«Татуированная роза». Премьера женского рода
Разбираем новый спектакль Драмтеатра
Сделать женщину счастливой пытается режиссер Александр Огарев в постановке «Татуированная роза» Теннесси Уильямса. Премьера трагикомедии состоялась на сцене Астраханского драматического театра.
В первой сцене вместе с группой женских персонажей на сцену выходит Время. Оно растягивается в стрекоте сверчков, чтобы тут же быть упорядоченным веселым счетом девочки Розы (Нелли Подкопаева, Анастасия Краснощекова).
Время переходит в метроном щелчков фотослайдера; перетекает в бой скакалок, на которых прыгают женщины. Хронос плавится в знойности южной ночи. И вдруг счет сбит: скакалки – вразнобой, а детские ладошки сжимают трепещущее насекомое, как сердце. Время сломано, Ассунта (Елена Булычевская, Александра Костина) провозглашает тревогу. Тяжелый воздух со сцены утекает в зал: «Ждите! Сейчас должно произойти что-то страшное».
Сломить Время, чтобы изменить судьбу
Визг тормозов. У Серафины (Виолетта Власенко, Галина Лавриненко) погибает любимый муж. Она помещает пепел возлюбленного в кувшин и на годы закрывается с ним в комнате. Женщина не обращает внимания на быт и на себя. Она и выглядит, стеная над прахом, как призрак прошлого. Муж на фотографии неизменно красив…
Режиссер не щадит вдову, противопоставляя ее горю мистическое веселье группы сюрр-персонажей: Бруно (Максим Сыраздинов), Стреги (Лидия Елисеева), Хор – (Дмитрий Карыгин).
Они — наши иллюзии о жизни, наши сны-домыслы-заумь, где-то — воплощение потусторонних сил. Время-смерть пустилось вместе с ними в танец, в буффонаду с маракасами, с металлическим козлом, с барабаном. Внутренний слом героини и в «боли» барабана. По тонкой коже бьют: о потере ребёнка с переживаниями сообщают подруги (Екатерина Спирина, Эльмира Дасаева); о том, что муж не безгрешен, изменял ей с красоткой Эстеллой Хокенгартен (Наталья Тетеревенкина) шепчутся все вокруг. Праздные сплетницы Флора (Наталья Вавилина) и Бесси (Екатерина Сиротина, Анастасия Кацан) раздражают болтовнёй о мужчинах.
Боль приносит и тревога за дочь. Первую любовь юных сердец, не по-детски рассудительную и девственно чистую, Серафина почти разбивает.
Благо Роза и Джек (Алексей Дуганов, Алексей Березюк) не сдаются в поисках ответа: «Где оно, счастье»?!
Александр Огарев и художник постановки Елена Ярочкина (г. Москва) приподнимают комнату Серафины на подмостки. В этом пространстве, окруженном манекенами, страсть к мертвому мужу инфантильна и уродлива. Светом художник Сергей Мартынов расширяет декорации. Тени и лучи переплетаются, переводят на уровень значений — в игру тьмы со светом. В такой световой многомерности печаль героини зияет пустотой.
Александр Огарев:
«Процессы, происходящие с Серафиной — не милые разногласия с ребёнком, не гордость за красивое тату на груди, не позирование на фоне красивой стаи птиц, а серьёзные психологические разборки с собой, попытка преодолеть удобную депрессивную идеологию, разместившуюся внутри, и попытаться открыться миру, принять мир таким, какой он есть. Этот процесс, подобный тому, что Чехов называл: выдавить из себя по капле раба».
Личная трагедия, депрессия превращают Серафину в тирана, не оставляя в её сердце места для материнских чувств. Конфликт поколений завершает финал первого акта. Он по силе эмоций актеров, по тягучей пластике трагичен и вместе с тем чувственен.
Татуированная… – только сначала боль, потом – красиво
С мужского плача Альваро (Александр Ишутин, Максим Симаков) начинается второй акт. Чем не комедия?! Слезы, вызванные не чувством к женщине, а дракой, растекаются по его лицу. Это грязь или грим… На сцене все так напоминает жизнь, и главный герой точно из нее — просто смех сквозь слезы, а не герой. Один мужественный выбор он все же сделал – полюбил.
Александр Огарев всем судьбам дает альтернативу; актерским эмоциям — перспективу, даже в смене декораций у него нет чётких схем. Для героев и их духовного роста он продлил «небо» над сценой до космоса, до луны. Использует при этом художественные средства — черный занавес на арьерсцене и лунный след на экране. Магия безмерного пространства завораживает, как и музыкальное оформление — современная музыка, рок-н-ролл, джаз — это звучания целых эпох.
Атмосферу 40-х годов прошлого века передают шлягеры Элвиса Пресли. Они не просто фон в мизансцене «купи-продам» Коммивояжера (Игорь Вакулин, Александр Беляев) – так воссоздают дух Америки и историческое время. На реальность не обращает внимания только Серафина. Если в горе это ее спасало, то в счастье она не заметила, как дочь стала невестой. Женщина вне времени идет только вперед: выходит замуж, даже зачала новую жизнь. Часики Розе так и не подарены.
«Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Вслед за великим Шекспиром Теннесси Уильямс продолжает: «Розы есть для всех. Она — как роза мира. Роза – сердце». Один. Два. Три. В финале трагикомедии счет начат снова. Новый возлюбленный похож на мужа фигурой и розой на груди…
— Не хочу этого! – восклицает женщина. 35, 36, 37. Счет сбит. Такую женщину, как Серафина, сделать счастливой, если она сама этого не захочет, практически невозможно. Может, Альваро когда-то под бананами станет возить контрабанду? Впрочем, рассуждать о женском счастье — занятие бессмысленное и бесполезное, оно у каждой — свое. Как у девушки с именем Роза.
«Татуированная роза» — подарок к юбилею
Так кого из героев сделал счастливым в этой постановке Александр Огарев? «Осчастливить» работой – новыми ролями в премьерной постановке — большинство актрис драматического театра режиссеру точно удалось. В пьесе большая часть действующих лиц — женские персонажи, к тому же труппу теперь распределяют по ролям в два состава.
При этом Александр Огарев не делает игру составов одинаковой, раскрывает актерскую индивидуальность каждого. Альваро — Максим Симаков и Серафина — Виолетта Власенко создали образы психологичные и рефлексирующие по традициям русского театра. Пара — Александр Ишутин и Галина Лавриненко — работают в «итальянском темпераменте» героев пьесы.
Во внешности и в исполнительской манере актеров есть что-то и от испанских Кармен и Матадора. Это настоящий подарок зрителям — возможность сравнить.
Работа актёров — самая большая ценность постановки Александра Огарёва. Ведь если раньше поклонники приходили на спектакль ради любимого актера, то на «Татуированную розу» придут ради целого состава актеров. Каждый из 20 исполнителей будет интересен по-своему. Возможно, из такого разнообразия характеров и судеб в спектакле мы выберем для себя личный рецепт счастья.
Елена Мальчонок