Наталья Черемская: «Акварель завораживает — никогда не знаешь, что у тебя получится»

Наталья Черемская — талантливый художник-аквалерист и педагог. Она прекрасно совмещает теорию и практику, работая в Детской школе искусств № 2. А ее ученики становятся успешными художниками не только в Астрахани, но и в других уголках мира. Нам удалось поговорить с Натальей Михайловной по душам и расспросить ее о творческом пути, жизни учеников и любви к акварели. Читайте далее в нашем материале.
— Расскажите о себе. Как начинался ваш путь?
— Моей маме, когда я еще ходила в детский сад, воспитатели часто говорили, чтобы она отдала меня в художественную школу. Я тогда уже рисовала много и хорошо для ребенка. Если мне тогда попадали в руки карандаши и краски, то меня было не слышно и не видно. Притом, что я была очень активным ребенком — попрыгайчиком. Любила много двигаться и танцевать. Но рисовать любила еще больше. И в “художку” меня взяли на год раньше — с 9 лет. Я была младше всех в классе. И кстати, всегда хотела быть именно художником-педагогом.
Преподаю я в ДШИ №2 и являюсь заведующей художественного отделения. Я очень рано пошла в художественную школу. Это было мое желание. Сначала родители меня отдали в музыкальную школу. Но я категорически сказала: ни в коем случае — пойду именно в художку. Мне было тогда 7 лет. Училась я в первой художественной школе и закончила ее с отличием. Потом поступила в художественное училище имени Власова на живописное отделение. И это заведение закончила с отличием. Годы учебы в училище — самое теплое и прекрасное время. Родные стены и родные люди, очень яркие и любимые педагоги. Он как родной дом. Дальше я уже закончила наш Астраханский педагогический университет.

Туман
— А почему именно педагогом?
— Естественно, художником себя не чувствуешь в 7 и даже в 10 лет. Ты еще учишься, только начинаешь. Многое не получается изобразить так, как ты видишь. Правда, когда я была студенткой художественного училища, много участвовала в конкурсах и выставках. И именно в это время у меня и появилось сильное желание быть художником. А сейчас я не жалею, что выбрала путь педагога. Потому что считаю себя плодотворным учителем, открыла много имен, которым раскрыла всю красоту и необъятность этого мира. Мои ученики-художники живут по всему миру, в разных городах и странах. Это мои дети, которые всегда звонят и пишут мне. Так, астраханская художница Анна Бабышева была одной из первых моих учениц. Я только пришла в ДШИ работать, была молодой преподавательницей. И Анна была уже тогда очень талантлива — мне не надо было объяснять ей по много раз, как строятся кубики, что такое перспектива. Также другая моя ученица — Наталья Татаринцева — сейчас работает в АГТУ. Она график до глубины души. Сейчас занимается больше иллюстрацией. И я ей тоже очень горжусь. Еще Лиза Нетреба — член Союза художников. Людмила и Светлана Еремеевы закончили Суриковский университет в Москве. И можно еще долго перечислять. Они все такие яркие и талантливые.

Тишина над Волгой
— Какие темы вы выбираете для своих картин? И какие техники?
—Я всегда очень любила писать маслом, в котором совмещала много разных техник письма. С началом преподавательской деятельности в ход пошли акварель и гуашь. Когда я стала мамой, то масляные краски оставила, так как в их составе химические растворители, которые имеют едкий запах. И больше стала использовать акварель — я бы даже сказала “полюбила”. Акварель завораживает, никогда не знаешь, что у тебя получится. Даже будучи мастером, может получиться как и шедевр, так и брак. И придется начинать все с белого листа. Поэтому стала много изучать книг по акварельной технике. И еще одним важным “убедителем” заниматься акварелью стала моя первая поездка в Санкт-Петербург. Я тогда вместе с коллегами и учениками поехала на образовательную программу “Юный художник”. Меня восхитили люди, которые там работали. Самые настоящие мастера акварели, душевные художники-акварелисты: Артур Иванович Кочу, Татьяна Борисовна Анисимова, Владимир Владимирович Новиков и многие другие. Они раскрыли мне глаза на то, что у меня есть все данные и талант. Так я начала дальше работать в этом направлении более усиленно. Стала писать и писать… Чем больше пишешь, тем больше у тебя получается именно то, что ты задумал. Затем пошли мои первые персональные выставки. А это для художника самый интересный смысл жизни — показать свое творчество, поделиться им. Особенно, когда твои коллеги тебя поддерживают и в глазах своих зрителей ты тоже видишь искренний отклик.
В основном, я люблю пейзажи. Для меня простовато писать природный пейзаж. Поэтому мне нравится изображать город. Городской пейзаж довольно сложный, в нем должны совмещаться акварельность, прозрачность, детализация, ритм, цвет и центр композиции. То есть многое должно сложиться в работе, чтобы ее выставить. Также я пишу натюрморты и цветы. Важно, чтоб и эти образы были нелегкими.

Кувшинки
— А что особенно важно при работе с пейзажем, на ваш взгляд?
— Я всегда сливаюсь с тем состоянием природы, которое я хочу передать. Если это осень, то хочется передать желтизну, светящуюся изнутри. Или бегущие мрачные тучки по бирюзовому небу. Или солнце — такое, чтобы при взгляде на него людям становилось жарко. А при просмотре заката чувствовалась романтика. Пейзаж должен навевать настроение, чем-то привлекать.

Ораниембаум
— Как обычно проходит ваш день?
— Когда я в отпуске, то стараюсь заниматься разными делами: и семьей, и детьми, и дачей. В рабочие будни подъем у меня ранний, и тоже много разных задач. Параллельно в мыслях всегда думаю о новых художественных идеях — новой картине. И как только появляется свободное время, стараюсь сразу ее воплотить в реальность.
— У каждого художника есть свой собственный алгоритм работы, удобная обстановка. Расскажите про ваш.
— Прежде чем приступить к рисованию, первым делом я убираю свое рабочее место. Затем выкладываю краски, готовлю палитру, кисти, выбираю бумагу (зернистая, гладкая). Начинается эскизная работа, которая проходит больше в моих мыслях: какой цвет выбрать, размер и формат. Потом приступаю к построению, чтобы не была нарушена перспектива. В каких-то мелочах наш глаз всегда заметит фальшь. А я всегда за этим слежу. И только после всего этого начинается сам процесс, иногда я не могу остановиться по несколько часов. Плюс я всегда работаю “по-мокрому”, то есть лист намочен водой и отвлекаться ни на секунду нельзя. В такие дни прошу своих домочадцев не отвлекать меня, так как работа начинается. Они у меня уже в курсе, поэтому не беспокоят меня. Когда сделана большая основная работа, люблю на некоторое время оставить творение, чтобы свежим взглядом поглядеть на него, получилась или не получилось. И здесь уже идет доработка по сухой бумаге. Все зависит от замысла — иногда несколько штрихов достаточно, иногда необходимо несколько прописок.

На станции
— У вас много красивых акварельных работ. Только в этой технике работаете?
— Помимо акварели я еще люблю графику. Нравится работать гелевыми ручками и линерами. Также с удовольствием рисую пастелью. Бывает, что совмещаю акварель с линерами. И хочу попробовать в ближайшее время акварельные маркеры.
Линер для рисования – это капиллярная ручка с чернилами внутри и стержнем определенной толщины.

Осенние дары
— И традиционный вопрос: что вы посоветовали начинающему художнику?
— Я бы посоветовала больше читать, смотреть и изучать историю искусства. Почему я пришла к такому выводу? Все просто. Все мои ученики знают такую поговорку “Зачем изобретать велосипед”. Есть описание технологий, построения — все уже давно придумано до нас. Информации много и в интернете. Важно просто изучить, понять суть, как правильно нарисовать и воплотить. И тогда уже можно творить дальше самому.
Еще важно рисовать, как можно больше и чаще. Если художник будет рисовать редко, то у него не будет прогресса и погруженности. Я всегда сравниваю художников с музыкантами. Если музыкант не играет неделю, то у него костенеют пальцы. Он не может с нужной быстротой взять ноты. Так же и у нас. Художник начинает бояться сделать неправильно штрих, развести краску. От этой боязни творчество уходит, и начинается трясучка над бумагой. Рука должна быть свободной.

Зима
Также важно не думать о цене своих затрат. Материал должен быть хорошим, добротным. Первые упражнения можно делать и на бумаге попроще, но когда художник уже почувствовал материал и свою технику, то необходимы профессиональные краски и инструменты. Успехов в творчестве, больше персональных выставок и идей!