Кирилл Зуев: Этномузыка помогает мне видеть мир ярче
Интервью с астраханским музыкантом
Кирилла Зуева многие узнают по проекту «Волжская палитра». Бесконечное удовольствие видеть и слышать его каждый год на набережной Волги, в окружении необычных инструментов. Впрочем, это не единственная «сцена» для его разнообразного «плей-листа». Талантливый этномузыкант, мультиинструменталист, вегетарианец и любитель йоги – сегодня он расскажет нам обо всех своих увлечениях и взглядах на жизнь, во время встречи в Культовом Баре.
АК: Многие знают твой проект «Ритмы солнца», представляющий живую этномузыку под открытым небом. Скажи, а почему выбрал именно это направление?
Кирилл: Начнем с того, что Астрахань – очень многонациональный город. И где, как не здесь, нести идею о том, что всем людям нужно жить мирно? А Этника, она как раз объединяет – через музыку. Именно в этом моя цель. Это же помогает мне видеть мир в ярких красках. У каждого народа музыка своя и у каждого по-своему прекрасна. Я использую много инструментов из разных культур, традиций, народов — получается некий музыкальный симбиоз.
АК: А с чего вообще все началось?
Кирилл: А началось, как ни странно, с «тяжелой» музыки: heavy metal, core. Самым первым моим инструментом была электрогитара от фирмы B.C. Rich (гитара, кстати, крутая – до сих пор ее храню). Были коллективы, где я играл тяжелую музыку, оставившую свой след. Прежде всего, она развивает тебя технически. Есть стили, в которых и пары аккордов будет достаточно. А, с другой стороны, есть джаз, блюз, deathcore, heavy metal — по уровню техники это сложнее. То есть она тяжелая не только по звучанию – ее и играть тяжело. Там и соло часто исполняют гитаристы.
Позже в моей жизни стала появляться этника и такие различные жанры электронной музыки, как транс, техно, хаус, псай даб, регги — много направлений я переслушал и все они повлияли на меня по-своему. Потихоньку я начал развивать свой проект, который позже назвал Nature Of Sound – переводится как «Природа звука». А начинался он с маленького барабанчика…
АК: Кстати о барабанах. Расскажи о самом известном в твоей коллекции.
Кирилл: Называется Джембе, или африканская перкуссия. Он появился у меня не сразу, а как только оказались средства на покупку более профессионального инструмента. Это именной барабан перкуссиониста Дэмиана Марли, сына Боба Марли. Его зовут Леон Мобли. Фирма Remo. Дерево отличное. Звук у него отличный: бас хороший, и тон, и слэп – то есть, три основных звука, которые издает этот инструмент. Там есть разные полутона, которые тоже можно извлекать. Причем, ребята из этой фирмы вегетарианцы и они не используют, например, кожу для инструментов.
Сейчас рукам более комфортно – на моем предыдущем барабане деревяшки по краям были. Помню, когда у меня еще не было профессионального инструмента, я разбил руки в кровь – это было на праздновании Дня города, играл около трех часов. Наверное, это был самый жесткий концерт. У гитаристов, когда начинают играть, пальцы твердеют, мозоли появляются. Тут то же самое – ты же стучишь.
АК: Техника очень необычная, и везде нужна своя, особенная. Где же ты научился играть на стольких инструментах сразу?
Кирилл: Все сам. Все с нуля. Интернет, литература… Плюс мое окружение. Учился сам и чему-то учился у своих друзей, которые имеют больший опыт. Мы нередко собираемся вместе. Кстати, может, они тоже у меня чему-то научились – не спрашивал (смеется).
Но главным образом занимался самообразованием — смотрел видеоуроки на YouTube. Сейчас просто век такой – интернета. Он дает много возможностей каждому. Самые разные курсы можно найти где угодно, продаются DVD-диски, книги. Техники, советы, определённые ритмы – там все подробно описывается. А дальше, конечно, свой опыт. Я играю в стиле импровизации. Знаю довольно большой объём ритмов и подстраиваю их под определенную музыку, чтобы было созвучно.
Многое дает выступление на публике – несколько лет я участвую в «Волжской палитре» (летний проект министерства культуры и туризма Астраханской области – прим.).
АК: И как люди реагируют?
Кирилл: По большей части танцуют и радуются, им нравится. Бывало такое, что меня и по двести, и по триста человек окружали, прямо на улице. Мне нравится такой формат: открытое небо, природа, приятная атмосфера. Я стараюсь сам поближе к природе жить. Бешенный ритм, множество машин, суета… Люди устают от этого очень сильно. А когда они слышат такую музыку, очень гармоничную, то сразу возникают ассоциации с отдыхом, с хорошим настроением. Благодаря таким проектам они вовлекаются в культуру, узнают об этом что-то новое. Конечно, в клубах тоже здорово выступать, но там немного все по-другому.
АК: А что ты чувствуешь, когда играешь? Особенно, если собирается много народу?
Кирилл: Чувствую волнение (улыбается). Боюсь ошибиться, наверное… Необходимо как можно качественнее все сделать и выложиться по максимуму, чтобы всем понравилось. Но это у любого музыканта так. Обычно ошибок нет – потому что с опытом это нарабатывается и все проходит отлично. Я стараюсь делать музыку, которая на людей будет благостно влиять. Сама вибрация этих инструментов обладает определённой частотой, которая вводит человека в более здоровое состояние. То есть, делает его гармоничным с природой. Музыкант – он в первую очередь транслирует свои эмоции, переживания. Это уже дело вкусовых предпочтений – кому-то по душе гитара, кому-то еще что-нибудь.
АК: Когда ты играешь, ты рассказываешь какую-то свою историю?
Кирилл: Все зависит от композиции. У меня есть разные программы. Если я играю свою музыку, то это моя история, безусловно. А бывает такое, что я беру музыку своих любимых исполнителей и под нее что-то импровизирую – например, на перкуссии или на других инструментах. Тогда я уже делаю определённое дополнение. Но каждая музыка передает определенные эмоции, ритм, движение.
АК: Расскажи о своих многочисленных инструментах. Есть из них самый близкий тебе?
Кирилл: Их, правда, очень много, я сам уже сбился со счета! Варган, тибетские поющие чаши, дамару, шанкх, но эти инструменты не всем известны. Могу играть на дарбуке, бубне. Также есть аналоги перкуссии. Много струнных инструментов — думаю, на каждом можно что-нибудь да сыграть. Конечно, не на всех очень профессионально, как на перкуссии или гитаре, но что-то подыграть смогу, конечно.
Думаю, каждый из них одинаково мне близок. Это как волос, не знаю… Как палец на руке… Часть меня, без которой просто никак. Одно дополняет другое.
АК: А на каком самом необычном инструменте тебе довелось сыграть?
Кирилл: Ханг-драм. Ко мне приезжали друзья, которые играют на этих инструментах. Это просто божественный инструмент, плавный и мелодичный. И большая редкость – настоящих ханг-драмов выпускают очень мало, сами ребята, которые их придумали.
Представляет он собой железную тарелку, а в ней небольшие впадины. Звук создается ударами, там вообще все основано на гармонии. Ошибиться нельзя – допустим, если ты играешь на гитаре, ты знаешь мелодию, все тональности. Каждый ханг-драм настроен на определенную тональность. То есть, это такая летающая тарелка, и я по ней… – стучит по тарелке.
АК: Мы знаем, что ты вегетарианец. Это часть твоего мировоззрения?
Кирилл: Да, я не ем мяса около пяти лет. В целях здоровья и вследствие страданий животных (у меня это плотно началось, когда я посмотрел фильм «Скотобойня»). Правда, были у меня срывы – вначале особенно тяжело. Вообще есть много нюансов – а потому нужно слушать диетологов. Они вообще советуют придерживаться природного питания – даже ближе, наверное, к сыроедению: живые фрукты, овощи, то есть все то, что дает нам природа в чистом виде. Если бы мы, например, появились на нашей планете, когда не было цивилизации, мы вряд ли бы нашли там растущие на дереве чипсы или Кока-Колу. И просто питались бы тем, что увидели буквально под ногами – вот, яблоко растет или ягод бы сорвали, бананы – что угодно. Некоторые, конечно, охотились, но это крайний случай, когда уже совсем есть нечего и вставал вопрос жизни или смерти. Тогда уже можно, мне кажется, и поохотится, и порыбачить.
В продолжении темы природы – в Астрахани проходил фестиваль под названием «Острова». Там организовывали акцию – очищали полностью городской остров. Большинство людей вообще не задумывается, о том, что нескольким поколениям еще после нас здесь жить. Даже не нескольким, а ого-го скольким! И поэтому, когда мы отдыхаем на природе, все аккуратно в пакеты складываем и либо вывозим, либо, если это экоматериалы, просто сжигаем. Ну и музыку, конечно, играем там – я вообще это место очень люблю.
АК: Игра на некоторых инструментах требует определенной физической подготовки?
Кирилл: Есть и такое. К примеру, диджериду. Самое сложное для меня было в этом инструменте — это техника циркулирующего дыхания, для того чтобы можно было играть без остановок. Каждый думает, что нереально сделать вдох и выдох одновременно. Можно, кстати, аналогию провести с техникой в йоге, которая называется пранаяма – это дыхательная гимнастика. Я вот как раз бросил курить и стараюсь здоровый образ жизни вести. Занимаюсь спортом, как время есть.
АК: Йогу сам преподаешь?
Кирилл: Нет, чтобы там преподавать, нужно быть гуру парампаре и там все серьезно — то есть канонам всем религиозным следовать. А я чисто так, для себя…На самом деле йога – это образ жизни. На первом месте стоит этическая нравственность и такие общепризнанные вещи, как «не укради», «не убей» – в этом духе.
АК: А что ты сам любишь слушать из музыки?
Кирилл: Музыка – она всегда по настроению. Иногда хочется что-то грустное послушать, иногда – прямо наоборот, разрушительную. Есть любимые группы в «блэк метал» – но я думаю, они не многим известны. А вообще, в каждой музыке я нахожу свой кайф – даже в попсе. Да и уровень ее очень подрос, кстати.
АК: Скоро у тебя выходит первый альбом. Расскажи об этом.
Кирилл: Да, осталось около месяца, наверное. Событие для меня очень важное, и работы проделано немало. В альбоме будут намешаны разные стили. Мы не ограничиваемся определенными рамками и с каждого музыкального направления стараемся брать лучшее и как-то это объединять. Всегда стараюсь следить за тенденциями и извлекать лучшее, при это никого не пародируя. В альбоме будет звучать и вокал. Сейчас я работаю с Викторией Черновой.
У меня часто спрашивают диски с моим творчеством, а готового материала до сих пор не было – теперь смогу в том числе раздавать его самым интересующимся моим творчеством.