Танец как образ жизни
Интервью с мастером сцены
Обретая радость творчества, общения с публикой, артист всегда помнит первые шаги по тропе призвания. Анастасия Зимина – мастер сцены, ведущая солистка Астраханского государственного ансамбля песни и танца, заботливая мама, жена и соратник, а ещё – наставник для молодых коллег и преподаватель в хореографической студии «Волжский сувенир». Тот, кто видел как солирует Анастасия, никогда не забудет лёгкость, виртуозность исполнения сложнейших трюков артисткой, грациозную пластику, яркость и отточенность образов, создаваемых ею. Накопленным опытом, любовью к народному танцу она щедро делится с коллегами, студийцами. В год педагога и наставника Анастасия вспоминает самые интересные эпизоды творческого пути, своих учителей, проводников в мир танца.
– Что было точкой отсчёта?
Начиналось всё с занятий спортом: лёгкой атлетикой, гандболом в «Астраханочке». Так случилось, что со спортом пришлось проститься, но физической нагрузки не хватало. Брат танцевал в ансамбле народного танца «Лазурь». Пришла однажды посмотреть, увиденное меня захватило, стала посещать занятия. Тогда, конечно, не думала, что моя судьба будет связана со сценой, но народный танец полюбила с первых занятий всей душой и на всю жизнь. Разумеется, были и трудности, и слёзы, и мысли что-то поменять. Задачи приходилось решать самые разные. Исполнение различных элементов для меня сложности не представляло, поскольку физическая подготовка была хорошая, но создание художественного образа всегда требует времени, размышлений, сомнений, поисков, и, даже, разочарований. Только в этом случае рождается нечто, что потом найдёт отклик у зрителя, запомнится ему. Но сегодня, по прошествии многих лет, уже понятно – были силы преодолевать испытания. К примеру, в 90-е годы, когда наша страна переживала не самые лучшие времена, у меня родился первый ребёнок. Надо было как-то выживать в непростое время. Пришлось быстро восстанавливаться, выходить на сцену. Работали тогда на износ, в трёх коллективах одновременно. Была колоссальная физическая нагрузка и случались эмоциональные срывы. Но сейчас вспоминаю о них как о некоем этапе, необходимом для моего творческого становления.
– Кто всё-таки стал для вас примером при принятии решения следовать по артистической стезе? Кто поддерживал вас в стремлении серьёзно заниматься народным танцем?
Я следовала за моим братом. Он учился в училище культуры (сегодня – Астраханский колледж культуры и искусств), закончил его. Все его друзья так или иначе были связаны с миром танца. А так как у нас разница в возрасте была небольшая, всего год и девять месяцев, то и друзья у нас были общие, и интересы. Брат танцевал в военном коллективе Северо-Кавказского Округа в Ростове-на-Дону, танцевал немного в «Возрождении», поступил в институт культуры в Самаре, а я двигалась по его стопам. Я, конечно же, благодарна Александру Николаевичу Абакумову, руководителю «Лазури», который бережно прививал нам – его ученикам, любовь к танцу. Будучи мастером своего дела, великолепным наставником, он передавал знания во всех подробностях, с профессиональной ответственностью. Мы до сих пор общаемся, дружим. Несмотря на почтенный возраст, он проявляет большой интерес к деятельности нашего Ансамбля, приходит на все премьеры коллектива. Мы созваниваемся, он знает артистов, про всех спрашивает, всех любит. Он, конечно, необыкновенный человек.
– В «Лазури» изучали только хореографию русских танцев или особенности танцев других народов тоже постигали?
Помимо русских осваивали разные танцы: у нас был калмыцкий танец, греческий, татарский.
– Есть ли трудности при воплощении образов национальных танцев? Что-то приходится смотреть, читать, чтобы передать суть национального характера через хореографию?
Да, погружаюсь, изучаю. Сейчас всё просто: интернет нам помогает в поиске информации. А раньше передавали кассеты с записями профессиональных коллективов из рук в руки. Это было как глоток воздуха, мы собирались, смотрели, обсуждали увиденное, придумывали своё, приходили на занятия и пытались что-то повторить. Вдохновлялись, если видели, что кто-то делает лучше элементы. Всегда, созидая своё дело, стоит успевать смотреть и по сторонам.
– Помнится ли первый выход на профессиональную сцену, в коллективе? Когда это произошло?
Я поступила в институт культуры в Самаре в 1993 году и через несколько месяцев уже попала в создаваемый тогда Ансамбль песни и танца «Волжские казаки». Тогда это был небольшой коллектив: четыре пары балета, хор из десяти человек и оркестр. Попала в коллектив совершенно случайно. Моя подруга и мой будущий муж Алексей Зимин стояли у истоков этого Ансамбля. Алексей Зимин был в нём балетмейстером-постановщиком. Работая там, я в первый раз вышла на сцену. Творчество тогда меня и захлестнуло, да так, что до сих пор смысл своей судьбы им и определяю.
– С каким танцем вышли на сцену тогда?
Это была кадриль, на четыре пары, было очень интересно. Это было единичное выступление на тот момент. Коллектив только создавался. Потом уже были большие программы, большие сцены, поездки.
– Дальше было, насколько я знаю, замужество, рождение сына?
Да, это так, и работа в профессиональных коллективах. Уже вместе с мужем работали в Волжском хоре, в Национальном балете «Кострома», в Академическом ансамбле танца им. М. Годенко, в «Волжских казаках в Самаре и вот теперь трудимся в Астраханском государственном ансамбле песни и танца.
– Был ведь ещё Китай? Знаю, что впечатлений от поездки в Китай было море.
Мы поехали в Китай в 1999 году, нам предложили поработать по контракту, мы согласились. Многие отговаривали, конечно, было немножко страшно. Но всем молодым хочется чего-то нового, поэтому мы рискнули. Сначала полгода мы работали без ребёнка, а потом забрали дитя с собой и он жил там с нами до школы. Это было очень интересно. Тогда Китай в плане технологий был на несколько шагов впереди от нас. Мы работали и в своей, «русской» программе, и участвовали в шоу, которые организовывала китайская сторона. Китайские постановки очень часто менялись, ставились очень большие программы с мультимедийным сопровождением. К каждой программе шились роскошные костюмы, в оформительском плане уровень зрелищ был очень высокий. Было очень непросто, приходилось быть очень внимательными и в вопросах юридического характера, и творческих. Что и говорить, там мы получили колоссальный жизненный опыт.
После Китая мы работали в Ансамбле им. М. Годенко, в коллективе со сложившимися традициями, которым не один десяток лет. Быть может, незначительный штрих к образу Ансамбля, но о многом свидетельствующий: к примеру, тогда там могли работать только блондинки, определённого роста, и, разумеется, владеющие профессией. Первый раз увидела этот коллектив на концерте в Санкт-Петербурге за несколько лет до того, как попала в его состав, ещё до поездки в Китай. Была поражена очень высоким исполнительским уровнем артистов и не предполагала, что судьба подарит возможность выходить на сцену в составе именитого Ансамбля.
Так сложилось, что Ансамбль танца им. М. Годенко тоже работал в Китае, мы представляли программы на параллельных площадках. В Китае и познакомились с ребятами из коллектива, подружились. Там нам и посоветовали «просмотреться». Мы последовали совету, «просмотр» был удачным и нас взяли на работу. Ещё интересная деталь из жизни коллектива: в гастрольных поездках девочки должны были выходить по прибытии на место из поезда, самолёта причёсанные, накрашенные, на высоких каблуках. Вопросы имиджа коллектива всегда были очень значимыми. При коллективе работает мастерская по пошиву костюмов, обувная, что упрощает решение многих вопросов, связанных с постановкой программ. Кроме того, имеются и другие службы. Ансамбль им. М. Годенко – коллектив с очень большим штатом специалистов в различных областях.
Работа в Ансамбле танца Сибири отличалась достаточно большим напряжением, приходилось очень быстро переодеваться. Балет был распределён по группам: к примеру, в состав входили девочки, которые работали хороводы, другая группа исполняла только динамичные, техничные номера, включающие много трюков. Очень большой творческий состав позволял этот делать без проблем.
Потом вас пригласили в Астрахань?
Нет, ещё была работа в Национальном балете «Кострома». С этим коллективом мы выступали в Москве, в концертном зале «Россия», ездили с гастрольным туром в Японию, далее была работа в Самаре. Потом Алексея пригласили в Астрахань как главного балетмейстера в только формирующийся коллектив, а я приехала вместе с мужем.
– Анастасия, вы работаете под началом своего мужа уже столько лет. Это сложно или легко?
Это очень ответственно. Психологически непросто, но очень интересно. Для меня мой муж – это мой учитель, мой наставник, это пример по всем направлениям: и в профессиональных вопросах, и в бытовых.
– Дома разговариваете на темы, связанные с творчеством, профессией?
Вопросы, связанные с постановками новых композиций, обсуждаем редко. Алексей размышляет, сочиняет, придумывает самостоятельно. Технические детали, конечно, разбираем вместе. Хотя устаём на работе, даём себе зарок не говорить о работе дома, но не получается. Работа творческая и мозг не перестаёт искать решения тех или иных задач, в том числе, которые возникают и в связи с преподаванием в студии «Волжский сувенир», действующей при Ансамбле. К тому же, дочь решила тоже связать свою жизнь с хореографией.
– Как вам удаётся всё умещать в жизненное расписание, ведь такое количество обязанностей требует очень много энергии, сил? Поделитесь секретами?
Хореографическая студия вписалась в мою жизнь в связи с необходимостью: на тот момент стало ясно – нужно готовить кадры для Ансамбля. Преподавательская деятельность требует особой ответственности: одно дело, когда сам выходишь на сцену, другое – когда передаёшь знания. С детьми нужно говорить так, чтобы они понимали, не потеряли интерес к труду, желали преодолевать препятствия. Приходится вставать в шесть утра, домой прихожу в полдесятого вечера. Конечно, тяжело, но я считаю себя очень счастливым человеком. При всей усталости не возникает желания бросить хореографию, танец – смысл моей жизни, зрители, дети возвращают потраченную энергию.
– Есть ли кто-то из воспитанников, кто уже для себя решил связать жизнь со сценой?
Самая старшая девочка, ей четырнадцать, выразила желание продолжить образование, решила поступать в училище. Мы, преподаватели, вкладываем в них силы, нам бы, конечно, хотелось видеть результат – видеть воспитанников потом в коллективе. Хотелось бы сказать несколько слов об успехах детской студии.
Сейчас в «Волжском сувенире» уже три группы. Дети систематически выходят на большие сцены в концертах вместе с мастерами Астраханского государственного ансамбля песни и танца. В концертном сезоне 2022-2023 гг. ребята выступали в программах «Служил он истово России», «Эх, зима!», «Троица. Ожившая история» на сцене театра оперы и балета, а также на открытой площадке в Астраханском кремле в рамках празднования «Троицы». Участвовали в мероприятии Всероссийского праздника «Сабантуй», проходившем в с. Три протока при огромном стечении астраханцев, гостей региона и в присутствии первых лиц не только нашей области, но и Республики Татарстан, Пермского края. Студия – победитель множества конкурсов, в том числе международных.
Это всё очень важно. Но самое радостное для меня, непременное условие продолжения преподавания – видеть горящие глаза ребят, их любовь к танцу и стремление выходить на сцену, к зрителю.