Призвание — художник: любуемся городом на картинах
Астраханские художницы Юлия Шевченко и Ольга Жаркова рассказывают о своем творчестве.
Многовековая история нашего города запечатлена в его облике: в старинных улочках, в подворьях, в купеческих домах. Его колоритность, контрастность неизменно замечают приезжие и используют для вдохновения художники. Сегодня мы познакомим вас с влюбленными в Астрахань творческими людьми, которые стремятся привлечь внимание к уникальным уголкам нашего города.
Мои работы с изображением Астрахани — это скорее желание полюбить этот город и заодно научить других видеть его.
Юлию Шевченко всегда привлекало творчество, она вышивала, лепила, фотографировала, пробовала писать маслом. Но по-настоящему увлеклась именно акварелью и уже очень скоро знаковые городские объекты оказались на холсте художницы.
Первые шаги художника
Рисовала я с детства, как и большинство из нас. Но всё это было совершенно не серьёзно, раз в несколько лет, для настроения. В 2018 году я решила всерьёз изучать акварель, пыталась рисовать горы и море по онлайн урокам. Потом было много разных сюжетов: цветы, животные, различные натюрморты, сказочные персонажи. Рисовала всё, кроме людей. В детстве была уверена, что если не умеешь рисовать людей, значит ты не художник. Сейчас я думаю иначе и рисую именно то, что доставляет мне радость.
Материалы художника
Акварель люблю за её нежность, прозрачность, внутреннее свечение, особенные тактильные ощущения, когда ведешь кистью по листу бумаги. Тут важно всё: материалы, настроение, концентрация художника. Акварель не прощает ошибок!
Работы Юлии дарят ощущение воздушности — как удается добиться такого эффекта?
Считаю, что самое главное — большое количество воды и ограниченная палитра. Эти два пункта не дают перегрузить работу. И, конечно, не малую роль играет выбор сюжета и композиция. Не смотря на мою любовь к деталям, предпочитаю простые сюжеты, стараюсь убрать лишнее.
Архитектура на картинах
После непродолжительного знакомства с акварелью и бурных метаний от темы к теме поняла, что архитектура — одна из самых сложных тем и точно самая интересная для меня. С юности прогулки по родному городу (я не астраханка) излечивали меня от любой хандры.
Люблю путешествовать. Люблю бывать в новых городах, ходить пешком, рассматривать детали. Вот так и нахожу вдохновение, новые идеи.
Рисование городов — это продолжение прогулки, путешествия или же знакомство с городом, в котором ты еще не был. Каждый раз, для меня это вызов, ребус и радость от еще большего погружения в изучение того или иного строения.
Красота города, которую видит художник
Мои работы с изображением Астрахани — это скорее желание полюбить этот город и заодно научить других видеть его. Это стремление показать, каким может стать город, если жители будут его больше ценить, оберегать и любить. Я не коренная астраханка, приехав сюда, первое время замечала не самую лицеприятную его часть и именно на этом концентрировала свое внимание. Сказывалась, естественно, тоска по родному городу.
Но после моего знакомства с проектом #рисуюАстрахань и его участницами, мои взгляды изменились. Я стала замечать, сколько в этом городе интересных, уникальных, богатых историей зданий. Естественно, мне захотелось их показать, но по-своему. Пропустив через мои ощущения и желание видеть Астрахань несколько другой. Так, чтобы у зрителей, смотрящих на мои работы, возникло желание оглянуться по сторонам, прогуляться, изучить город.
Любимые работы
«Взгляд из. Персидское торговое подворье». Персидское подворье меня покорило. Заходя во двор, будто окунаешься в прошлое. Хочется рассказать его историю, нарисовать с множества различных ракурсов. Что я, собственно, и сделала, посвятив ему несколько своих работ.
«Дворец Эмира Бухарского в Железноводске». Обожаю фотографировать интересные здания в своих путешествиях. Зачастую маршрут наших семейных путешествий строится вокруг моего желание увидеть то или иное здание. Фото референсов из путешествий у меня много, но перевоплотить в акварели пока получилось не многие.
«Шарлау». Одно из красивейших и отлично сохранившихся зданий Астрахани, которое мне очень хотелось запечатлеть.
«Замок Нидзё. Киото». Немного фэнтезийный, тонущий в цветах сакуры замок, нарисованный по мотивам фотографии моей подруги. Порой мне нравится совмещать нежнейшие цветы, чей век совсем не долог, с архитектурой, созданной на века.
«Отражение». Казалось бы, что может быть банальнее, чем лужа? Но ради этих луж сразу после дождя я могу отправиться гулять по городу, чтобы поймать то самое отражение.
«Героем моих картин является наш замечательный город».
Ольга Жаркова, как и Юлия Шевченко, не коренная астраханка, она приехала сюда очень давно и, конечно, Астрахань уже стала для Ольги родной. Эта связь с городом отражается в торчестве художницы особенно ярко – в подмеченных деталях, в общих видах, в каждом штрихе, уложенном на бумаге осторожно и внимательно.
С чего все началось?
Я с самого детства любила рисовать, окончила детскую художественную школу в городе Махачкале, где и родилась. В школе оформление стенгазет — моя тема. Окружающие хвалили моё творчество, считали меня талантливой. Но родители отговорили меня от профессии художника, и я пошла по их стопам — стала инженером-строителем, окончив технический ВУЗ. В Астрахань приехала по распределению после завершения учёбы, более 30-ти лет назад и, конечно же, влюбилась в этот старинный колоритный город.
Вернулась к творчеству в 2018 году, начав рисовать по урокам из интернета. Впервые попробовала писать масляными красками, пастелью сухой и масляной, акварельными и цветными карандашами. Весной 2021 года я стала участницей первого пленэра, организованного Светланой Дюковой, затем вступила в сообщество художников #рисуюАстрахань.
Материалы для работы
Я люблю разные художественные материалы и хочу совершенствоваться в разных изобразительных техниках, открывать для себя новые возможности. Очень люблю рисовать в смешанной технике. Конечно же, люблю акварель за её прозрачность, лёгкость и непредсказуемость. Люблю масляную живопись и графику пастелью и линером.
В прошлом году проходил конкурс в рамках регионального общественного краеведческого проекта Астрахань купеческая. До подведения итогов оставалось два дня и я запрыгнула в «последний вагон» — нарисовала в новой для себя скетчевой технике акварельными карандашами и линером историческое здание Каменный гостиный двор прапорщицы Петровой (с 1902 года — дом купцов Беззубиковых), расположенный на улице Красная Набережная. Меня захватил процесс скрупулёзной передачи архитектурных элементов и деталей. Этой работой заинтересовались и приобрели организаторы конкурса. Возможно, инженерно-строительное образование объясняет мою любовь к архитектурным объектам и желание как можно подробнее отразить их красоту и уникальность в своём творчестве.
Архитектура в творчестве
Тема астраханской архитектуры захватила меня и не отпускает, поэтому главным героем моих картин является наш замечательный город. Осень запечатлена на моих работах в той же технике акварельными карандашами и линером «Дом М.С. Саркисова» и «Торговый дом К.А. Шарлау».
Рисуя дом Саркисова с болью, мне хотелось обратить внимание на его плачевное состояние, требующее реставрации и восстановления.
В рамках конкурса Астрахань купеческая акварелью и линером попыталась передать красоту дома купца А.И. Губина. Очень трудно остановиться, я — счастлива, когда я в творчестве.
В составе участников «Рисую Астрахань» с акварельной работой «Снежный Кремль» я приняла участие в выставке «Астрахань православная». Моя мечта отобразить в своём творчестве все православные храмы Астраханского края.
Моя картина маслом «Сиреневый туман», которая выставлялась в театре оперы и балета, а затем на Международном литературном фестивале, уехала в далёкую Тюмень, где будет напоминать о нашем прекрасном городе.
На вернисаже в рамках городского праздничного мероприятия ко дню города в числе других художников я представила свою новую картину маслом на холсте «Закат на Стрелке». Я написала её по своим фотографиям и впечатлениям от увиденного огненного заката с Моста влюблённых. Он поразил меня своей красотой.
Светлана Дюкова пригласила меня в команду из пяти художников проекта «РисуюАстрахань», я создала иллюстрации для книги-скетчбука «Астрахань. Экскурсия в блокноте». Это полиграфический проект Елены Болониной и Волонтеров культуры Астраханской области, ставший победителем Всероссийского конкурса молодёжных проектов в 2022 году. Соавторство такого проекта для меня новый и очень интересный опыт, направленный на популяризацию знаний об объектах Астрахани и астраханского края среди молодёжи.
В апреле с работой «Кара мечеть» я приняла участие в выставке «Астраханская палитра: Восток и Азия». Акварелью я постаралась передать восточный колорит культового сооружения.
Скетчевая техника — лёгкая и демократичная, мне она очень нравится и подходит для изображения архитектурных строений. Для меня рисование — это больше, чем хобби, это праздник творчества, делающего жизнь ярче и светлей!