Данила Ключников: “Главное — найти вдохновение”
О театре кукол, искусстве и увлечениях
Мы продолжаем рассказывать об удивительных талантливых астраханцах. И сегодня герой нашей рубрики #творческиелюди — Данила Ключников, актер театра кукол, режиссер и художник, который создает комиксы и ставит по ним спектакли. Нам удалось подробно расспросить его о жизни, увлечениях и профессиональной деятельности. Читайте далее в нашем интервью.
Но сначала немного предыстории…
Еще в детстве будущий кукольник и режиссер увлекся мультипликацией и стал создавать собственные истории.
“В 3 года я впервые взял в руки карандаш и бумагу. А после просмотра мультфильмов, которые мне нравились, и популярных видеоигр мне особенно сильно хотелось рисовать. Вместе с братьями (нас в семье трое) я не переставая рисовал. Мы показывали друг другу свои рисунки, новых персонажей, которых затем вырезали из бумаги и играли ими. Будто наши герои оживали”.
Они срисовывали картинки с видеоигр, а затем уже постепенно создавали свое. Началось все с человечков в виде палочек, которые переросли в огромное увлечение с историями.
“Мой первый персонаж — Малыш токсические отходы. Он был желтым с выпученными глазами. И именно вокруг него сложилась первая вселенная с персонажами. Я придумал безумного летчика, который из отходов делал самолеты. А сам Малыш умел принимать разные формы, ведь он был жидким, как терминатор. Мой герой предотвращал ограбления, спасал мир. Братья тоже не остановились, у них были свои истории…”
Таким образом они полностью погрузились в мир комиксов. У Ключниковых даже сейчас есть традиция делиться своими комиксами.
“Мое хобби — это вдохновение. Пришла идея, и я начинаю ее воплощать. Это не ради самоутверждения, а потому что мне нравится. Ежедневно с утра я уделяю рисованию около двух часов — именно тогда у меня есть время. Лучше порисую, чем посплю.
— Помогает ли твое хобби в профессиональной сфере?
— Конечно, мое увлечение мне помогает и в профессиональной деятельности. Однажды я написал пьесу и как художник разработал эскизы персонажей и фонов, по нему в Театре кукол мы поставили полноценный спектакль “Игрушечные приключения”. Таким образом, моя история ожила не только на бумаге. Другой проект — мультики по сказкам с озвучкой актеров театра кукол в рамках программы “Театр онлайн”. В дальнейших планах завершить цветной комикс, который затем также озвучить по кадрам. Мне очень хочется, чтобы мои работы стали популярны не только в узком кругу.
— Какое у тебя образование?
— По первому образованию я программист. Понял, что это не моя профессия, уже на втором курсе. А поступил, потому что родители настояли. Во время учебы много рисовал свои мультфильмы в специальной программе, наверное поэтому я и получил диплом по этому направлению. Как говорят: “Первое образование необходимо, чтобы понять, чем ты всю свою жизнь оставшуюся не хочешь заниматься”.
— А когда ты решил стать актером?
— Не сразу. Я помаялся по нескольким работам. Прошел курсы повара, работал мебельщиком, продавцом. Пробовал все, что встречалось и было интересно. Успел и дома побездельничать, при этом не переставал рисовать комиксы. Но с каждым днем я стал все больше задумываться о том, чего же мне хочется. Искал сценаристов, которые разрабатывают комиксы. Я вообще не понимал, как это все работает. И мне хотелось в этом разобраться. А театра в моей вселенной тогда вообще не существовало. Но однажды я попал в одну студию и узнал о театре. Правда, перед этим я еще год проучился в Астраханском государственном университете на специальности “Социально-культурная деятельность”. Только после всего этого я наконец сделал шаг к театральной деятельности — поступил в Астраханский колледж культуры на актерское отделение.
— Ты ранее ощущал в себе актерские таланты?
— Я всегда был очень стеснительным мальчиком. И первое, чего мне хотелось — это избавиться от неуверенности и комплексов. Я даже не смог бы с тобой заговорить, если бы мы встретились раньше (улыбается). Боялся даже спросить у прохожих, сколько времени или как пройти на ту или иную улицу. И наверное ты удивишься, как я вообще решил стать актером. Но мне очень понравилась сцена. На ней у меня другие перевоплощения, и я могу быть совершенно разным. Правда, работать приходиться над этим постоянно — такой бесконечный процесс. Расти и расти. В целом, профессия актера учит меня быть открытым и общительным. На третьем курсе я даже пошел работать аниматором — развлекать детишек. Хотелось уже иметь свои деньги, ведь из-за поиска своего пути эта сфера у меня проседала. К тому же, второе образование у меня было коммерческое.
— Обучение завершилось, ты получил диплом. Какими были дальнейшие действия?
— Многие мои сокурсники разъехались по разным городам, остальные разбрелись по астраханским театрам. Проблема в том, что в то время не было большого набора ни в одно учреждение. Но по счастливой случайности освободилось вакантное место в театре кукол. Туда я и отправился и стал актером-кукольником.
— Расскажи про театр кукол.
— Это целая неизведанная вселенная. Когда мы учились в колледже, никто на него почему-то внимания не обращал. Но изнутри эта профессия оказалась гораздо более интересной и захватывающей, нежели порой кажется снаружи. Около 9 систем кукол, которые надо было осваивать: сицилийские марионетки и просто марионетки, куклы-маски (ростовые), тростевые, перчаточные, ширмовые, теневые, планшетные куклы. А еще, когда я только устроился, то сразу влюбился в коллектив театра — это первое, что мне понравилось. Сейчас мы дружим, общаемся, создаем совместные проекты. К примеру, во время пандемии я рисовал мультики, а мои коллеги их озвучивали. Это здорово! Кстати, мультики размещены на официальном сайте театра.
— Какие у тебя были первые спектакли?
— Меня живым планом ввели в два взрослых спектакля: “Флора за жизнь” и “Оркестр”. Они были показаны во внутреннем летнем дворике театра. А первой куклой у меня была марионетка Аладдин — в постановке “Волшебная лампа Аладдина”. Помню, у меня была всего неделя на подготовку. Волновался сильно. К тому же, марионетка считается одной из самых сложных систем.
— Что необходимо уметь актеру театра кукол?
— Я здесь работаю уже четвертый год и всему учился постепенно. В большинстве случаев — путем импровизации, проб или ошибок. В первую очередь, необходимо разбираться в конструкциях кукол, чтобы потом уметь ими управлять. Также мы, актеры, еще умеем делать разные голоса и звуки. Этому тоже учишься во время работы.
— Волнуешься ли ты перед выступлением? Что ты в целом ждешь от каждого своего спектакля?
— Конечно, я волнуюсь и переживаю, пусть даже наши зрители — маленькие астраханцы. Мне хочется, чтобы им понравилось. Дети понимают и чувствуют все. Поэтому здесь играешь по-настоящему.
— Какие спектакли своего театра ты порекомендуешь посмотреть в первую очередь?
— “Алиса в стране чудес”, “Тайна белого лотоса”, “Удивительные приключения Тома Сойера”, «ПапаМучительная — папамУчительная сказка», “Красная Шапочка”, “Холодное сердце”.
— Знаю, что ты и сам создаешь куклы?
— Да. Увлекся этим еще в прошлом году. Но я постоянно то занимаюсь созданием кукол, то снова бросаю. С нуля изучать эту сферу очень сложно. Чтобы делать куклы, этому делу важно профессионально учиться. Конечно, коллеги из театра мне помогали в начале пути — подробно рассказывали про материал, ткани, различные детали. Первые куклы я лепил из папье-маше.
Кстати, я отправил заявку на конкурс для реализации собственного проекта по созданию кукол с необычной стилистикой. Ее одобрили и выделили денежные средства. Сейчас я со своей девушкой занимаюсь их сотворением. У меня уже есть песня, которую написала актриса театра кукол Ольга Шумейко, под мой мультфильм. Осталось дело за малым — создать главных героев.
—Ты также развиваешь себя как режиссер — в частном театре “Диалектика” ставишь свои спектакли. Почему ты решил пойти и в эту сферу?
— Это началось еще на третьем курсе — именно тогда понял, что мне нравится режиссировать. И играть тоже. Все поровну. Однажды актриса и драматург Галина Лавриненко пригласила нас на читки современных пьес, и я принял в этой акции активное участие. Остановился на пьесе молодого драматурга Максима Потоцкого «Закон сохранения». А затем поставил свой первый спектакль. На сегодняшний момент у меня пять режиссерских работ в разных частных проектах.
— Помимо этого, ты сам создаешь декорации?
— Да, в театре “Диалектика” на спектакль «Дожди» я сделал необыкновенный предмет, его можно назвать “Гармонь-Скрипка-Гитара”. Все элементы выполнены из старых инструментов. Иногда я даже не вижу конечный образ, но в результате получается что-то совершенно новое. И я тоже получаю от этого удовольствие.
— Посещаешь ли ты астраханские театры?
— Всегда. Очень люблю ходить и следить за тем, что происходит. Мне раньше нравилась “Периферия”, пока она была молодежной. Это было что-то! Перед Новым годом в драмтеатре посмотрел “Малыша и Карлсона” — как круто и классно, как современно и стильно! Я про оформление и про существование на сцене. А еще в восторге от постановки “Вдох-выдох” в Имаджинариуме — это история про нас, про каждого человека. Особенно понравилось, как Екатерина Сиротина читает рэп со сцены (улыбается). Кстати, Екатерина вместе с Рауфом Зариповым и Натальей Захаровой озвучивали мой комикс “Путь сердца”.
Отмечу, я не выделяю никакой из наших театров. Я и ТЮЗ посещаю. В целом стараюсь везде, где бываю, ходить на спектакли. Недавно в Воронеже увидел молодежный спектакль Никитинского театра. И получил колоссальный заряд энергии.
— А кто твои любимые писатели?
— Их много. Булгаков, Бунин, Кафка, Андреев.
— Что ты пожелаешь будущим актерам театра кукол?
— Это безумно интересное и классное направление. В театр кукол важно влюбиться. И найти свое вдохновение. Тогда все непременно получится! И никогда не сдавайтесь, особенно, если это ваша мечта!