юной девы или актрисы, спасающей свою шкуру. Эти вопросы стары и вечны, но ответы всякий раз звучат по-новому для каждого из нас. С другого плеча Жанна слышит другую версию событий, где все не так однозначно: одетый в черно-красное Палач всеми силами пытается обосновать свою двуликость, трусость и слабость.
Зритель понимает существование обмана. Эта подмена звучит открыто и громко: “Я не Жанна Д′Арк, я — актриса Жаннетт”. Но вдруг становится не важна идентичность, поскольку мир строится на комфорте большинства. Или приоритете жертвенности. Пусть даже жертва эта положена на алтарь правды. Мир, построенный на слезе ребенка. Страна, конечно, меняется, но основополагающий тезис великой русской литературы остается актуальным. И в спектакле звучит одна из главных сегодня тем. Не важно, кто ты – Жанна Д′Арк, Жаннетт или Жанна Дура. Важно, какой сделаешь шаг и по какому пути пойдешь. Чтобы стать героем, не обязательно им родиться и быть. Стать другим/другой можно в любой момент. И решение принимает каждый здесь и сейчас. Но так ли нужно быть героем?..
Главенство внутреннего, духовного, конфликта подчеркивается минималистичной, почти аскетичной, сценографией. Перед зрителями лишь деревянные помосты, выполняющие роль скамьи, тюремных нар, лестницы и проч. и напоминающие об эшафоте и предстоящей казни. С минимальным реквизитом и простотой костюмов актеры должны рассчитывать только на себя. На силу своего слова, таланта и мастерства. Задача по-настоящему сложная: нужно балансировать и крепко держать кривую трагического накала и гротесковой шутливости, не свалившись в пафос или пошлость. И с этой задачей прекрасно справляются все актеры.
Лишь финал этого спектакля получился смазанным, смерть выглядела беспомощно, а Жанна-ангел не знала, куда себя деть. Провальные секунды. Но при этом отличное решение – оставить зрителей один на один с песней Шевчука: дать им недостающего воздуха, в том числе, для впитывания увиденного и услышанного.
В этом спектакле много масок, которые нацепили лишь для того, чтобы снять. Можно кричать «Ура!» Жанне Д., а можно обозвать Жанну «дурой» (что тоже не лишено правды). И в средневековой Франции видеть Россию наших дней не только потому, что в спектакле звучит «денег нет, но вы держитесь», «функции иностранного агента», «он вам не Димон», «тебе не понять, потому что ты девушка» и проч. Но именно сегодня очевидно, что из средневековья нас может вытащить только верный нравственный выбор. И гимном нашего времени, действительно, могут стать песни Юрия Шевчука и группы «ДДТ».
Алия Ленивец
Рецензия написана в рамках Лаборатории молодой критики «Есть мнение!», которая проходила в Астрахани в конце сентября этого года. Организатором стал Общедоступный театр «Периферия», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.