Виктория Кириленко: Скетчинг — это демократично и весело
Астраханская художница и ее свободное творчество
Она ловит моменты, создает “Творческие” стаканчики, выпускает открытки из серии “Не может быть!” и мечтает выпустить книгу, посвященную Астрахани — ее городу: не по рождению, а по любви. Сегодня в нашей рубрике #творческиелюди — художница-скетчер Виктория Кириленко. И наше приятное интервью.
— Расскажите немного о себе, о детстве.
— Я не коренная астраханка, родилась в Липецке. Это молодой город и не такой красивый, как Астрахань. Родилась в самой обычной семье, жила в обычной панельной пятиэтажке обычного двора. С детства очень любила рисовать. Но мое хобби не воспринималось всерьез в моей семье. Моя бабушка мне всегда говорила: “Вика, не вздумай стать художником!” И одновременно продолжала снабжать меня всеми художественными материалами для творчества. Стала учиться в художественной школе, до этого очень просила родителей меня туда отдать, так как все рисующие девчонки из моего окружения там учились. И я считала, что мне тоже это непременно надо. При этом относилась к рисованию все равно как к хобби.
— А когда переехали в Астрахань и что стало причиной?
— В 2013 году. Причина очень банальная — я просто вышла замуж за астраханца, который увез меня из Липецка со всем моим багажом. В то время я не рисовала профессионально, после университета творчество из моей жизни ушло в отпуск. И как только я приехала в Астрахань, так сразу влюбилась в нее. Город очень красивый, и у него очень большой потенциал — много истории, аутентичности и много воды. Первое время ходила по городу с открытым ртом и удивленными глазами. Заходила почти в каждую подворотню. Для меня это было невероятно, такого раньше никогда не видела. Еще в 2013 году было очередное благоустройство города, и был также отреставрирован Кремль. Астрахань стала беленькая и чистенькая. Поэтому я вдвойне поражалась красоте своего нового дома. Хотя мне тогда большинство астраханцев говорили, что у нас нет ничего красивого. Но я продолжала восхищаться и созерцать. И в 2017 году я снова стала рисовать. Все эти любования, прогулки по Астрахани подтолкнули меня вернуться к творчеству. Плюс к этому в инстаграме проходил всероссийский экстрим-скетчинг от онлайн-школы Вероники Калачевой. И я тоже решила присоединиться к флешмобу.
— В каких техниках вы рисуете и почему?
— Скетчинг — это демократично и весело. В нем нет чопорного академизма. Каждый может без особой подготовки выражать себя. Ты ловишь момент и передаешь свое состояние через быстрый рисунок. И здесь ты полностью свободен. Все легко и все “For fun” — для радости и веселья. Как говорила бабушка, все художники любят страдать. Сегодня же все по-другому. Мне кажется, современные художники — это мобильные и веселые ребята, которые умеют наслаждаться жизнью и передавать это через свое творчество. Рисую я акварелью и делаю линии перьевой ручкой, иногда — обычной черной. Все достаточно просто. Акварель — она такая прозрачная, текучая. Для меня она очень подходит для того, чтобы передавать легкость и настоящий момент.
— Видела у вас на странице, как вы нарисовали Максима Горького на кофейном стаканчике, получилось очень здорово и необычно. Расскажите, как к вам вообще пришла идея рисовать на различных предметах? Какие серии уже сделаны?
— Рисование на кофейных стаканчиках — это как раз продолжение тематики скетча. Многие скетчеры рисуют на стаканчиках. А еще на салфетках, на меню, газетах и даже на обрывках бумаги. Все это выглядит довольно мило. Ведь вдохновение тебя застало именно в этот момент и в этом месте, когда под рукой оказалось то, что было. И ты просто выразил себя. Поэтому стаканчики из-под кофе для скетча хорошо подходят. Ты попил кофе и нарисовал то, что захотелось. Меня часто спрашивают в Инстаграм, куда потом я деваю эти “творческие” стаканчики? Обычно я их складываю один-в-один дома или дарю. При этом стаканчик мне принес пользу трижды. Я выпила из него кофе, потренировала свой навык, да еще и выложила контент на свою страничку. Он себя окупил более чем.
Сейчас на кофейных стаканчиках я рисую виды Астрахани, продолжаю серию художников и писателей. На очереди Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Сергей Есенин.
— Также вы создали серию открыток по фильму “Не может быть!” Тоже любопытна идея создания.
— Эта серия рисунков также родилась из любви к Астрахани и из любви к тому времени. Меня интересует дореволюционная Россия — Николаевская эпоха и время после революции, как бурлила наша страна в те годы. И в фильме “Не может быть” как раз показан быт того времени и сама Астрахань. Я этот фильм пересмотрела около 20 раз, если не больше. Когда я рисовала моменты из фильма, стала замечать режиссерские находки, которые меня просто удивляли. То есть при обычном просмотре я не уделяла внимание деталям. Но когда ставила на стоп-кадр, то видела все больше. Как выстроен сюжет, как все гармонично расставлено и сочетается. Я получила огромное наслаждение при рисовании. И чтобы мое творчество не пылилось в столе и было не только в Инстаграм, я решила выпустить открытки. Мне самой нравится перебирать эти открытки, чтобы насладиться Астраханью, пусть и через фильм. К тому же порисовать мой любимый город — это то, отчего мне сложно отказаться (улыбается).
— Вы готовите книгу с рисунками об Астрахани. Когда ее ждать астраханцам? Нам очень интересно!
— Книга об Астрахани — это мое вдохновение и моя боль. У меня накопилось достаточно большое количество скетчей о городе, и я решила сделать путеводитель по тем местам, которые люблю, с описанием и историями. Мне самой всегда интересно узнавать что-то новое об Астрахани, о ее прошлых жителях, домах и зданиях. Я хотела сделать веселую книгу, чтобы можно было с легкостью насладиться скетчами и небольшими текстами. Объявила о своей идее в своем профиле, чтобы меня поддержали подписчики и была мотивация. Но случилось совсем непредвиденное. Чем больше стала изучать, тем больше стала узнавать об уходящем наследии. И наступила апатия. Сейчас этот период немного проходит, пришло принятие. Старые дома все равно когда-нибудь исчезнут. Так происходит по всей России. Поэтому я решила, что продолжу то, что начала. Оставить свою память о старинных усадьбах и зданиях Астрахани.
— Особенно много вы рисуете архитектуру города…. С чем это связано? Что еще любите рисовать?
— Я рисую даже не столько архитектуру, а сколько обстановку. Когда узнаю интересную историю, мне сразу хочется нарисовать это место, здание или этот дворик. И людей люблю рисовать. Иногда жалею, что фотоаппарат не встроен в мой глаз (смеется). Иной раз еду и мимолетом замечаю очень прикольные лица, хочется их запечатлеть, но не успеваю. К примеру, ехала в маршрутке и увидела, как астраханка в нижнем белье вытряхивает ковер на балконе. Или встретила на почте колоритного дядечку, который работает сосредоточенно и тыкает пальцами в клавиатуру. А однажды увидела мусульманку, закутанную в черную одежду, но у нее на ногах были очень модные кроссовки. Этот контраст так и хочется запечатлеть и нарисовать, или сразу же распечатать, как на принтере.
— И традиционный вопрос: напутствия начинающим художникам.
— Здесь все просто: брать и делать. Художники, как правило, больше интроверты. Живут в своем мире. Поэтому здесь будет такой совет — найти своего учителя и вдохновителя. Или несколько художников, на которых вы бы хотели быть похожими. И берите их техники. Мы всегда учимся, копируя кого-то. Сначала родителей, потом людей, которые нас окружают. Таким образом мы раскрываемся, становимся личностями. Мы все социальные существа, подпитываемся друг у друга, учимся и передаем. И художники, которых вы выберете, тоже будут не случайны. То, что есть в этих людях, есть и в вас. И когда вы берете их технику, пытаетесь повторить, пробуете, все равно получится по-своему. Потому что невозможно полностью скопировать человека. Если вы хотите найти свой стиль, важно потрудиться, найти вдохновителя.