О вере, надежде и любви

Первые впечатления о трагедии «Последних»
Что общего может быть между революционной пьесой и семейными буднями? Ответить на этот вопрос попытались в Астраханском ТЮЗе. Сценический эксперимент над «Последними» получился на грани между спорами о палке с двумя концами и шекспировским «быть или не быть».
Поставив одноименную пьесу Максима Горького, режиссер Андрей Радочинский решил поговорить о событиях начала XX века, актуальных и в наши дни. Столкновение отцов и детей, процесс становления и падения личности, отношение к правде – это только часть тем, поднятых ТЮЗом. Спектакль по своей форме и манере похож на философские рассуждения, рассказанные театральным языком.
Зрелищности от постановки ждать не следует. Ведь даже цветовая гамма говорит о серости будней династии Коломийцевых. Коричневые, синие и темно-зеленые одежды свидетельствуют о семейном болоте, в котором поочередно тонет каждый герой. Серые стены с множеством никуда не ведущих проемов похожи на лабиринт. Остановившиеся часы и пара скудных фотографий по бокам сцены указывают на безвыходность ситуации.
Портреты героев тоже безрадостны и повторяют друг друга. Так, Александр – точная копия своего отца Ивана, такой же беспутный самолюбивый и жестокий человек. Роли обоих мужчин исполняет один актер – Андрей Киевский.
Верочка (Екатерина Якшина) – точная копия своей матери Софьи (Ванда Блинова). Она упускает свой шанс выбраться из семейного болота, который ей представляется в роли Якорева (Кирилл Соболев). Хотя последний тоже весьма сомнительная личность, стремящаяся заработать на доверчивости юной девушки, принявшей на веру его героизм.
В такой же ситуации много лет назад оказалась Софья, отказавшись от «светлых дней» с Яковом (Кирилл Соболев). Единственное, что ей осталось от этих отношений, это Любовь (Александра Цибулько). Но даже эта героиня с многоговорящим именем и суровыми правдивыми монологами не в силах образумить домочадцев. Ее физическая немощь – горб – вызывает отторжение окружающих, как и слова, которыми словно в барабан она пытается достучаться до близких, призывая семейную лодку Коломийцевых сменить курс, чтобы не разбиться о быт. Тем не менее, конец неминуем: родной папа умирает физически, а младшие брат и сестра гибнут духовно.
И Вера, и Петр (Михаил Цепляев) – две чистые, наивные души, как говорят о них другие. Поэтому они и ложь принимают за чистую монету, не в силах поверить в неидеальность своего отца. Их постоянные метания мучают и себя, и окружающих.
Единственный человек, получающий пользу от всех семейных передряг, это Надежда (Ксения Горбачева), воплотившая в себе чаяния Ивана Коломийцева. Она умудряется обводить вокруг носа собственного мужа – пройдоху по фамилии Лещ (Михаил Сабитов). Надежда – самоуверенная личность, которая приспособилась к обстоятельствам без риска погибнуть. Наверное, это героиня единственная, которую не мучают страхи.
Фобии каждого из персонажей легко вычислить. Они появляются под весьма мрачную музыку. Сопровождается это действием в виде стучания пальцами по стенам, от которого складывается не очень приятное ощущение. Словно герои привыкли оскорблять друг друга не только словесно, но и физически.
При всем при этом спектакль не похож на морализаторство. Хотя последний монолог Ивана Коломийцева, произнесенный на смерть брата, больше похож на какой-то депутатский спич, чем на искреннее раскаяние. Скорее всего, режиссер хотел таким образом дать урок, из которого следует «как не надо» и «что из этого будет» нежели как инструкцию к применению.
Каролина Виноградская