Ольга Семисотова и ее таинственный космос на Астраханском небе
Фото-красота в астрономических масштабах
Ясное, темное небо с россыпью сияющих звезд. Где-то вдалеке немного иначе светится город. Посреди степи на треногах стоят фотоаппараты с мощными объективами. Пристально и крайне терпеливо они смотрят наверх — вглядываются далеко, в космос. Здесь же, но чуть в стороне неподвижно стоят молчаливые фигуры астрофотографов. Они тоже смотрят «туда» и ждут… Расскажем в нашем материале – чего же, и почему едва дышат при этом.
Точнее, расскажет Ольга Семисотова, которая создает настоящие шедевры фотографии. В эти дни вы можете увидеть их на выставке в Центральной городской библиотеке. А еще девушка-астрофотограф рассказала нам о своем захватывающем хобби так, что мы сами чуть было не купили телескоп – ловите вместе с нами вдохновение на астрономические подвиги!
НЕБЕСНЫЕ РАДОСТИ
Ольга с успехом совмещает сразу четыре профессии: программист, специалист нефтегазового производства, геолог и астроном. А фотография служит отдушиной и отличной возможностью проявить себя:
Астраханская область и наш город прекрасны! Пейзажи, барханы, цветочные поля и соленые озера… Но для меня самое удивительное и красивое находится в небе. Это звезды, Млечный путь (наша галактика), объекты глубокого космоса, туманности и галактики…
– Традиционно начнем с начала: как вы пришли к фотографии, да еще и такой необычной?
– Фотографией, как и астрофотографией (почти одновременно), я занялась всего два года назад. Все началось с приобретения фотоаппарата. Я подбирала разные направления: пробовала снимать и дневной пейзаж, и разных животных, и птиц – в дельте Волги, на раскатах и в городе. Но все-таки для меня, как для астронома и программиста, очень интересна фотография ночного неба. Сама по себе съемка ночных пейзажей достаточно специфична, за ней идет не менее специфичная обработка материала. К примеру, ночной пейзаж мы можем снять одним кадром. Но для фотографии туманностей и галактик нужна выдержка в час-два и более, после чего этот сигнал нужно сгруппировать, обработать. Несколько часов снимаешь объект и потом еще несколько часов сводишь картинку воедино. Меня эта работа привлекает и с технической, и с научной точки зрения.
Вечер, рабочий день геолога подошел к концу. Ольга садится в машину и едет на поиски уникальных объектов для астрономически красивой фотографии. К слову, такие объекты есть даже в черте города. Просто нужно уметь замечать их — и героиня нашей беседы умеет видеть прекрасное в привычном, как никто другой.
– В чем уникальность астраханского неба?
– Иногда удается зафиксировать очень интересные астрономические события. Например, Зодиакальный свет. Многие никогда его не видели. В нашей области можно найти места с очень темным небом, с минимумом искусственной засветки, и всего два раза в году — в дни, близкие к весеннему и осеннему равноденствиям, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор — мы можем наблюдать это явление, как светлое конусообразное пятно, которое идет от горизонта перпендикулярно Млечному пути. Это очень интересно — Солнце, уходя за горизонт, подсвечивает частички пыли, которые находятся в плоскости эклиптики, то есть между Землей и Солнцем. И все эти частички пыли светятся на ночном небе. Это можно увидеть невооруженным глазом — просто нужно знать, куда смотреть.
Вообще, наши город и область уникальны для наблюдения за ночным небом. В других городах нужно уезжать за 100-200 км, чтобы увидеть хотя бы Млечный путь. Нам же для этого требуется буквально полчаса дороги за город – всего 20-30 километров. Большинство моих фотографий снято в окрестностях села Бирюковка.
У нас видно целиком или частично 66 созвездий из 88 существующих, чего лишены люди, которые проживают гораздо севернее или южнее. Астраханская область уникальна для астрономических наблюдений – и научных, и просто визуально эстетических.
НЮАНСЫ АСТРОФОТОГРАФА
– У вас есть самое любимое созвездие?
– Одно из самых красивых и самых любимых моих созвездий – Орион. За ним можно наблюдать даже в городе. Как раз сейчас он начинает подниматься над горизонтом и всю зиму его будет видно. Ярчайшая звезда Бетельгейзе, которая вот-вот доживет свой век и вспыхнет – превратится в сверхновую. Это может произойти как завтра, так и через сотню лет, но это ожидание очень интересно для всех. В нем находится туманность М42 — большая туманность Ориона, которая, кстати, представлена на моей выставке.
– Насколько сложно фотографировать светила, в чем специфика?
– Солнце, например, только кажется нам статичным объектом – при наблюдении в телескоп со специальным фильтром оно каждый раз разное. На нем появляются пятна, они постоянно меняются. Для меня это некий челлендж — снять необычно Солнце и Луну. Можно снять пролет МКС (Международная космическая станция — ред.) по диску Солнца или по диску Луны, это очень красиво. Если атмосфера позволяет, можно увидеть детали МКС, детали солнечных панелей. Солнце и Луну мы можем снимать где угодно, хоть с балкона дома или своего придомового участка. Городская засветка совершенно не мешает, потому что они гораздо ярче.
Для фотографии Млечного пути, звездного неба и, особенно, объектов глубокого космоса очень большое значение имеет наше искусственное освещение. К сожалению, сейчас оно появляется в самых неожиданных местах. Если раньше снимали на границе с Калмыкией, там было потрясающее темное звездное небо и яркий Млечный путь, то сейчас уже появляются засветки от промышленных объектов, которые очень влияют на качество картинки. Тем не менее, если час-два проехать в сторону от города, можно найти так называемую «черную зону засветки» – там, где практически отсутствует искусственное освещение и можно невооруженным глазом наблюдать, например, Туманность Андромеды. Это единственная галактика, которую, кроме нашей, можно наблюдать на астраханском звездном небе невооруженным глазом.
– Техника какой сложности нужна для таких снимков?
– Многие ждут, когда будет материальная или еще какая-то возможность. Я считаю, что больше зависит от фотографа, от желания что-то снять. Я снимаю на недорогую технику. Некоторые фотографии сняты на обычный объектив «Юпитер», который сейчас стоит 2,5 тысячи рублей. Сейчас много китайских аналогов, достаточно много достойных объективов. Конечно, для качественной съемки Луны и объектов глубокого космоса нужен телескоп — тут уже чем больше, тем лучше, и тем более мелкие объекты мы можем рассмотреть, и больше деталей увидеть.
Если не заходить так далеко, Луну, Солнце, Млечный пейзаж со звездами и Орионом вполне можно снять на средний фотоаппарат со светосильным объективом. Просто этим нужно вдохновляться, жить этим. Сначала может что-то не получаться, не нужно отчаиваться — нужно пробовать снимать, смотреть, как снимают другие фотографы, пытаться повторить. Всегда можно обратиться за советом ко мне и к другим членам Клуба астрономов-любителей Ф.Ю. Зигеля. У нас проводятся выезды, где мы снимаем ночное небо. Среди участников есть люди, которые снимают на мобильный телефон, и получается тоже хорошо.
ФОТОГРАФЫ В ЗАСАДЕ
– Интересно, а вы никогда не выезжаете на съемку в одиночку?
– (смеется) Астрономы подтвердят: куда бы ты ни приехал — даже в чистое поле, где никого быть не должно — обязательно кто-нибудь там будет! Шакалы воют и своим присутствием где-то там создают такую атмосферу, что становится страшно, когда наступает тишина. ДПС, а также граждане, которым очень интересно, что делает человек с треногой и телескопом посреди поля ночью. С большинством из них можно пообщаться, что-то рассказать по астрономии, но все же лучше одному не выезжать. Поэтому обычно небольшой компанией едем на съемку или с официальными клубными выездами, где, к слову, бывает до нескольких сотен человек.
– Что лучше взять с собой на такой выезд?
– Минимальный набор – это фотоаппарат или телефон, обязательно штатив. Чем штатив тяжелее, тем надежнее и тем большую выдержку без смаза может гарантировать. Когда снимаем с большой выдержкой, а штатив не очень надежный, то ветер и любое микродвижение дадут размытую фотографию.
– А сколько времени можно ждать нужную картинку?
– Чем больше, тем лучше. На темном небе достаточно 20-30 секунд, чтоб уже проявились звезды и Млечный путь. По-хорошему, лучше делать это с задержкой съемки и с применением пульта управления. Лучше не тревожить технику: любая вибрация, ветер могут помешать. Мы даже говорим рядом не стоять и не дышать. Если нет ничего под рукой в качестве штатива, ставим на капот машины или на камушек. Можно обойтись подручными средствами и получить картинку. Говоря о сложности фотографии, чем сложнее и дальше объект, тем серьезнее технические требования к нему применяются и больше времени уходит потом на сведение этого снимка. Например, сигнал от объектов глубокого космоса, от большой туманности Ориона и туманности Конская голова накапливался час-два. А многие и вовсе снимают один объект всю ночь. Часто мне говорят: смотрю в телескоп на Туманность Ориона и вижу просто расплывчатое пятно. А на фотографии получается детальная картинка. Наш глаз – такой оптический прибор, который не способен накапливать свет. А вот чувствительная матрица фотоаппарата может. Даже если взять минимальную выдержку камеры в 30 секунд, при которой диафрагма открыта, и весь свет, который попадает на матрицу, аккумулируется. Даже если бы мы могли не моргать полминуты, на нашу сетчатку все равно сигнал таким образом не накапливается, и то, что мы в итоге видим – это все, что успел зафиксировать наш глаз за долю секунды.
Фотоаппарат дает нам возможность рассмотреть то, что мы никогда не увидим невооруженным глазом. Но есть то, что можно увидеть в бинокль — очень красочные Плеяды и туманность Андромеды и многое другое.
– А как вы узнаете график передвижения МКС?
– На самом деле, есть программы, которые сообщают известные траектории движения светил – в какое время Солнце или Луна будут на какой-то высоте и как по азимуту относительно сторон света будут располагаться. Есть открытые данные по траектории движения МКС и других спутников. Иногда это бывает практически в черте города, иногда приходится немного уехать в определенную точку в области. Также мы снимали транзит самолетов по Луне и по Солнцу. Пролет самолета по диску Луны или Солнца — это тоже впечатляющее зрелище.
– Профессия астронома помогает в этом деле, или специальных знаний не требуется?
– Базовые знания на уровне школьной программы иметь все-таки желательно, или дополнять их из научно-популярной литературы. Несмотря на то, что сейчас есть современные программы (можно просто навести телефон на ночное небо — и вам покажут созвездия и их расположение), все равно лучше приучать себя ориентироваться самому. Планируя съемку заранее, ты знаешь, что хочешь снять и с каким объектом. К примеру, я долго ждала, когда наши стога соберут, но еще не сгруппируют в рулоны, когда сено будет лежать красиво на поле. Нужно понимать, где будет Млечный путь по отношению к переднему плану, который мы хотим снять — не будет ли там засветки, например, от города. Если совпадет, что Млечный путь будет именно в той стороне, вы практически ничего не увидите. За объектом должно быть достаточно темное небо.
– На ваш взгляд, следует ли прививать интерес к науке с детского возраста?
– Моя дочка с малых лет со мной путешествует и пытается снимать. Сейчас ей 10, и она уже знает все созвездия, любит наблюдать в телескоп, вдохновляется этим, пишет стихотворения, ведет блог. Элементарные знания по астрономии, помимо школьной программы, она получает вживую, с выездов.
Сейчас говорят, что дети ничем не интересуются. Просто им нужно давать альтернативу. Когда ребенок смотрит в телескоп и видит Сатурн с кольцами, это совсем не то, что он видит в книжках. Это настолько захватывает, что может стать стимулом для него в выборе хобби или будущей профессии. Я считаю, что вся информация, которую мы получаем ежедневно, формирует нас как личность. Даже если человек никогда не станет астрономом, это представление мироздания, что за пределами узкого мира, в котором ты живешь, существует еще огромный мир, который до конца не познан. Это вдохновляет на какой-то научный поиск, дает мотивацию развиваться и стремиться к чему-то.
Кстати, у нас на выездах бывает много детей, одно время мы даже вели кружок «Астрономия для детей».
– Если обратить свои взоры на Землю, какие фотографии вы сделаете в первую очередь?
— Я сейчас в поисках уникальных объектов нашей области. Среди них такие известные, как Бархан Большой брат, Петровский маяк, Сарай-Бату, но мало кто их видел ночью. Хочу привлечь внимание к красоте нашей области. Я родилась и выросла в городе и ничего этого раньше не видела и не знала. Сейчас, как фотограф-астроном, я открываю для себя многие уникальные объекты нашего края. Есть знаменитое село Барханы, полузанесенное песком, где недавно снимали марсианские пейзажи для сериала «Кибердеревня». В результате процесса опустынивания местность там заносит песком. Хочется приехать туда ночью и снять этот интересный пейзаж.
А еще мечтаю посмотреть на небо Южного полушария, отправиться в пустыню Намиб, прекрасную местность с темным небом. Или куда-то ниже экватора, где можно увидеть совершенно другое небо – большие и малые Магеллановы облака, прекрасные галактики, которые видны невооруженным глазом. На Южном небе совершенно другие созвездия, тоже потрясающе красивые.
ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ
– Уверены, у вас накопилось немало историй с таким потрясающим хобби…
– На самом деле, за каждой фотографией есть своя история – ничто не дается просто так. Например, восход Луны над Кремлем – нужно было эту точку найти, она оказалась в дебрях промышленной зоны Трусовского района. Нам пришлось пробираться через густой валежник, по разрушенному пирсу, сквозь стаю собак и комаров. В течение часа поднималась Луна. Технически сложно было подобрать эту точку и совместить Кремль и Луну. Мы совместили серию кадров в один для демонстрации траектории восхождения Луны. Я хотела развенчать миф о так называемой Большой Луне. Многие ученые пытаются объяснить, почему, когда Луна на горизонте, мы видим ее такой большой и эпичной, а когда она стоит высоко, то кажется совсем маленькой. Существует несколько теорий на этот счет. На самом деле это особенности восприятия человеческого глаза. На фотографии показано: что на горизонте, что на высоте Луна имеет совершенно одинаковый угловой размер, она не меняется.
Если говорить про Млечный путь над Каспийским морем — его было снять сложнее всего с технической точки зрения. Летом я была частью экспедиции в рамках экологического контроля за природными объектами на Каспии. Там замечательное темное небо, красивый Млечный путь. Я очень хотела его запечатлеть над водами Каспийского моря, непосредственно с корабля. Это безумно сложно: даже если полный штиль и корабль стоит на якоре, все равно он движется, то есть снимать с длинной выдержкой очень сложно, идет смазанная картинка. Поэтому я долезла почти до верхней палубы в поисках определенной точки на корабле, которая меньше всего движется и вращается (такой центр вращения корабля).
Высота от моря — метров пять. Определила, где меньше всего идет качка, и в этой точке снимала по несколько секунд несколько кадров, чтобы выбрать. Для меня, как для фотографа, это такое мини-достижение. Тогда я уже успела несколько раз отчаяться, что это сделать невозможно, как мне все и говорили. Ведь одно дело снимать с земли, и совсем другое — с воды. Это был вызов, который я приняла. Я безумно боюсь высоты. Но когда ты чем-то горишь, у тебя есть цель, твои страхи уходят на второй план.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ СНИМКОВ
Соленое озеро в ночи
Это одна из моих любимых фотографий. Мы нашли этот объект случайно. В Астрахани очень много соленых озер: где-то соль розовая, где-то отложены соляные пласты. Это озеро вот так выглядит только летом, в самый пик жары — всего месяц-два. Все остальное время оно покрыто слоем воды и ничем не отличается от других озер. А здесь оно пересыхает, превращается в многоугольники неправильной формы. Над ним очень темное небо. На фото показан Млечный путь, отчетливо видна его структура, центр нашей галактики, пыль, подсвечиваемая звездами. Я снимала арку Млечного пути – это панорама с юга на север, чтобы показать перспективу.
Суперлуние и лотосы
Мы долго искали большое поле лотосов, к которому можно будет подойти достаточно близко и снять с той точки, где будет всходить Луна. Это было суперлуние (термин, который не очень любят ученые) — момент, когда Луна одновременно находится и в полнолунии, и в перигее – то есть максимально сближается с землей. Луна движется по эллиптической орбите, где-то она отходит дальше от Земли, где-то приближается к ней. На самом деле визуально она отличается буквально на несколько процентов, становится чуть больше, чуть ярче. В этом году у нас была уникальная серия из четырех суперлуний подряд, каждое из них мы снимали. Это суперлуние было снято в августе в селе Каралат. Было также сложно подойти к месту съемки – пришлось чуть ли не вплавь добираться до островка.
Двойная радуга над морем
Фото снято с корабля на Каспии. Мы отвлеклись от работы, увидели двойную радугу – не такое частое явление. Здесь на второй дуге идет двойное переотражение фотонов от капелек воды, поэтому мы видим, что вторая радуга идет зеркальным отражением первой по цветам.
Петр I любуется небом
Я всегда ищу такие чисто астраханские объекты и достопримечательности, которые мы все видим, но не всегда именно с этой точки, когда планеты и Луна выстроились практически в одну линию. Сначала я хотела снять восход Луны над набережной, но обошла вокруг памятника и увидела, что ведь и Петр I тоже наблюдает за космическим явлением.
Церковь Пантелеймона Целителя в Старых Тинаках
Это заброшенная церковь в Тинаках, которая поддерживается горсткой энтузиастов. Такие объекты, как эта церковь и Петровский маяк, для фотографии мы специально подсвечиваем обычным телефонным фонариком, чтобы попытаться вдохнуть в них жизнь — с надеждой на то, что когда-нибудь настоящая жизнь в них вновь забьет ключом.