Музейный десант с участием Велимира: победы и инновации
О стажировке-мечте – Ольга Кузовлева
Есть у нас в стране кинематографический «Оскар», театральный «Оскар», а есть и музейный. На протяжении последних лет сродни голливудской мечте для музейных сотрудников является победа в программе Благотворительного фонда В. Потанина. «Музейный десант» добавляет в свои ряды действительно интересных и достойных. И оттого вдвойне приятно, что уже не в первый раз обладателем заветного гранта становится Дом-музей Велимира Хлебникова из Астрахани.
Результаты этих побед налицо — вернее, на стене и экране смартфона. Благодаря прошлогодним победам удалось воплотить в жизнь проект «Голод пространства, или комната Велимира», а также создать современный и очень интересный портал domvelimira.ru.
Новая победа носит уже скорее человеческий характер, хотя от музея неотделима. Заведующая Домом-музеем Хлебникова Ольга Кузовлева стала победителем в номинации «Индивидуальные поездки по России на обучающие музейные семинары или стажировки».
Ответом на вопрос «Легко ли это ей это далось?» послужат цифры. 83 заявки. 46 из которых — участники полуфинала. И только 16 победителей.
Для участия в конкурсе Ольга Кузовлева сформировала заявка на тему «Литературные и мемориальные музеи: их функционирование и развитие в современном мире» (на базе ведущих профильных музеев г. Москвы).
На тот момент еще только предполагаемая стажировка охватывала четыре московских музея: музей М.А. Булгакова, государственный музей В.В. Маяковского, государственный литературный музей и культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой». Сами музеи откликнулись быстро и положительно.
Победа позволила воплотить всё это в реальность и пройти двухнедельную стажировку в музеях мечты.
Ольга Кузовлева, заведующая Домом-музеем Велимира Хлебникова:
Конечно же, это огромный шаг вперед, результатом которого стало получение удивительных знаний, обмен опытом с коллегами, трансляция передовых технологий.
Музей Булгакова
В октябре состоялись первые встречи по стажировке: начало положено в музее М.А. Булгакова. На сегодняшний день это один из самых популярных литературных музеев столицы. Одно из главных тому подтверждений — неуклонно растущее количество посетителей: свыше 50 тыс. человек в год! Это музей со своей историей. Так, его аудитория сформировалась задолго до возникновения самого музея, в 1990-е гг. Официально музей открылся только в 2000-х гг.
Имя Михаила Булгакова, бесспорно, вошло в ряды российских классиков. При этом оно остаётся кумиром для целого ряда неформальных объединений и представителей разных субкультур. А роман «Мастер и Маргарита», впервые опубликованный в 1966 г., остаётся одной из культовых книг в русской прозе XX века. Топосом для «нехорошей квартиры» послужили реальные интерьеры помещения в Доме на Большой Садовой, где определённое время проживал Михаил Афанасьевич Булгаков. Таким образом, в истории музея складывается некая композиция: реальная квартира — квартира в романе ̶ музей.
На популярность этого музея, безусловно, влияют разные факторы: популярность писателя, популярность романа, московские узнаваемые реалии и в то же время определённая мистификация, столь притягательная для массовой аудитории.
Об особенностях функционирования и развития музея Булгакова рассказал мне лично директор Петр Мансилья-Круз.
Говоря об истории создания и возникновения музея, Пётр Владимирович осветил главные вопросы и проблемы. Во-первых, вопросы партнёрства, примерами которого для музея стали победы в грантовых проектах, сотрудничество с радиостанцией «Эхо Москвы», создание мобильного приложения «Москва М. Булгакова», лекции для «Арзамас», сотрудничество с Google и телевидением. Во-вторых, вопросы конкуренции. В-третьих, перспективы развития, в частности, международные проекты. И, конечно, пополнение фондов — к примеру, приобретение двух автографов писателя, расширение площади, выстраивание деятельности музея: линейной (т.е. долгосрочной) и проектной (которая со временем может стать частью долгосрочной деятельности). Примером этого служит реализованный проект «Дом на Садовой», результатами которого стало издание книги, создание макета, две выставки, создание сайта проекта. Куратор проекта ̶ научный сотрудник музея М.А. Булгакова — Дмитрий Опарин.
Поскольку Дом-музей Велимира Хлебникова так же, как и музей Булгакова, располагается в жилом помещении, опыт этого проекта по работе с местным сообществом, и, в частности, с жителями дома, может быть по-своему осмыслен и частично реализован на площадке астраханского музея.
Кроме того, в рамках стажировки в музее Булгакова состоялось знакомство с новым проектом «Мастерская Петра Кончаловского», который совместными усилиями Фонда Кончаловского, Музея Булгакова, Третьяковской галереи ещё только предстоит реализовать. Но уже сейчас вызывает большой интерес создание арт-школы, способствующей сохранению традиций русской живописной школы.
Думается, что здесь также можно говорить о потенциальном партнёрстве с музеем Хлебникова, в коллекции которого, помимо мемориалоьных предметов поэта и его семьи, также представлены полотна Петра Митурича, Веры Хлебниковой и Мая Митурича-Хлебникова.
Музей Маяковского
А вот здесь начнем с того, что уже в течение нескольких лет Дом-музей В. Хлебникова активно сотрудничает с Государственным музеем В.В. Маяковского. Стажировка — стала новым и не менее важным этапом.
Несмотря на то, что основное здание музея на Лубянке закрыто на капитальный ремонт и частичную реконструкцию, было крайне интересно совершить экскурсию по закрытым музейным пространствам и поговорить об экспозиции мемориального музея на конкретных примерах: сценарий, художественный проект, экспонатура. Осмотр будущей экспозиции позволил понять, как и из чего она будет строиться.
Последняя экспозиция музея Маяковского со сценарию Тараса Полякова и под руководством Евгения Амаспюра была создана в 1989 году. Если ранее в мемориальных и литературных музеях господствовали такие методы, как художественно-иллюстративный, хронологический, то новая экспозиция музея Маяковского создавалась с помощью музейно-образного метода. Его задача была в большей мере спровоцировать у посетителя вопросы, нежели представить готовые ответы. Это своего рода попытка погружения во внутренний мир поэта, путешествие в его сознание, где роковая комната является «сердцем», кульминационной точкой экспозиции. После этого апогея посетитель вместе с поэтом начинает спиралеобразный спуск вниз, повинуясь угасанию смыслов и растущей внутри поэта трагедии непонятости и ненужности.
История «любовной лодки, разбившейся о быт» представлена отдельными экспозиционными репликами и вплетена в общий контекст: поездка в Америку, поэма «Хорошо» и своеобразный пролог к поэме «Плохо», пьесы «Клоп», «Баня», «Мистерия Буфф». Экспозиция в целом воздействует на чувственное восприятие посетителя: цветом, формами, содержанием, итогом которого по идее становится желание прочесть Маяковского, а затем –повторно и осознанно вернуться в музей.
На сегодняшний день музей Маяковского находится на пограничном пути сохранения прежних экспозиционных решений и внедрения новых. Кроме того, ведется работа по перепланировке здания с целью ввести на территории музея дополнительные зоны: кафе, магазин, выставочное пространство. При этом музей демонстрирует замечательные формы работы на внешнем пространстве. Например, ряд стационарных выставок и организация передвижных проектов, для удаленных от музея районов Москвы. Например, проект «Облако в штанах» – поэтический конструктор – передвижной проект для библиотек. Также культурно-просветительский проект в торговых центрах «Пять фактов об Америке», целевая аудитория – жители отдаленных районов, посетители торговых центром.
Этот музейный опыт крайне полезен и интересен и для музея Хлебникова.
Кроме того, в рамках стажировки состоялось знакомство с еще одной площадкой Музея Маяковского – квартирой на Красной Пресне. Здесь представлена экспозиция, посвященная американскому периоду жизни поэта в Нью-Йорке. В создании и функционировании музея большую роль играет лояльность местных жителей, которые сформировали положительное отношение еще до открытия. Стены подъезда музей использует как выставочное пространство. Кроме того, малая музейная площадь мотивирует использовать для мероприятий малые комнаты и кухню, вокруг стола и под абажуром помещается не более 12 человек. Это создает атмосферу уюта и квартирных посиделок.
Кстати, этот опыт внедряется и в музее Хлебникова (Верандник), и мы надеемся, в дальнейшем получит более глубокое развитие.
Государственный литературный музей
Такой большой, неохватный, для меня – неизвестный.
Так уж произошло, что со школьной скамьи в моём сознании сложился литературный Петербург. Здесь, конечно, и Пушкин с «Медным всадником», и Достоевский с его жёлтыми домами (будто кричащими – покрасьте меня, покрасьте), и Некрасов с Сенной, и серебряный век – Ахматова, Блок, потом – Гуро и Матюшин. А потому в сознании отложились и возымели особую ценность мемориальные места, связанные с этими людьми. И среди них любимые – Фонтанный дом – музей Ахматовой, музей-квартира Достоевского – всё выстроилось для меня в некую систему и, наверное, во многом повлияло на мировоззрение, может, даже подспудно – на выбор профессии. В литературном Петербурге есть любимые места, куда тянет.
С Москвой по-другому. Так получилось, что через ГМИИ и Третьяковку она более сложилась в сознании как художественная (конечно, всё на субъективном уровне и в частном случае). И ещё – событийная. Т.к. доводилось бывать здесь на Хлебниковских чтениях, фестивалях современной поэзии. А вот литературно-музейной Москвы не сложилось. (Хотя в разные годы было посещение музея В. Маяковского, М. Булгакова, М. Цветаевой, оставивших отпечаток со студенческой скамьи). За тем и приехала – для себя обозначить и понять бескрайние дали суетной и суетливой Москвы.
Главной загадкой оставался: Государственный литературный музей, как это – литературный, да ещё таких необъятных масштабов? И вот. 11 отделов: Дом И.С. Остроухова в Трубниках, Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Дом-музей А.И. Герцена, Музей-квартира Ф.М. Достоевского, Дом-музей А.П. Чехова, Музей Серебряного века, Музей-квартира А.Н. Толстого и загородные – Дом-музей Б.Л. Пастернака, Дом-музей К.И. Чуковского, Дом-музей М.М. Пришвина. Я была в шести, и это было настоящее и иногда многодневное погружение.
Первая встреча – музей Чехова. Важным моментом в посещении музея Чехова явился анализ экспозиции с комментарием концептуальных и оформительских ошибок, а также – рассказ о перспективах реэкпозиции. Музей делится на две части: литературную и мемориальную. В мемориальной – большое количество удивительных предметов, со своей историей. Непременным преимуществом музея является наличие зала со сценой. А разве может быть иначе в доме А.П. Чехова? И здесь действительно происходят события, постановки, спектакли.
Из проектов этого музея более всего хотелось бы выделить следующее: занятия, включающие в себя, помимо собственно экскурсии, медленное чтение (этот приём вообще часто используется в литмузеях, идея вроде бы на поверхности лежит – и насколько же это правильно) и лингво-стилистический анализ текста (в том числе для средней школы), занятия с элементами интерактивности «Малая пресса», занятия «Что такое музей», выставка «Врут все» и конкурс рукописных сочинений. О последнем: непременное условие участия в конкурсе – именно рукописность текста.
Дом-музей М.М. Пришвина
…октябрь-ноябрь были настолько густы и плотны, что теряюсь, что, когда, где… Но хочется снова и снова возвращаться!
19 октября. Метро, автобус и большая осенняя дорога в Дунино… Со всеми листьями жёлто-багряных оттенков, шишками и холодными осенними запахами: поздней осени.
Дом-музей Пришвина, удивительный загородный музей Государственного литературного музея. Этот дачный дом Михаил Михайлович купил в 1946 г. и провел в нем последние 8 лет жизни. «В первое лето после кончины писателя в 1954 году в Дунино появились его читатели. В.Д. Пришвина, жена писателя, принимала посетителей. Так в доме сложился музей на общественных началах. В таком статусе дом просуществовал четверть века до ее кончины в 1979 г.
По завещанию В. Д. Пришвиной дом был передан в дар Министерству культуры РСФСР и с 1980 г. стал филиалом Государственного литературного музея.
К этому хочется добавить, что Варвара Дмитриевна завещала музей конкретным людям и именно им – заведующей музеем Л.А. Рязановой и ведущему научному сотруднику Я.З. Гришиной, с которой мне и посчастливилось общаться.
Яна Зиновьевна Гришина. Удивительно. Столько таинства и чего-то такого тёплого душе в этом деревянном домике с верандой, сплошь уставленной корзинами – и много-много яблок. Это ещё не сам музей, но дом сотрудников. Домик, где работают и где, кажется, по-настоящему живут… Здесь вправду живут. И непременно предлагают чай. Или кофе. В больших чашках с гжельской росписью. И во всех этих разговорах – взахлёб и залпом – вдруг нащупываются и становятся всё более упругими и явственными – точки соприкосновения двух таких разных, и всё-таки детищ близкой эпохи – Велимира Хлебникова и Михаила Пришвина.
Яна Зиновьевна говорит о Пришвине-философе, для которого природа – не отстранённое описание или отдельные реплики по случаю, но непременно существующая во взаимосвязи с человеком и в диалоге с человеком, а точнее – человек в диалоге с природой, и они откликаются друг на друга сменой состояния, настроения, движения мысли.
И как ни странно, в моём сознании рождаются параллели с Велимиром, и даже – с его «Единой книгой».
По мнению Яны Зиновьевны, не в пользу писателя сложился штамп, что Пришвин – «певец природы». Здесь много пафоса, и мало сути…
А далее – хочется говорить цитатами: Яны Зиновьевны и самого Михаила Пришвина. Конечно, литературный мемориальный музей – это удивительный и прекрасный повод говорить о человеке… (Кстати, приятно, что встреча со мной была начата с положительного отклика об Астраханской картинной галерее и знакомстве с её экспозицией).
Есть в Доме и удивительная открытая веранда, и комната писателя, и его библиотека, тщательно сохранённая супругой. Пожалуй, самыми важными из услышанного для меня стали темы – Дома (и возвращения в него, «Мой соловей прилетел»), Матери («дала силу стать на служение таланту»), воспитание отцовского Завета «голубые бобры» (дан завет творчеству) и Любви, той, что «укрепила и сделала реальностью то, что по жизни не получалось» («Лялю себе вымечтал», «какую ждал, такая и пришла» – о Варваре Дмитриевне Пришвиной).
Углубление в темы, которые важны для каждого человека. Диалог с посетителями строится так, что всё, о чём говорится, пронзает вглубь близостью тем, проблем и вопросов. Сам Михаил Пришвин всё время в себе подвергает тонкой рефлексии. Под кураторством сотрудников музея изданы дневники Михаила Пришвина. Это во многом определил и стиль их общения с посетителями – дневниковое повествование.
Хочется отметить, что и формы работы, которые предлагает музея помимо экскурсии и знакомства с мемориальным домом, очень интересны: экскурсия «Тропою Пришвина», театр теней (с вовлечением зрителей в создание театра), семинары-чтения одного стихотворения, чтение за чаем «Мы хотим понять». «Чтобы люди ушли с пониманием, что бездна…»
По словам сотрудников, в последние годы в этом музее наблюдается некий музейный бум, когда люди специально на машинах приезжают и хотят что-то понять… устав от многочисленных развлечений. Среди посетителей много людей среднего класса, которые «хотят понять что-то всерьёз». И, что важно, часты именно повторные посещения, когда, раз посетившие, приводят в музей родственников, друзей, знакомых.
Хочется также отметить активность сотрудников в веб-ресурсах – активная страница в Facebook и существующий уже 10 лет сайт музея, который, как отдельный сайт, появился у этого музея раньше, чем у других филиалов ГЛМ.
В конце, пожалуй, хочется добавить, что сотрудники этого музея убеждены – музей абсолютно не должен решать задачи по развлечению. Но – глубокое знание. «Ведь если говорить о настоящем… Оно и есть настоящее, будь то взрослый или ребёнок».