Елена Плужникова:“Художник — это писатель, который рисует на холсте”
Интервью с астраханской художницей
Астрахань богата на талантливых людей, которые вдохновляют. Одна из них — Елена Плужникова, астраханская художница, педагог, основатель студии творчества “Стрекоза”. Мы пригласили ее в гости и душевно поговорили об искусстве, авторской технике и новой тактильной выставке “Ракурс”. Читайте далее в нашем интервью.
— Расскажите, когда вы начали рисовать?
— По факту я рисую с 8 лет. В 9 лет поступила в Детскую художественную школу № 1, а затем прошла подготовительные курсы к художественному училищу. Но моя жизнь сложилась так, что в училище поступать не стала. Продолжила обучение в старших классах, после которых подала документы в Астраханский государственный университет. Хотела стать учителем ИЗО. Но из-за того, что в тот год не было набора на эту специальность, мне пришлось поступить на учителя географии. Успокаивало одно — была надежда попасть на кафедру картографии, где можно было рисовать карты. И все получилось, меня даже хотели оставить на кафедре аспирантом. Компьютеров тогда не было, а карты мои получались красивыми.
— А что было дальше?
— После университета мне предложили работу в Центре реабилитации несовершеннолетних (сейчас он называется “Исток”) и я согласилась. Но творчество все равно меня не покидало. Продолжала в свободное время рисовать дома и писать стихи. На базе центра на второй год работы я открыла дополнительный кружок “Наш клуб веселых девчонок”, где мы создавали различные изделия: шляпки на заколках, декорированные ободки и многое другое. Тогда я впервые заметила, что те девочки, которые занимаются творчеством, легко общаются и лучше социализируются. У меня возникла идея связать искусство, психологию и педагогику. Но мои планы немного передвинулись — 7 лет я была в декретном отпуске. Конечно, продолжая творить и рисовать.
— А когда вы решили окончательно погрузиться в мир искусства?
— Я поняла, что больше не хочу работать в бюджетной организации. И даже обстоятельства сложились наилучшим образом — меня сокращают. Я встаю на биржу труда, а затем оформляюсь в качестве предпринимателя. Написала бизнес-план по открытию творческой студии для детей. Мой проект согласовали и мне выдали грант. 8 февраля 2015 года я открыла первую в городе частную творческую студию “Стрекоза” для детей и взрослых. У нас были уникальные мастер-классы по живописи на воде по Эбру, также велось обучение по декупажу, мыловарению и лепке из глины.
Эбру (от тур. ebri — воздушные облака) — это техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу (дерево, ткань, керамику, кожу).
Рада, что все мои идеи поддерживали не только близкие. Вместе с партнерами мы старались не ограничиваться одной лишь студией. Организовывали творческие дни в торговых центрах, выходили на набережную в праздники и выходные. Словом, несли творчество в массы. Мне хотелось стереть границу между творческими и обычными людьми. Ведь мы все одинаковые, просто многие не знают, что они талантливые. Только кто-то боится пробовать или не имеет возможности, а другой просто идет и делает.
В 2017 году было принято решение о закрытии студии. Я вышла на тот уровень, когда мне хотелось уже не просто быть учителем рисования, а именно продвигать себя как художника. Обратила внимание, что за всеми детскими мастер-классами я теряю профессиональные навыки. К тому же, много времени и сил в целом забирала сама студия — я отдавала ей всю свою энергию. Поэтому все случилось в самое лучшее время.
И тогда начался мой путь в общественных проектах, в том числе и совместно с администрацией города. В 2018 году я стала участником фестиваля преображения городских пространств “Щетка”. Расписала электрические щитки на улице Чернышевского и на Набережной Петра I, а также стену на улице Савушкина. Также участвовала в благотворительных акциях с “Добровольцами России”.
За эти годы поняла, что рисовать может каждый, только необходимо создать необходимые условия. У меня появилась идея включать релаксирующую музыку во время творческого процесса, которая смогла бы помочь отодвинуть все проблемы на второй план. Именно в состоянии релакса можно начать рисовать. Моим первым арт-проектом стал мастер-класс “Рисуем музыку”. А чуть позже я обнаружила в себе умение считывать состояние человека по нарисованной картине в моменте “здесь и сейчас”. Ведь сначала мы выгружаем весь негатив на бумагу, а потом уже рождаются важные образы. Желание помогать людям с помощью творчества привело меня к новому обучению — я поступила на психолога.
Параллельно продолжаю развиваться как художник. Этому способствуют и международные конкурсы, в которых я участвовала. Кроме того, я стала членом Профессионального Союза художников России, а недавно — членом Международной академии современных искусств.
— А кто вас вдохновляет? Какие художники?
— У меня нет кумира и ничьи стили не списываю. Мне нравятся русские классики, реалисты, маринисты. Также люблю Сальвадора Дали, Мунка, Моне, Ван Гога. Меня даже называли “Ван Гог в юбке” (улыбается). Просто я люблю яркие желто-синие цвета, без переходов. Вообще больше, чем великие художники, меня вдохновляют природа, люди и музыка. Очень люблю рисовать музыку…
— Расскажите про придуманную вами технику
— Все началось, пожалуй, с витражной живописи — это мое дополнительное увлечение. Я создаю заливные витражи с помощью техники “Псевдотиффани” — расписываю витражи специальными красками вручную.
Заливной витраж (лакокрасочный, контурный) – это технология декора стеклянных изделий с помощью цветных полимерных красок. Она позволяет воплотить в жизнь наиболее яркие фантазии за короткий срок и невысокую цену, эффект же при этом будет сравним с впечатлениями от традиционной и трудоемкой технологии «Тиффани».
После очередного заказа поняла, что помимо витражной техники, я использую и приемы из Эбру. Отдав работу, мне стало грустно. Захотелось снова попробовать, но рисовать на стекле не сподручно — хрупкий и тяжелый материал. А холст — мобильный, его можно продать или отнести на выставку. И я попробовала объединить витражную и акриловую живопись вместе с Эбру. К счастью, получилось. Так появилась квинтэссенция нескольких техник — моя авторская техника GlassOnCanvas. В дальнейшем хочу попробовать ее на дереве.
— В библиотеке для молодежи им. Шаховского работает ваша выставка “Ракурс”. В чем ее уникальность?
— Эта выставка тактильна — то есть мои картины можно трогать руками. 2020 год стал для меня годом размышлений и инсайтов. Вспомнилось, как в детстве нам запрещали прикасаться к картинам в музеях. Сейчас понимаю — это шедевры. Но внутри меня, маленькой, тогда это вызывало протест.
И когда недавно мне дали разрешение на открытие выставки, сомнений не было — она будет тактильной. Если тебе что-то не дают сделать, создай это сам. Мне и самой хотелось ощущать текстуры и материал. Дать всем то, о чем сама мечтала. Предоставить возможность почувствовать всеми чувствами.
А еще за год до этого у меня открылась выставка “Чувства” в стиле символизма. Через цветы я передавала свои собственные ощущения. Позиционировала себя цветком. Часть картин “перекочевали” на мою сегодняшнюю четвертую выставку. Почему? Потому что многие тогда хотели прикоснуться к “моим цветам”: “Потрогать хочется”, — услышала я однажды и как-то отложилось в мыслях. Так что все к этому шло, и пазл сложился.
Для меня искусство — это животворящая сила, с помощью которой я познала себя. С помощью рисования я занимаюсь самоанализом. И вся моя жизнь и развитие связано с творчеством. Каждая моя выставка — это результат определенной работы над собой. Я вообще вечно ищущая и занимающаяся саморазвитием.
Художник — это писатель, который пишет свой рассказ на холсте. И больше меня привлекает в картине смысл — когда я рассказываю историю или заставляю задуматься. Ключевая картина моей выставки — “А что ты видишь?”. И каждый здесь видит свое. Одни видят дерево за решеткой, вторые представляют себя птичкой, заглядывающей внутрь, третьи говорят, что видят себя мимо проходящими.
— Что бы вы посоветовали начинающему художнику?
— Главное — не бояться. Начни и все получится. Бери и делай.