Александр Марков: летописец Астраханского края
Интересные факты о писателе-краеведе
Александр Марков родился в 1931 году в старинном рыбацком селе Марфино Астраханского края. С детских лет он увлекался историей и рисованием. Даже мечтал быть художником одно время.
Марков окончил Кировскую среднюю школу. Затем продолжил обучение в Астраханском педагогическом институте на историко-филологическом факультете, который впоследствии окончил с отличием.
О себе Александр Сергеевич рассказывает: «Я любил читать в детстве». Книги вместе с друзьями он доставал в школьной библиотеке. В родном селе о земляке помнят и очень гордятся им. В современной школьной библиотеке есть много книг Маркова и даже своеобразный музей.
Долгое время Александр Сергеевич преподавал историю в школе рабочей молодёжи. И даже получил звание «Заслуженный учитель РСФСР».
Параллельно Александр Марков работал художником-ретушером в редакции газеты «Комсомолец Каспия», затем в редакции газеты «Волга». Тогда-то и состоялась проба пера будущего писателя.
Он увлеченно занимался краеведением, работая в архивах и библиотеках страны, встречаясь с потомками своих героев, с коллегами-краеведами. Своими исследованиями и открытиями Марков делился сначала в газетных публикациях, а затем и на страницах книг.
Его первая книга «Восставший город», написанная в соавторстве с литератором Н. Рюмшиным, вышла в 1962 году в астраханском издательстве «Волга».
В числе самых известных изданий писателя-краеведа: «Революционные были», «Ульяновы в Астрахани», «Забытые страницы», «Тайный советник», «Найдено в Астрахани», «История Астрахани в историях и фактах», «Сквозь времена и годы», «Петр Первый и Астрахань», «Астрахань. Иконы, коллекции, открытия» и др.
Книжное издание-альбом «Надежда Папаян» содержит новые факты из жизни замечательной оперной примы и нашей землячки Надежды Амвросиевны Папаян. В альбоме представлены не известные ранее фотографии, театральные афиши, письма и вещи певицы.
Всего Александр Сергеевич написал более 30 историко-краеведческих книг. Изданы книги его исторических очерков «Были Астраханского края», «По следам Разина», «Варвакис», «Братья Сапожниковы», книги-альбомы «Иконы, коллекции, открытия», повести «Тайный советник», «Поход в Персиду», «Атаман Метёлка».
Александра Маркова по праву называют летописцем Астраханского края. Он по крупицам собирает забытые факты, открывая их заново. Благодаря его книгам и публикациям историю Астраханского края знают далеко за его пределами.
Большинство его работ обращены к историко-культурным ценностям: рукописям, старинным архивным документам… Он внес значимый вклад в развитие отечественной культуры. В своих книгах – неизменно ярких и глубоких – поднимал самые интересные темы.
Начиная с 70-х годов XX века Александр Сергеевич ведёт писательский дневник, иллюстрируя его собственными рисунками. На протяжении многих лет он записывает сюда наиболее интересные факты, описывает встречи, события, находки.
По словам Маркова, дневниковые записи наиболее полно раскрывают характер автора, показывают его кругозор, его пристрастия, душевные переживания. Писатель отмечает, что «каждый дневник — это исповедь человека перед самим собой и каждый дневник неповторим, как неповторима человеческая жизнь».
Дневниковые записи Маркова вылились в пять частей книги «Ускользающее время». Пятая вышла буквально на днях — ее презентация приурочена к 90-летию автора.
Как мы уже успели упомянуть, Александр Сергеевич является прекрасным рисовальщиком — не имея при этом художественного образования. Для профессиональной деятельности историка этот талант чрезвычайно важен.
Впервые он показал широкой публике свои графические работы только в 2016 году. Летом того года в Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина прошла его выставка «Ускользающее время».
В декабре 2016 года собрание Догадинки пополнилось рисунками писателя-краеведа. 21 графическая работа выполнена Марковым в период с 1955 по 1984 годы в разных техниках: графитным карандашом, тушью, шариковой ручкой на плотной бумаге. Ранее эти произведения участвовали в выставке «Ускользающее время».
Среди его графических работ серия, связанная с темой родной земли: «Село Марфино. Вид на Казанскую церковь» (1964), «Золотоордынское городище XIV – XV вв. Село Мошак» (1970), «Троицкий собор в Енотаевке. Архитектор Шарлемань» (1991), «Четырёхбугорный маяк в селе Вышка» (1960).
Александр Сергеевич совершил немало поездок по стране, сохраняя свои впечатления не только в воспоминаниях, но и в рисунках. В тематическом блоке «Мои путешествия» есть такие работы как «Дербент. Северные ворота». (1969), «Пицунда. Храм X века», «Ленинград. Музей Суворова. Рисунки экспозиции с натуры» (1967).
Нельзя не упомянуть и о графических изображениях городских пейзажей Астрахани. Отдельную серию представляют портреты известных личностей (писателей, журналистов, художников). Марков рисовал их с натуры во время дружеских встреч, делая наброски карандашом, а затем дорабатывая пером и тушью. Все эти встречи в дальнейшем описаны в его очерках.

Редкое фото, где все легендарные писатели нашего города вместе. В компании с Александром Маркиным Николай Травушкин, Адихан Шадрин, Борис Жилин и др. Фото Владимира Мухина
Марков является одним из авторов книги «Астраханская губерния. 300 лет на службе России», а в книге «Крепость. Путешествие в Каспийскую столицу» представлены старинные фотографии и рисунки из коллекции Маркова.
Сегодня о Маркове говорят так: «Человек неиссякаемого мужества, трудолюбия, с редким даром исследователя, художника-графика и философа».
Александр Сергеевич — Почётный гражданин города Астрахани, лауреат литературной премии им. В. Хлебникова и дважды лауреат литературной премии В. Тредиаковского.
В 70-е годы наш город посетил писатель, актер и режиссер Василий Шукшин. В то время он вплотную занялся идеей снять фильм о Стеньке Разине, к которому готовил собственный сценарий. Поэтому Шукшин приехал в Астрахань еще и за правдой. А помогал ему в этом Александр Марков. В своей статье под названием «Следуя правде» (газета Волга, 1975 г.) он рассказывает, как встречался с Шукшиным во время его приезда. Благодаря этим воспоминаниям нам удалось спустя годы углубиться в те события.