Кисти всех мастей, мольберты, краски и тишина – идеальная обстановка для художника
Наш репортаж из мастерской Ирины Букоткиной
Известная астраханская художница Ирина Букоткина – счастливая обладательница собственной мастерской, где она создает потрясающие вещи. Атмосфера тут настолько пронизана творческим духом, что даже воздух особенный – он пахнет красками, немного деревом и каким-то солнечным уютом.
Это не обычная мастерская, а квартира в жилом доме, которая три года назад служила домашним очагом для Ирины и ее семьи. Мастерская была здесь и тогда, но не могла похвастаться сегодняшним размахом, ведь нужно было картинам и материалам ютиться с домашним бытом. Сегодня семья художницы свила гнездышко по новому адресу, а в этом помещении теперь уже вольготно расположилась мастерская. О, сколько здесь картин, открыток, часов, баночек и тюбиков со всевозможными красками! Картины висят на стенах, стоят на мольбертах, лежат на столах – они в работе. А кисти… они повсюду: в вазочках, в стаканах, в коробках, на полках, на столах, на подоконниках…
Но, конечно, первое, что бросается в глаза, это картины и их количество. И мы, оправившись от легкого культурного шока, принимаемся засыпать Ирину вопросами:
— Когда же вы создаете всю эту красоту?
— Прихожу сюда вечером и могу остаться работать до утра. Вообще люблю работать ночью, когда ничего не отвлекает. Когда мы пишем на пленэре, то «работаем в живую» и с хорошим светом. А такие декоративные вещи, как батик, обычно всю ночь создаются.
— Чем, на ваш взгляд, отличается ваша мастерская от мастерских других художников?
— Поскольку изначально это было жилое пространство, все мои техники полностью экологически безопасны. Материалы не токсичны для человека, ими можно работать дома. Масляные краски, растворители имеют сильный запах.
— Вы известны своими работами горячим батиком, используете ли вы другие техники?
— Конечно, мой любимый акрил. Акрил – это современный полимерный материал, созданный в 70х годах прошлого века. Долгое время использовался только как декоративная техника, потому что сложно было получить растяжку цвета: акрил быстро сохнет. Сейчас существует много разных видов акрила, много всевозможных добавок к нему: наполнители, замедлители высыхания. Раньше работали в стилях плоскостных, например, поп-арт. А сейчас благодаря тому, что есть замедлители высыхания и прочие приемы можно добиваться эффекта масляной живописи.
— Значит, одного таланта к изобразительному искусству мало, нужно еще и в химии немало понимать?
— Желательно. Краски, которыми я работаю, на акриловой основе. Они водные и химически инертные. Для батика тоже есть группа красок – анилиновые и реактивные красители, которые токсичны. С ними тоже нужно работать в помещениях промышленных, такие материалы не для домашнего пользования. Когда мы выбираем себе красивое хобби, нужно соблюдать еще и правила безопасности.
Пока мы беседовали, Ирина начала готовиться к нашему мастер-классу. По задумке художницы, нам предстоит попробовать создать собственную картину. Не просто картину, а горячий батик на шелке. Пока греется воск (горячий батик – это расплавленный воск), Ирина подбирает кисти и другие инструменты. К слову, за кистью она отправилась на кухню, где, к нашему удивлению, в какой ящик ни загляни, везде обнаружишь кисти. Ощущение, что кухня в мастерской Ирины Букоткиной – святилище художественных кистей. Большие, маленькие, узкие, широкие – все-воз-мож-ные! Ирина видит наш восторг и принимается объяснять:
— Кистей у меня, действительно, очень много. Когда работаешь в нескольких техниках, в этом и заключается сложность — для каждой из них свои требования. Для батика нужны большие широкие кисти, они используются для заливки фона. Есть синтетические кисти для каллиграфии — для рисования самих процессов акрилом. Когда рисуем горячий батик, стоит кисть окунуть в воск – она уже больше ни на что не пригодна, кроме горячего батика. Кисти обязательно должны быть натуральные и из дерева, иначе они расплавятся. Для золочения — свои кисти.
— Здесь много фиолетового, какой цвет вы предпочитаете?
— Я люблю синий, хотя в интерьерах у меня никогда его нет.
Ирина приступила к подготовке нашего тренировочного холста: вооружившись мебельным степлером, она занялась натягиванием материала на подрамник. У художника много такой работы: упаковка, натяжка шелка и пр. Ирина признается:
— Ужасно скучное и затратное по времени. Но исцеляющее: когда у меня творческий кризис, я беру подрамники и натягиваю их целый день. За два дня натяжки любой кризис пройдет без следа!
— Ваши картины всевозможных размеров. Вы обычно следуете вдохновению или заранее продумываете, какого размера будет рисунок, чтобы натянуть материал на холст?
— Есть универсальные размеры 25х25. Это не случайно: по правилам авиалиний, картину такого размера можно взять с собой как ручную кладь, не сдавая в багаж. Я редко делаю большие работы: для меня комфортны размеры 30х30 и 25х25. На больших работах я очень быстро выгораю, теряю интерес. Можно долго себя мучить, перевоспитывать, а можно принять свой характер. Я приняла. Не могу долго работать в одной технике, поэтому у меня много разных техник. Параллельно я всегда создаю три-четыре работы.
— Что же, бросать работу, если дело не пошло?
— Есть секрет, как закончить процесс, который не пошел. Вы берете какой-нибудь маленький процесс отдельный, доводите его до конца и на этой энергии от завершения процесса доделываете все целиком.
— Какова на сегодняшний день география ваших работ?
— По всему миру разъехались! Мои работы уже есть в таких странах как: Азербайджан, Австралия, Аргентина, США, почти вся Европа. В прошлом году впервые картины уехали в Китай и Беларусь.
— Какие работы чаще всего привлекают внимание путешественников?
— Кто-то приезжает сюда в гости, кто-то отправляется в поездку из Астрахани в другие города и страны. Все они выбирают подарок, которым можно удивить, но так, чтобы это не было простым сувениром, пылящимся на полке. Выбирают в первую очередь, конечно, лотосы.
— У некоторых художников существует правило, согласно которому нельзя пользоваться белилами, как вы относитесь к этому?
— Я оставляю пропущенное пространство. В горячем батике вообще не используются белила – они придают ткани другую фактуру, утяжеляют ее, лишая ткань необходимой легкости. Поэтому сначала закрываем горячим воском то, что хотим оставить белым, потом наносим светлые цвета. Затем опять закрываем то, что хотим оставить светлым и такими многослойными штрихами как бы проявляем нашу работу. По окончании весь воск счищаем. В этой же технике сделаны мои одуванчики. Картины попутешествовали по России, в серии было пять больших работ и несколько небольших сувенирных. Пришло приглашение от Московского союза художников поучаствовать в выставке, посвященной Дню космонавтики, мне как заповедному художнику надо было привязать природу. Первое, что пришло в голову, одуванчик как символ космоса: происходит большой взрыв, и создаются новые вселенные (разлетаются пушинки). Серия так и называется «Одуванчиковая вселенная».
Готово наше рабочее место и мы уже приступаем к мастер-классу. Волнуемся, ведь о процессе создания горячего батика до этого момента мы могли только прочитать или посмотреть видео, а сейчас мы не только увидим все своими глазами, но еще и попробуем сделать свою собственную картину. Вернее, свой шелковый платок.
Для платка используем натуральный шелк, чтобы душу грел. А в картине используем синтетический шелк, потому что для визуального эффекта разницы нет. Можно использовать искусственный атлас. За счет атласной поверхности хорошо рисовать цветы. И работать новичкам по синтетической ткани гораздо легче.
Инструмент для горячего батика – тиатинг (или чантинг), представляет собой деревянную рукоять, как у кисти, с металлической емкостью на конце и длинным узким носиком, направленным вниз. Зачерпывая жидкий воск в металлическую емкость и направляя носик тиантинга на ткань, мы аккуратными, но быстрыми движениями должны нарисовать задуманные узоры. Рисуем серединку, контуры, а то, что останется белым, закрываем воском. Поскольку мы вдохновились серией одуванчиков, то сейчас мы рисуем пушинки, стебли и листья. Если вести линию медленно, она будет широкая. Чем быстрее ведешь инструмент с вытекающим из него воском, тем тоньше узоры. Но тиантинг нужно не просто зачерпнуть, а дать ему сперва хорошо нагреться в электрическом сосуде с воском, где на протяжении всей работы будет поддерживаться нужная температура воска. Как пояснила нам Ирина, хороший тиантинг – латунный. Когда он прогревается, то долго держит тепло в отличие от мгновенно остывающих алюминиевых инструментов.
Ирина, как опытный педагог, объясняет нам происходящее:
— Во время работы на бумаге краска слушает ваши желания, вашу руку. Когда работаете на шелке, краска растекается пятнами вопреки вашим желаниям. И задача художника зарезервировать то, что должно остаться по форме. Если создаем расплавленным воском рисунок, мы ограничиваем движение краски. Если создаем границы с помощью воска, это называется горячий батик. Всё, где мы работаем декоративными контурами – гутой, закусками, грунтом – там, где мы ничего не плавим, называется холодный батик. Когда-то всех этих волшебных приборов не было и приходилось использовать консервную банку или кружку, помещать в нее парафин или воск, топить его на водяной бане. Если он перегревался, мог вспыхнуть факел. Я не знаю, как можно не заниматься творчеством сейчас, когда все для этого доступно.
! Еще один любопытный лайфхак мы подглядели в мастерской Ирина – она сыпет горку соли на готовый рисунок, чтобы соль забрала лишнюю воду. Соль можно будет просто стряхнуть с листа. Таким образом получаются интересные потоки красок. Кстати, подойдет обычная соль для ванны.
Сначала надо все смочить большой кистью, чтобы краска втекала цвет в цвет, как акварель на мокрой бумаге. От воды шелк провисает, подкладываем под ткань баночки — для упора. Теперь заливаем краску. Делаем растяжку пятнами – используем голубой, синий, розовый и фиолетовый цвета.
Мы наблюдаем самый красивый момент – проявление рисунка.
Теперь всю картину надо пропитать воском, чтобы после не появились жирные пятна. Когда ткань подсохнет, следует поместить ее в морозилку минимум на полчаса. Она станет жесткой, клеенчатой. Теперь мы выйдем на улицу и будем энергично мять платок так, чтобы весь воск с него стряхнулся. Заключительный этап — надо взять бумажное полотенце, расстелить платок, сверху — опять полотенце и утюгом на максимуме прогладить. Остатки воска выйдут на бумагу, она станет жирной, вместо нее подложим чистую и будем менять ее до тех пор, пока бумага не станет чистой. Эти манипуляции так же позволяют краске хорошенько закрепиться. После того, как воск вывели, он станет снова таким шелковистым, как был вначале.
Вот так мы прихватили с собой после этой встречи не только приятные впечатления и новые знания, но и памятный подарок, сделанный своими руками. Собираясь обратно в редакцию, мы еще раз огляделись по сторонам. Ирина создает шедевры не только на бумаге и ткани, но и на деревянных спилах и даже на наждачной бумаге. Мы залюбовались и сувенирными тарелками. Они прозрачны, так как символизируют воздух и воду, а изображение получается словно подвешенным. Но лотосы и птицы здесь буквально повсюду: зимородок, щурки, ремез и удод. Оттого интерьер мастерской кажется, с одной стороны, чем-то ярким и необычным, а с другой – таким родным и знакомым.