Трагедия одной семьи глазами Ганди. Который молчал по субботам

Отзыв по горячим следам премьеры

Фото Дианы Арье
В завершение года Астраханский драмтеатр порадовал современной премьерой – Александр Огарев поставил спектакль по пьесе Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам». В результате получилась сценическая история, похожая на дневники 16-летнего подростка.
Большая часть спектакля – это монолог человека по прозвищу Мот (Давуд Самадов). Парень рассказывает о себе и своей семье в переломный для них период. Родственники упорно называют Мота его настоящим именем – Саша. Но причина юношеского бунта становится понятной, когда зритель узнает об уходе отца (Игорь Вакулин) из семьи. Внезапная новость становится настоящей трагедией для всех, и каждый переживает ее по-разному.

Фото Дианы Арье
Режиссер показывает рефлексию персонажей и предысторию событий с помощью видео. В ходе постановки на экране периодически всплывают фрагменты домашней кинохроники: от свадьбы родителей до сегодняшних сториз, снятых на телефон главного героя.
Еще один интересный прием спектакля – аллюзия на семейный фотоальбом. Так, например, в начале постановки, в процессе представления Мотом родственники садятся на стулья, за спинкой которых находится белый экран. В результате у зрителя возникает ассоциация с фотоателье. А в финале эти же персонажи появляются в круге, ограниченном цветной рамкой, что делает его похожим на семейную фотографию, которую наши бабушки вешали над кроватью.
Само оформление квартиры, где живет Мот, напоминает дом-перевертыш. Горшок с домашним цветком спускается откуда-то с потолка. Торшер и кресло вырастают из стены, на которой висит ковер. Таким образом режиссер наглядно демонстрирует, что жизнь семьи перевернулась с ног на голову.

Фото Драмтеатра
Еще одна важная локация – подземный переход. Чтобы воссоздать атмосферу этого места, на сцене появляются дорожные знаки, спускается занавес с современным граффити и уличные музыканты начинают петь. Именно здесь Мот встречает человека, жизненная трагедия которого становится выше его собственных переживаний.
Вообще бомж по имени Лиза (Сергей Андреев, Наталья Фильчева) – персонаж, который служит противовесом остальным героям. На протяжении спектакля Лиза говорит в основном одну лишь фразу: «Ганди молчал по субботам». Но при этом именно она – самый искренний и самый «говорящий» персонаж. Ее поступки – свидетельство того, как предана она любимому человеку (потерявшемуся когда-то сыну Димочке). Предана, несмотря ни на что. Она хранит его любимую игрушку, ждет его в переходе, ищет глазами среди толпы. В то же время Лиза – символ ушедшего детства Мота. Если до того момента, пока отец не бросил семью и не пропал дед (Валерий Штепин), Саша был всего лишь ребенком, то после указанных событий он становится главным мужчиной в доме. Но вместо взросления предпочитает протест в виде молчания. На этой немногословной ноте Мот и Лиза сближаются. Он заботится о том, чтобы она могла поесть и поспать, играет с ней в шахматы, не замечая, что рядом живущие женщины – мама (Александрина Мерецкая) и сестра (Анастасия Кацан) – тоже замыкаются в себе и пытаются вырваться из этого дома. Мать находит нового мужчину и переезжает к нему, а сестра придумывает поездки на соревнования по танцам, вместо которых просто тусуется в подъезде. В конце спектакля главный герой тоже покидает родительский дом. Он выбирает жизнь в переходе, чтобы продолжить «дело» Лизы. Там Мота вновь встречают уличные музыканты и продавец игрушек, одетый в розового зайца.

Фото Дианы Арье
Именно этим обусловлен тот факт, что историю своей семьи Саша рассказывает в микрофон, словно зачитывая страницы из личного дневника зрителям. Посещая театр от спектакля к спектаклю, они как люди, иногда проходящие через переход.