Символы Нового года: вне времени и пространства
Расскажем про наши любимые
Чем ближе Новый год, тем больше сказочных чудес нас окружает. Творчество — это тоже своего рода чудо, которое дарит нам ощущение сказки и делает счастливее. Сегодня поговорим о таких творческих чудесах — ярких символах праздника.
Борис Кустодиев
«Ёлочный торг», 1918 год
«Зимний Кустодиев» — особое явление в отечественном живописном искусстве. Вне зависимости от творческого периода и общей эмоциональной «тональности» Борис Михайлович всякий раз оставлял в этих белоснежных полотнах частичку своей души.
Художник придавал большое значение линиям и игре цветовых пятен. Свет в «Елочном торге» весьма условен: мастер намеренно лишил небо глубины, а купола церкви написал интенсивными цветовыми пятнами, сведя разницу планов почти на нет. Так Борис Михайлович добился декоративности изображения и создал настроение новогоднего представления: купола церкви кажутся сказочными, а люди на базаре — красочными костюмированными декорациями вокруг главного предмета торга — елки.
Велимир Хлебников
«Снежимочка», 1908 год
Произведение «Снежимочка» сам Велимир Хлебников охарактеризовал как «рождественскую сказку» — и не случайно, ведь прототипом главной героини — Снежимочки — служит Снегурочка из пьесы Островского. В произведении поэта-футуриста эти имена сравниваются-противопоставляются, а действие преимущественно происходит в мифологическом зимнем лесу.
При этом образы Снежимочки и Снегурочки находятся словно в разных литературных пространствах. Если Островский в своей героине хотел выразить всепроникающее единство и возвышенность любви и природы, то Хлебников ставит перед собой совершенно иную задачу. В ранних драматических произведениях он во многом связан с символистским театром (драматургия Сологуба, Брюсова, Гиппиус, Ремизова, Блока, а также Метерлинка). Символистский принцип драматургическо-мифологического мира «сущностей» получает у Хлебникова столь яркое отображение, что некоторые исследователи называют его «еще более крайним символистом, чем сами символисты».
Дом-музей Велимира Хлебникова уделяет этому произведению пристальное внимание. Неоднократно в музее осуществлялась инсценировка «Снежимочки». А в эти дни здесь представлена одноименная выставка, ставшая итогом одноименного конкурса. Участники создали иллюстрации к рождественской сказке «Снежимочка» или к её прототипу.
В 2022 году исполнилось 100 лет памяти поэта-будетлянина, а в 2023 году 115-летие будет отмечать драматическое произведение поэта «Снежимочка».
Сальвадор Дали
Рождественские ёлки
Казалось бы, экспрессивный Сальвадор Дали и светлое Рождество несовместимы. Тем не менее художник не раз обращался к празднику в плане творчества, а заодно совмещал приятное с денежным. Правда, не все было однозначно и первая серия сальвадоровских открыток к Рождеству американцы восприняли, мягко сказать, неоднозначно. Зато барселонская компания Hoechst Iberica вполне успешно сотрудничала с художником. С 1958 по 1976 год они рассылали открытки от эпатажного мастера по всей Испании, и это предприятие пользовалось оглушительным успехом. Всего художник создал 19 открыток.
Рождественские работы Сальвадора Дали отличал нестандартный подход (кто бы мог подумать, правда?). Вот и традиционные рождественские елки у него приобретали совершенно неожиданный вид, как вы прямо сейчас можете видеть. Здесь и всевозможные аллегории и ассоциации, и отсылки к испанской культуре (Дон Кихот и «Менины» Веласкеса).
Большинство открыток Дали содержат небольшое рукописное приветствие, сочиненное сюрреалистом. Так, например, на открытке 1962 года, посвященной успехам в освоении космоса, художник написал: «Первое астронавтическое Рождество».
Петр Чайковский
«Щелкунчик»
Балет является рекордсменом по числу показов, сценическим долгожителем, красочным и парадным — он сам похож на искрящийся новогодний шар, от которого сложно отвести взгляд.
Раиса Кудашева, Леонид Бекман
«В лесу родилась ёлочка»
Это музыкальное произведение обладает почти стопроцентной узнаваемостью. Точно никто не упомнит, когда «Ёлочку» стали петь массово, но в салонах небогатых дворян, разночинцев и мещан её музицировали ещё до Революции, начиная с 1904 года. В современном исполнении произведение, что называется, «выстрелило» уже в 1964 году, когда Морозко (осматривая свои владения) в одноимённом фильме Александра Роу спел два куплета этой песни.
Но мы все же обратимся к истокам. В 1903 году, специально к Рождеству, в журнале для детей «Малютка» было опубликовано стихотворение «Ёлка», подписанное инициалами А.Э. Вот как оно выглядело:
Итак, что это такое? Популярный в те годы полный сценарий рождественской игры, когда дети должны «заслужить» подарки и сласти, висящие на праздничном дереве. Дружно и весело петь. Из нашего новогоднего бестселлера здесь всего два куплета.
Не известно, насколько эту игру освоили в 1903-м, но через два года один из экземпляров журнала попал к Леониду Бекману (1872-1939 гг.), музыканту-любителю и агроному, славившемуся в Москве своей весьма успешной тягой к сочинительству популярных мотивов. В результате получилась песня-долгожитель, которую и сегодня поют всей страной. Такая история.
Александр Роу
«Морозко»
Этот фильм — как ,собственно, и сказку — обожает несколько поколений маленьких и взрослых, и не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. «Морозко» впервые появился на экранах в 1965 году. А снял эту киноленту знаменитый режиссер Александр Роу.
Не все знают, но изначально Роу рассматривал на роль Настеньки актрису Надежду Румянцеву, а на роль Марфушеньки — Тамару Носову. В результате главную героиню прекрасно сыграла Наталья Седых — будущая балерина Большого театра, которая начинала карьеру как фигуристка. Удивительно, но на момент съемок ей было всего 15 лет. Что касается самого Морозко, что исполнивший эту роль Александр Хвыля стал после выхода фильма главным Дедом Морозом Советского союза и много лет участвовал в этом качестве на новогодних елках в Кремле.
Помимо интересного сюжета и колоритных персонажей в фильме использованы сложнейшие приемы, которые сделали эту сказку такой волшебной. Деревья оживают, ступа летает, люди перемещаются обратно законам физики… Стоит ли удивляться, что сам Стивен Спилберг называет «Морозко» одним из своих любимых фильмов и предтечей многих киношедевров Голливуда.