Фёдор Елесин: Астраханцам нужен был Каспийский фестиваль
Президент OperaFirst — о его итогах
Каспийский фестиваль «OperaFirst. Astrakhan-2021» стал ярким культурным событием сентября. Астраханцы и гости города до сих пор обсуждают выступления артистов и музыкантов в филармонии и живых декорациях кремля. Мы решили поговорить об итогах с президентом фестиваля – виолончелистом, создателем музыкальной платформы «Классика дома» Фёдором Елесиным.
– В Астрахани завершился Каспийский фестиваль классической музыки OperaFirst. Уже можно подводить итоги – и, прежде всего, интересно ваше мнение, как Президента фестиваля. Довольны ли вы результатами? Всё ли задуманное получилось?
– Результатом я доволен более чем. Что касается целей, которые мы поставили перед собой, то в процессе работы они многократно увеличились. Дело в том, что изначально мы планировали только одно масштабное мероприятие – ввод симфонического оркестра Прикаспийских стран. Но приехав в Астрахань и обсудив проект с министерством культуры и туризма региона, я понял, что необходима коллаборация и с местными коллективами, которые интересны сами по себе. Они в принципе увеличивают масштабность этого события. Позже мы добавили в программу фестиваля показ фильмов и мод, выставку, мастер-классы и виртуальные залы. Это было похоже на некий «суп из топора»: начинаешь варить, постепенно добавляя и первое, и второе, и пятое, и десятое… Но при этом общая концепция «OperaFirst. Astrakhan» очень правильно легла. Не знаю точно, в какой момент я пришел к окончательному видению фестиваля в том формате, в котором он прошел. Но все сложилось. И как мне кажется, получилось хорошо. Все уезжали очень довольными. Мне до сих пор пишут сообщения с благодарностью, как все было классно. И здесь большая заслуга моей команды – ребята большие молодцы.
– Вы организовали множество музыкальных событий по всему миру – наверное, каждое из них для вас особенно. А в чём главная особенность Каспийского фестиваля, его изюминка – если можно так сказать?
– Во-первых, амбиции привнести ноу-хау и удивить публику, которая, может быть, чего-то еще не видела и не слышала. Привнести некие инновации, дать перспективы. Мне кажется, большие горящие глаза публики, с которой я общался, ярко выразили то, что это нужно было городу. И Астрахань, действительно, хотела видеть это. Людям понравилось, и они были удивлены в позитивном значении.
Во-вторых, это международный обмен и культурная дипломатия, которой мы занимаемся здесь. Когда диалог между гражданским населением всех стран выстраивается правильно, то он открывает новые возможности — тогда у глав государств появляется желание его углублять и на этом строить новый культурный мир. Кроме того, важно это делать сейчас, во время пандемии. Потому что складывается ощущение, что мы живем в замкнутом пространстве в виде клетки и практически не имеем возможности физического контакта в офлайн-формате. Живого общения не хватает всем.
– А как и когда возникла сама идея Каспийского фестиваля?
– Это инициатива Астраханской области — сделать красивое и захватывающее мероприятие. И я это желание подхватил. Есть осязаемые перспективы реального воплощения всего задуманного в жизнь именно через становление Астрахани как культурного центра Прикаспия. Это вполне реализуемо, если мы такие проекты можем делать и можем их развивать. И наши соседи подтянутся обязательно. Я знаю, что в Азербайджане, Иране, Казахстане вышло несколько интересных статей об «OperaFirst. Astrakhan-2021» в различных СМИ. Это все не осталось незамеченным. Причем не было никаких особенных усилий с нашей стороны для того, чтобы зарубежные СМИ что-то писали о проекте. Это инициатива, исходящая от них самих.
– На фестивале в Астрахани звучали самые разные музыкальные произведения, и не только классические. Это была ваша задумка – соединить прошлое и современность? И на чём основывался выбор репертуара? Он был очень интересным и необычным!
– Мне кажется, что мы лучше всего видим, когда существует некий контраст. Если поставить музыку европейского композитора рядом с произведениями, имеющими шарм Ближнего Востока, то мы четче показываем краски, различия или даже их сходства. Это первое.
Второй контраст – это диалог между барокко и современностью. Работа на контрасте – это вещь, которая всегда включает зрителя. Не я это придумал, но мое дело это отобразить самым ярким способом для публики: как для меломанов классической музыки, так и для любителей.
– Не можем не спросить: как вам астраханская публика? Она отличается от европейской?
– Если европейская публика сказала, что все понравилось, то это ничего не значит. Если астраханский зритель сказал, что ему что-то не понравилось, то это на 100 процентов так. Или наоборот. Но ты можешь быть в этом абсолютно уверен. Астраханская публика говорит правду, и это необычно, во всяком случае для меня. Это очень интересно и круто!
– Ну и в продолжение темы – какие впечатления у вас от Астрахани? Понравился наш город? Где удалось побывать?
– Меня изредка «вытаскивали» гулять по паркам, ресторанам. Сам ездил загород, так как люблю свободу в передвижениях и принятиях решений. Мне понравился регион, и город очень интересный. Астрахань многонациональная. И, как мне показалось, все народы здесь живут дружно, при этом сохраняя свою уникальность.
— А Театр оперы и балета? Астраханский кремль? И уровень наших музыкантов?
– Астраханский кремль – красивое архитектурное сооружение. Очень приятно находиться в его стенах, у храма. Здесь чувствуется очень сильная энергия. И безумно красиво как внутри, так и снаружи. Это очевидно, но и я так тоже считаю.
Театр – мощный. Большое здание, скрывающее внутри себя много подсобных помещений в виде огромного количества кабинетов, гостиниц, гримерок и т.д. Что касается качества игры, то я прислушивался только к оркестру. И он играет хорошо. Музыкантам всегда нужна мотивация. На кантате «Александр Невский» я отчетливо увидел огромную мотивацию сделать все хорошо — меня это сильно порадовало.
Камерный оркестр филармонии тоже впечатлил своей игрой на фестивале. Я еще раз убедился в правильности своего решения. Ведь когда существует здоровая конкуренция между приезжими и местными музыкантами, то это всегда возможность обменяться опытом, поучиться друг у друга. Это неимоверно интересно и очень конструктивно в рамках развития культуры региона.
— Какие фестивали и проекты делала ещё ваша команда? Назовите несколько самых значимых для вас.
– Мы проводили примерно два-три раза в год различные фестивали. Эти мероприятия чаще всего проходили в Европе. Один из них – «Музыка в черном лесу» возле Цюриха. Мы также продолжим фестиваль «Музотектура», где много говорим о современной классической музыке и сравниваем ее с архитектурой. Это интересная и глубокая тема. Ведь у музыки есть своя конструкция. И у поп-музыки она тоже есть. Но классическая музыка – это как сходить в ресторан, а попса – как в «Макдональдс». Хотя я не противник современных видов музыкального искусства. С большим количеством людей, которые занимаются и поп-, и рок-музыкой, дружу. И я сам, честно признаюсь, в машине слушаю попсу и рок. Но классическая музыка другая – она дает и забирает одновременно много энергии. И с ней важно быть в спокойствии, поэтому на наших концертах мы просим отключать телефоны, чтобы не отвлекаться ни на что ненужное.
— Уже появилась информация, что Каспийский фестиваль может стать ежегодным событием. Можете немного приоткрыть ваши планы на этот счет?
– Думаю, что городу будет от этого только хорошо. Здесь будет проводиться одно, а в будущем, может, и несколько крупных культурных событий. В этом году мы попробовали различные форматы, чтобы посмотреть, как реагируют на них астраханцы. Что они любят, что воспринимают, чего хотят больше. Я человек здесь новый. Поэтому мне необходимо время, чтобы разобраться. Сейчас то, что мы сделали, подлежит четкому анализу. Чтобы в следующем году выстроить адекватный план по перечню культурных мероприятий «OperaFirst. Astrakhan-глава II». Будем писать свою книгу.
– Раз уж заговорили о будущем – расскажите о ваших ближайших творческие планах.
– У нас есть пара задумок, что можно еще сделать в России в ближайшее время. Скорее всего, я в первую очередь буду помогать художественному руководителю Сергею Антонову проводить фестиваль «Зимние грезы». Он планируется этой зимой в Москве. Что касается Запада, то у нас идет продолжает работать музыкальная академия. Даже в этот самый момент, пока мы с вами общаемся, 10 новых студентов из разных стран сейчас распаковывают там свои чемоданы и инструменты. У нас есть филиалы в Германии, Швейцарии, Италии, мы планируем открывать филиал в Москве в рамках сотрудничества с Москонцертом. Также в следующем году открывается филиал в юго-восточной Азии (на острове Бали) и в США (в Нью-Йорке).
А по поводу фестивального направления, то после небольшого отдыха я полечу в Вену. Там мы собираемся делать новый фестиваль «Венанова», который пройдет на одной из главных площадок города — «Вена Концерт-хаус».