От модных платьев до отяжеляющих душу чемоданов
«Жизнь взаймы» на сцене — как она есть
Хотите перенестись в атмосферу середины двадцатого века? В атмосферу модных нарядов от Баленсиага. В атмосферу серьезных дум о жизни и смерти Ремарка. Сделать это можно, посмотрев спектакль Астраханского ТЮЗа «Жизнь взаймы».
Режиссер Андрей Радочинский взял за основу постановки одноименное произведение Эриха Марии Ремарка. Главная героиня истории — молодая девушка Лилиан Дюнкер (Ксения Горбачева) — сильно больна, и за то недолгое время, что ей отмерила жизнь, она пытается ответить на разные непростые вопросы. Помогает ей в этом встреча с гонщиком Клерфэ (Иван Быков).
Несмотря на поднятые сложные темы (болезнь, страдания, смерть), спектакль получился ярким и красивым. Одна из составляющих этого успеха – световое оформление. Художник по свету – Елена Древалева (г. Москва). Благодаря разным световым эффектам, зритель невольно обращает внимание на детали, не только передающие дух Ремарка, но и подчеркивающие настроение героев (от болезненной усталости до моментов счастья).
Еще одна важная деталь – музыка. Современная и при этом очень хорошо вписывающаяся в фактуру постановки. Свет и музыка в совокупности со сценографией делают спектакль стильным. Вообще это прилагательное возникает в голове с первых минут, как только главная героиня из заснеженных швейцарских гор и темной комнаты санатория отправляется в путешествие до Парижа. Сменяющиеся проекции французской столицы одновременно демонстрируют смену чувств и эмоций Лилиан Дюнкер.
Под стать настроениям героев и декорации. Металлические конструкции выполняют разные функции, трансформирующиеся то в крохотную квартиру дяди Лилиан, то номера санатория или гостиницы, то смотровую площадку для гонок, то кафе с видом на Париж, то витрины модного дома Баленсиага. Стоит отметить, что спектакль сам по себе походит на модный показ. Жизнь героев действительно становится подиумом, где демонстрируются их характеры, обнажаются их души. Это подчеркивает и отсутствие одежды сцены. Падуги, кулисы, задник исчезли, представив для обозрения неискушенного зрителя все пространство театральной сцены таким, какое оно есть. Под стать этому показ наполненных кровью легких главной героини, вся жизнь которой словно просвечивается через Рентген. Вдобавок ко всему неотъемлемой частью этого театрального жизненного процесса стало участие на виду у гостей машинистов сцены. Зритель наблюдает, как они меняют декорации, ставят новый реквизит, что нетипично для классической постановки.
Стоит отметить, что в этом спектакле Астраханского ТЮЗа достаточно много режиссерских ходов, делающих небольшие моменты значимыми. Так, например, роль маленькой квартиры дяди Гастона (Евгений Пшеничный) играет пространство под одним из подиумов. Таким образом, понимаешь, что этот герой зажат рамками, однако не спешит выходить за их пределы. Ведь он ни разу не появляется на большой сцене, только в своей «коморке». Фрагмент с гонками из детских управляемых машинок тоже показателен. Он свидетельствует о том, что для Клерфэ жизнь – забава, как и для тех, кто смотрит эти скоростные представления. Эти правила игры перенимает и Лилиан. При том неприятно смешной становится сцена, где портье (Михаил Сабитов) рассказывает главной героине всю процедуру оформления похорон ее любовника. Этот пересказ бюрократических ходов также напоминает игру, что-то вроде шахмат, где каждый новый этап может поглотить тебя словно пешку.
Сцены на вокзале, поражающие своей красотой и чувственностью, особенно значимы. Люди, бегающие с чемоданами, в поисках знакомых лиц, и в этой толпе замирают два существа с измученными глазами: Лилиан и Борис (засл. арт. РФ Сергей Тараскин, Дмитрий Юницкий). Этот фрагмент похож на кадр из старого немного голливудского кино. После недолгого разговора среди чемоданов, символизирующих груз проблем, страданий, переживаний, режиссер вновь вернулся к показу толпы, которая равнодушно проходит, даже бежит, мимо боли ближнего. Таким образом, зритель понимает, что есть моменты, во время которых стоит остановиться и подумать. Подумать и порассуждать на вечные темы, чтобы пережить счастливые моменты, которые можно взять взаймы у жизни, как это сделала главная героиня спектакля — Лилиан Дюнкер.