«Спасите Лёньку!», или SOS из письма, запечатанного поцелуем
Рецензия на премьеру Драмтеатра
«Спасите Лёньку!» — и призыв, и современная пьеса о войне Малики Икрамовой. И майская премьера в Астраханском драматическом театре, в жанре — «письмо, запечатанное поцелуем». Осенью исполняется 80 лет со дня начала блокады Ленинграда. Испытаниям его жителей 1941-1944 гг. и подвигу защитников города посвящена постановка художественного руководителя театра Александра Огарева. Соавторами режиссёра стали актёры театра Александрина Мерецкая, Павел Ондрин и Екатерина Спирина.
Зрители ожидают страшные картины войны, а им предлагают сказку на авансцене — берег океана и говорящих зверей Африки: Львицу (Екатерина Спирина), Жирафа (Олег Комаров), Мартышку (Елизавета Смирнова), Акулу (Александрина Мерецкая). Они разыгрывают детскую фантазию или сон мальчика Леньки на фоне нарисованных волн, бьющих о пустые ряды Большого зала.
Теперь это пространство для нового спектакля. Зрители невольно включаются в игру, которую видят через свет софитов с другой стороны рампы. Шум прибоя помогает вообразить голубое-голубое небо, слитое на горизонте с океаном. Чувствуется, как Земля вращается вокруг свой оси. Да, это же настоящее движение…
Александр Огарев отмечает: «Пьеса, на мой взгляд, даёт новое дыхание весьма деликатной теме, посвящённой ужасам войны. Драматург выбирает роль не Вергилия, ведущего Данте через Чистилище и Ад, а, словно Беатриче, проводит нас через Лёнькин Рай. через воображение умирающего мальчика. И тем самым совершает не ритуальную, печальную операцию по сочувствию слезинке ребёнка, а неожиданно рифмует это с пушкинским восклицанием: «Быть может он для блага мира или для счастья был рождён!» И каким-то парадоксальным образом общая интонация высказывания становится не замогильной, не уныло-торжественной, а устремлённой к небу. Недаром у нашего Лёньки появляется в конце спектакля возможность для Вознесения, что невозможно в реалистическом сюжете».
«Театр на сцене» предполагает расположение зала в самом её центре, на подвижном механизме. Именно круг переносит зрителей из Африки в блокадный Ленинград, где и происходят основные события. Участников показа погружают в атмосферу всеобщего горя, в сопереживание главному герою — мальчику Лёньке (Павел Ондрин). Связанные одним кругом, находясь на одной территории, все вместе они испытывают страх несбывшейся жизни и оборвавшейся детской мечты.
Драма при помощи театральных приемов, художественных средств, выразительной игры актёров выросла до вселенского масштаба, возведена до философского смысла.
«Каждый год накануне Великой Победы мы возвращаемся к теме войны, к тем страшным дням, чтобы помнить о тяжелых испытаниях, чтобы стремиться к миру. На главную роль Лёньки (мальчика 9-ти лет) я сознательно назначил опытного профессионального актера Павла Ондрина», — рассказал Александр Огарев.
Лёнька болен, не встает с кровати. Такой маленький, бессильный, голодный, но не иссохший сердцем, мыслящий и мечтающий. Таким зрители увидели работу Павла Ондрина в постановке о войне. Дети быстрее взрослели: блокада «мужала» мальчиков, старила голодом — до смерти, хоронила живущих заживо, не давала младенцам шансов на рождение. Но дух и мужество всех блокадников оставались несломленными.
Атмосферу нагнетают и звук сирены, и декорации, и видеопроекция. При их условности блокадный разрушенный город — печален и сер. На актерах нет привычных гимнастерок. В спектакле в качестве театрального художника дебютировала Татьяна Чуйко. Она предложила костюмы, которые помогают персонажам заострить внутреннюю борьбу — благодаря цвету и угловатости линий. Их мешковатость выровнена и «согрета» ватниками, грубыми шалями, валенками. Яркие костюмы из Африки контрастно подчеркивают эмоциональную беспечность их персонажей. Впрочем, цвет этой группы костюмов гармонирует с одеждой персонажей-блокадников. Африка-то ненастоящая – она из мира фантазий ленинградского мальчика.
За исключением главного героя роли распределены между актерами по две. Екатерина Спирин, Александрина Мерецкая, Елизавета Смирнова, Олег Комаров проходят за секунды широкую амплитуду эмоций. Люди, оказавшиеся в беде, почти бесстрастны. Их силы направлены внутрь тела, на мысли о выживании. Фиксация людей на внутреннем мире порой притупляет понимание реальности, иногда в поступках отсутствует логика. Диалоги, монологи о голоде и мужестве, о холоде и патриотизме звучат так, что зрители, сопереживая сердцем, кожей испытывают мороз, желудком — голод. И совсем физиологично в зале на разных сценах раздаются сдавленные всхлипы.
В самых сложных ситуациях: войны, стресса, конфликта – сознание уводит человека в ирреальные, фантазийные миры. В постановке именно переключение эмоциональных тональностей спасает, делает добрее и сильнее, как, например, маленькую Ольгу в исполнении Елизаветы Смирновой. Это еще один яркий дебют в премьерном спектакле.
Сила всех жителей не сдавшегося города передана через линию защиты внутреннего мира каждым персонажем; через слезу, сдержанную ребенком. С наивной верой, что так враг не победит. Полуживой профессор Молибога (Олег Комаров) приближает победу, превращаясь в яростного патриота, когда посягают на самое святое.
Матери (Александрина Мерецкая и Екатерина Спирина) ради детей совершают поступки, которые можно прировнять к подвигу.
В метрономе актерских проживаний — между жизнерадостностью Африки и бессилием голодных людей — обозначается конфликт пьесы: эта война противоестественна и бессмысленна.
Лёньку не спасли, но режиссер оставляет живущим надежду. Она и на афише, в центре которой изображен кокос в противотанковом укреплении. Кокос – символ Человечности. И сердце мира, зажатое в тиски металла, войн, зла, несвободы. Как и сам мир, кокос – хрупкий, но сильный. Кокос – это и неразорвавшаяся бомба равнодушия к чужим страданиям.
С надеждой на спасение проходит и встреча Леньки в финале со зверями Африки на плоту. В завершающей сцене мир образно представляется и как возможный рай, и как побег Лёньки в иллюзии, и как Ноев ковчег.
На премьере спектакля среди зрителей была драматург Малика Икрамова. Её пьеса победила в конкурсе «Исходное событие. 21 век», была выдвинута на конкурс «Кульминация». После премьеры автор поделилась впечатлениями: «Премьерный спектакль где-то воплощен даже интереснее, чем я воображала. С моим ожиданием в подаче совпала Африка. Ленинград я представляла в классической реставрации. Иммерсивность постановки полностью погружает в действие. Особенно тронул финальный уход Лёньки в Солнце – звенящая нота, сделано сильно. Постановка точно не оставит в зале равнодушных».