Валерий Штепин: «Актерская профессия требует внимания к жизни, к ее новым веяниям»
Артист Астраханской Драмы рассказывает о профессии актера и некоторых сценических уловках. Как зевнуть, сохраняя нейтральное лицо? О «накручивании себя» и «запоминании ногами» — читайте в нашем материале.
АстраКульт побывал в гримерке заслуженного артиста РФ, актера Астраханского драмтеатра — Валерия Штепина. Встрече послужил особый повод – 13 февраля актеру исполнилось 65 лет. Переехав из Владивостока в Астрахань в 1983 году, Валерий стал артистом ТЮЗа. Спустя 16 лет он отработал сезон в Театре кукол, а с 1999 года началась работа в Драмтеатре. Валерий Штепин признается, что ощущает себя именно драматическим актером, недаром в этом году исполняется 25 лет с первого дня работы в Астраханской драме.
Мы знаем Валерия Штепина по ярким ролям в таких недавних постановках, как: «Сон в летнюю ночь» (комедия Уильяма Шекспира), «Ганди молчал по субботам» (по пьесе Анастасии Букреевой), «Шум за сценой» (Майкл Фрейн), «День города Nь» (по пьесе Евгении Юсуповой «KILL кит»), а так же «Очень простая история» М. Ладо, «Как боги» Ю. Полякова, «№ 13» Р. Куни и др.
— Какое впечатление произвел на вас наш город, когда вы только приехали?
— Город заинтересовал меня своей историей: я был поражен персидскими подворьями, старинными домами. Астраханский кремль поразил и та, старая площадь Ленина. Что поразило в жителях, так это рассматривание тебя в упор. Я приехал в широкополой шляпе, пыльнике до пят – вполне привычном тогда для Владивостока образе. Здесь меня рассматривали сверху донизу, я переживал, не расстегнулось ли у меня где. Поразил меня тогда и южный темперамент астраханцев, поражали красивые девушки, потом я узнал, что все дело в смешении кровей. Я переехал в Астрахань, будучи 23-летним молодым человеком, уже имеющим театральный опыт – два года отработал в ТЮЗе во Владивостоке. В Астрахани в ту пору еще не было кукольного театра. В кафе «Огонек», существовавшем в Кремле, Владимир Федорович Долгополов начинал свои первые шаги. Я застал это время. Тогда можно было свободно пройти под кремль: эти уникальные камни, захоронения, я до сих пор под большим впечатлением. По молодости бывал на колокольне, все кремлевские стены обошел, когда-то можно было с площади Ленина попасть в кремль. Город меняется, конечно, растет, молодеет.
— За свою жизнь вы много переезжали – на этой почве зародилась ли тяга к путешествиям?
— Конечно. В этом году я впервые побывал в Казани, которая впечатлила меня своим размахом, красотой. Вместе с супругой мы много путешествуем на машине: объездил всю Астраханскую область, выезжаем на море, а иногда посреди ночи можем пуститься куда-то в поле — на звезды смотреть. В Астраханской области есть потрясающие места. Порой небо кажется так низко, что звезды будто становятся ближе. Темнотища — выколи глаз, машину поставили на аварийку, стоим, любуемся. Мы с нашей бешеной жизнью часто не смотрим на окружающее, не замечаем всей этой красоты.
— Кого считаете своими педагогами?
— Первый мог педагог — Николай Васильевич Лаптев — преподавал в театральной студии, в которой я занимался. Будучи в 10 классе, мы ставили «Цветы живые» Н. Погодина, у меня была роль заводчанина. Тогда я получил диплом II степени за лучшее исполнение мужской роли второго плана. Прозанимавшись в студии два года, поступил в Дальневосточный (тогда) институт искусств, на театральный факультет. По всем предметам вышли пятерки, кроме одного – отчислили с курса из-за предвзятого отношения преподавателя (никогда его не забуду — Электрон Электронович Дементьев). Меня отчисляют, но я тут же поступаю снова, на комиссии сидели все педагоги, которые меня уже очень хорошо знали. Меня снова зачислили. Но из-за того отчисления произошла потеря отсрочки: я проучился пару месяцев и в ноябре меня забрали в армию. Два года отслужил — снова восстанавливаюсь в институте. В итоге получилось, что на трех курсах учился. Теперь Сергей Васильевич Гиппиус стал моим преподавателем. Для ознакомления с курсом он дал задание представить этюд «Ожидание». Я первый руку поднимаю, показываю. Педагог спрашивает, что я для себя надумал в этом этюде. Для себя я рисовал встречу с девушкой, с букетом в руках. Как человек готовится к встрече: прибирает комнату, наводит лоск. Запомнилась одна интересная традиция Гиппиуса – он ставил свечку на бутылку во время наших периодических чаепитий в институте. Воск стекал по бутылке, обрамляя ее со всех сторон. Раньше, если свет выключался, люди ставили свечку, сейчас у всех фонарики, энергосберегающие лампочки. У меня до сих пор хранится одна из тех бутылок. На днях кот прыгал дома по верхам мебели, я полез за ним. А там свечка в форме бутылки стоит — память о Сергее Васильевиче.
— Какой вы видите свою профессию – сложно ли быть актером?
— Мы сами ее выбрали. Бывает сложно, всего один выходной, но это наша работа. Да, не исполняешь роль, которую хотел бы — мы зависимы от режиссера и его видения. Теперь я прекрасно понимаю, что вступил в возрастную категорию: роли молодых мальчиков мне уже не дают, чаще достаются роли дедушки или папы. Бывает, говорят – не сложное дело выйти на сцену покривляться. Во-первых, этому надо учиться. У слесаря, у электрика есть свои инструменты, а у нас инструмент – наше тело, наши чувства, эмоции. Мы тратимся эмоционально: где-то заставляем себя плакать, отдаем душу, сердце, перестраиваемся, впрыгивая в образ другого человека. Бывает, репетиции идут вплоть до спектакля – режиссёр дает тебе полчаса, чтоб наспех закинуть пирожок и вернуться обратно во всеоружии.
— Есть такие роли, которые вас поддерживают?
— Конечно, «Поминальная молитва» — роль Тевье молочник, это серьезная и одна из моих любимых ролей. Люблю спектакли: «Ужин с дураком» (в нем играю Франсуа), «Хозяйка гостиницы», «Как боги» (здесь роль Леонида). «Очень простая история» — уже 97 спектаклей отыграли.
— Есть роли, которые хотели бы сыграть в будущем?
— Конечно, Король Лир, но пока никто не ставит эту пьесу.
— Сцена и кино – разные вещи?
— Был опыт съемок «Хозяйка тайги», где я сыграл бандита. Специально ногти отращивал, волосы, не брился. У польского кинорежиссера Ежи Кавалеровича снимался в фильме «За что?». В это время я работал в ТЮЗе. Меня многое впечатлило в работе их съемочной группы: в первый раз тогда столкнулся с мокрым гримом. Накладные усы надели – их было нельзя отличить от настоящих. Небольшой эпизод сыграл, но все равно гордость от работы с кинорежиссером такой величины. Однозначно сцена и кино — это два разных вида искусства. Если на сцене ты проживаешь каждый спектакль, то здесь могут сделать 800 дублей, пока не одобрит режиссер. Один диалог могу снимать целый день – с одной стороны, с другой. Потом запишут, как вы говорите, а я уйду с этой точки, потом — я приду и буду говорить. Это отличный опыт, я с удовольствием принял участие в съемках.
— Как подготовиться к роли, особенно, если это бандит?
— Как учили педагоги: играешь злого, ищи, где он добрый. А если заплакать надо, ты себя накручиваешь. В «Простой истории» у меня текут слезы. Ты себя заранее готовишь, слушаешь речь партнера.
Случались казусы вроде забытого текста? Как выходили из положения?
— Конечно, мы живые люди. По смыслу понимаешь, что нужно было сказать. Есть секрет, как не зевать на сцене. Всякое бывает – не спалось ночью актеру, погода действует. У нас много драматургов, кто-то стихи пишет, музыку. Понятно, что это ночная работа. Как не зевнуть на сцене? Тренироваться надо перед зеркалом. Зубы сомкнуты, губы сомкнуты, лицо нейтрально. Кончик языка прижимаем к небу. Получается зевота с закрытым ртом.
— Существует ли ваш собственный секрет, как быстро запомнить роль?
— Смотря, какой текст: бывает текст, который легко запоминать во время репетиций, а какие-то тексты нужно зубрить. Но я запоминаю по-своему – у меня мышечная память. Можно сказать, я запоминаю ногами: прошел сюда — это сказал, тут остановился — такую фразу произнес.
— Есть ли у вас свои ритуалы перед выходом на сцену?
— Перед спектаклем «Как боги» все актеры собираются в кружок и кладут ладонь на ладонь на «Раз-два-три-АПЧИ!» выходим на сцену.
— Вы позитивный человек, наверняка, у вас есть особый девиз по жизни.
— «Не делай зла!».
Валерий Штепин посвятил театру свою жизнь и продолжает радовать нас прекрасной актерской игрой в спектаклях, которые астраханская публика любит, а новые зрители благодарно аплодируют артистам «на поклоне». Он уже давно в числе наших любимых и даже родных артистов. Сам же Валерий Штепин признается, что любит театр и свою работу, а кроме того:
— Не смотря на то, что уже много лет служу в театре, я продолжаю учиться: актерская профессия требует внимания к жизни, к ее новым веяниям.