АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

      30.01.2023
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      30.10.2022
      0
    • Ностальгия по старой Астрахани: как это было?

      16.09.2022
      0
    • Вечерний базар: и такое было в Астрахани

      24.08.2022
      0
    • Астрахань: перекресток культур и место толерантности

      10.08.2022
      0
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Николай Миловидов: судьба архитектора

      12.07.2022
      1
    • Принц Модерна: лучшие творения Виктора Вальдовского-Варганека

      06.07.2022
      8
    • «Аркадия»: история райского сада из Астрахани

      26.05.2022
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша для детей

      03.02.2023
      1
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      03.02.2023
      0
    • Афиша на выходные

      03.02.2023
      0
    • Бесплатно в Астрахани

      03.02.2023
      0
    • Выставки

      03.02.2023
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      03.02.2023
      0
    • Музыка Астрахани

      03.02.2023
      0
    • Киноафиша

      03.02.2023
      0
    • Афиша на неделю

      30.01.2023
      0
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

      27.12.2022
      0
    • «Холодное сердце» или мертвая душа?

      26.12.2022
      0
    • Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени...

      20.12.2022
      0
    • Что значит для женщины быть «Чайкой»?

      21.11.2022
      0
    • Моя семья: азербайджанские корни, жизнь в Грузии и разнообразие кухни

      11.11.2022
      0
    • Мысли и образы Хлебникова – в театральной интерпретации

      01.11.2022
      0
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Павел Руднев: «С “холодным носом” спектакли не смотрят»

      28.09.2022
      3
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • По пути к звездам: клуб астрономов-любителей имени Зигеля

      05.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • Петровский след: где в Астраханской области найти маяк

      28.07.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Зима, Анискин

      Зима в городе: какой видят Астрахань наши художники

      20.01.2023
      0
    • Солнечные и изумрудные: необычные имена астраханских артистов

      01.12.2022
      2
    • «Многогранная Астрахань»: фотограф и художник объединились

      21.10.2022
      1
    • Суфлёры, шарманщики и другие человеческие приветы из прошлого

      20.10.2022
      1
    • Чудо-СТИХиЯ: астраханская актриса стала триумфатором «Тавриды»

      19.10.2022
      0
    • Чайка как искусство: кукольный опыт в драматической постановке

      18.10.2022
      0
    • От авангарда до лирики: на «Театральной дельте» показали эскизы будущих премьер

      08.10.2022
      0
    • Арбузный кремль и другие шедевры карвинга от Натальи Сенкевич

      01.09.2022
      0
    • Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

      31.08.2022
      0
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней

  • Невероятно, но факты! Об Астрахани

  • Василий Данилец: Для меня музыка – это радость и счастье

  • «Не может быть», но Гайдай снимал в Астрахани кино

  • Алло, мы ищем таланты! Творческие конкурсы для астраханцев

АКМы театралы
Home›АК›Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени…

Смелость оказаться дурой, Или герои нашего времени…

Редактор
20.12.2022
540
0

«Жанна Д. Ура!», средневековый фарс.
Общедоступный театр «Периферия», Астрахань (2022).
Пьеса С. Цанева «Вторая смерть Жанны Д′Арк».
Реж.: Александр Беляев.
В ролях: Жанна (Жаннет) – Наталья Фильчева,
Бог – Александр Беляев, Палач – Алексей Дуганов.

Фото Юлии Афониной

С пьесой болгарского драматурга Стефана Цанева «Вторая смерть Жанны Д′Арк» режиссер театра «Периферия» Александр Беляев уже работал в 2018 году. Весной этого года он вновь вернулся к ней: дал новое название, подчеркнул ее актуальность популярными сегодня фразами-мемами, а также  изменил жанровые границы. «Средневековый фарс» развязывает руки его создателям, поскольку сам жанр провозглашает своей нормой «антинорму» (подобно чеховскому «ненормально нормальное»). Фарс может быть сюжетным, но при этом оставаться статичным: здесь не обязателен катарсис. Фарс может демонстрировать вечное соревнование героев без обязательной победы одного из них. И, наконец, фарс может позволить себе не утверждать приоритет морально-нравственных ценностей. Фарс откровенно веселится, наслаждаясь самим смеховым искусством, поскольку всегда помнит, что «на любого умника найдется еще больший умник, который сочтет его дураком».

Но этот спектакль всякий раз доказывает, что «фарс» — это лишь маска, которую режиссер не особенно скрывает. Тема нравственного выбора, смелости его сделать и ответственности его принять, пожалуй, одна из важнейших в этом спектакле. Очевидно, что камертоном всего действа звучит жизнь и судьба Иисуса Христа. Ведь Жанна должна сделать свой выбор: взойти на эшафот или отречься от собственной жизни. Перед зрителем – один день из жизни Жанны перед казнью (тоже популярный литературный «жанр»). Ее персональный Гефсиманский сад. И в этом аду сомнений, боли и жажды жизни любой ценой появляется Бог. Бог, который отвечает на вопросы юной девы или актрисы, спасающей свою шкуру. Эти вопросы стары и вечны, но ответы всякий раз звучат по-новому для каждого из нас. С другого плеча Жанна слышит другую версию событий, где все не так однозначно: одетый в черно-красное Палач всеми силами пытается обосновать свою двуликость, трусость и слабость.

Зритель понимает существование обмана. Эта подмена звучит открыто и громко: “Я не Жанна Д′Арк, я — актриса Жаннетт”. Но вдруг становится не важна идентичность, поскольку мир строится на комфорте большинства. Или приоритете жертвенности. Пусть даже жертва эта положена на алтарь правды. Мир, построенный на слезе ребенка. Страна, конечно, меняется, но основополагающий тезис великой русской литературы остается актуальным. И в спектакле звучит одна из главных сегодня тем. Не важно, кто ты – Жанна Д′Арк, Жаннетт или  Жанна Дура. Важно, какой сделаешь шаг и по какому пути пойдешь. Чтобы стать героем, не обязательно им родиться и быть. Стать другим/другой можно в любой момент. И решение принимает каждый здесь и сейчас. Но так ли нужно быть героем?..

Главенство внутреннего, духовного, конфликта подчеркивается минималистичной, почти аскетичной, сценографией. Перед зрителями лишь деревянные помосты, выполняющие роль скамьи, тюремных нар, лестницы и проч. и напоминающие об эшафоте и предстоящей казни. С минимальным реквизитом и простотой костюмов актеры должны рассчитывать только на себя. На силу своего слова, таланта и мастерства. Задача по-настоящему сложная: нужно балансировать и крепко держать кривую трагического накала и гротесковой шутливости, не свалившись в пафос или пошлость. И с этой задачей прекрасно справляются все актеры.

Лишь финал этого спектакля получился смазанным, смерть выглядела беспомощно, а Жанна-ангел не знала, куда себя деть. Провальные секунды. Но при этом отличное решение – оставить зрителей один на один с песней Шевчука: дать им недостающего воздуха, в том числе, для впитывания увиденного и услышанного.

В этом спектакле много масок, которые нацепили лишь для того, чтобы снять. Можно кричать «Ура!» Жанне Д., а можно обозвать Жанну «дурой» (что тоже не лишено правды). И в средневековой Франции видеть Россию наших дней не только потому, что в спектакле звучит «денег нет, но вы держитесь», «функции иностранного агента», «он вам не Димон», «тебе не понять, потому что ты девушка» и проч. Но именно сегодня очевидно, что из средневековья нас может вытащить только верный нравственный выбор. И гимном нашего времени, действительно, могут стать песни Юрия Шевчука и группы «ДДТ».

Алия Ленивец

Рецензия написана в рамках Лаборатории молодой критики «Есть мнение!», которая проходила в Астрахани в конце сентября этого года. Организатором стал Общедоступный театр «Периферия», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

К предыдущей записи

В Астрахани пройдет «Ёлкин базар»

К следующей записи

Премьеры 2022

В продолжение темы

  • АКИнтересноквARTираТворческие люди

    Арбузный кремль и другие шедевры карвинга от Натальи Сенкевич

    01.09.2022
    Малика Родина
  • АК

    Астраханцы примерили на себя эпатажные образы

    26.05.2017
    Анастасия Степанова
  • АК

    10 отличий исторического Кремля от современного

    06.03.2020
    Анастасия Степанова
  • АК

    Лента позитивных новостей из Астрахани

    21.10.2019
    Анастасия Степанова
  • АК

    Что стояло на новогоднем столе в 19 веке, помимо праздничных блюд?

    30.12.2020
    Малика Родина
  • АК

    Астраханские музейщики подготовили геммы для экспонирования

    01.08.2019
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • Настроение AУлица культурится

    «Встретимся у кареты», или кодовый язык астраханцев

  • Мысли вслухНастроение A

    ТОП-10 правдивых баек про астраханских студентов

  • ART&ФактыЖивописная Астрахань

    Живопись не знает границ. Необычные «холсты» в Астрахани

В ТОПе

  • АКВ ТОПеЖивописная Астрахань

    Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов

    Расскажем о наших любимых
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век

С места событий

  • АКС места событий

    Ночь, звезды и «Музыка в Бирюковке»

    Репортаж с места астраномических событий
  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-экскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!

Настроение А

  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Настроение неба, или Немного Питера в Астрахани

    Фотозарисовки AstraKult
  • АКНастроение A

    Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

    Интерсные проявления знаменитой ягоды
  • АКНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Тоня, Приёмка, Путина и несколько других приятных сердцу слов

    Об их значениях — наш материал

Культурная мама

  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.