Режиссер 24: Игорь Лысов
И другие мастера «Летней творческой школы-2018»
— Я переставлю стул? — Робко спросила студентка.
— И сейчас же вся мужская половина группы ринулась нести стул, — ремарка режиссера Астраханского драматического театра Игоря Лысова.
(В репетиционном зале шепот, шелест страниц, чуть слышно, как передвигают мебель).
… Игорь Лысов не управляет действием под названием «реальность». Он не делает попыток изменить ход бытовых сцен. Он, судя по напряжению в лице и стали в осанке, в творческом процессе всегда. Сутками. Его взгляд устремлен, кажется, в самую суть мира, и вдруг отражается и преломляется вглубь, внутрь себя. Он безостановочно подмечает детали для своих постановок и философствует о смыслах. О миропорядке. Игоря Лысова отличает четкая позиция и как художника-постановщика, а прежде, как гражданина. Не мира, но России. И он такой один.
Художественный руководитель драматического театра Игорь Лысов перед открытием сезона нашел время дать мастер-классы в «Летней творческой школе-2018». Группу студентов Астраханского колледжа культуры и искусств обучали по направлению «Театральное творчество».
— Актерами за 10 дней не становятся. Тем не менее, что Вы за время работы школы передадите своим подопечным?
— За это время хотел поработать с ними так, как работают профессиональные актеры. Дать им почувствовать нагрузку: психическую, физическую, моральную, социальную, нравственную. Чтобы они поняли суть профессии, поясняю как педагог. По пути я рассказываю, почему я этим занимаюсь.
В паузе между монологами входе занятия и как бы, между прочим, режиссер поделился фактами творческой родословной: «Была такая актриса Прасковья Лысова в труппе известного театра Волкова. Ей дали вольную, и она уехала работать в Германию. Потом мои предки вернулись в Россию. Я родился уже в Сибири, затем в три месяца меня перевезли в Санкт-Петербург. Режиссером я работал по всему миру: в Америке, в Европе, в российских театрах. Сегодня живу и работаю в Астрахани».
— В этом году Вы набрали свой курс?
— У меня нет возможности набирать молодых людей из других городов. Каждому актеру нужно жилье и другие социальные условия. Поэтому проще воспитать здесь. В России есть своя театральная школа, но всего несколько педагогов готовят актеров по-настоящему. Лучше самому вырастить среди тех, кто родился в Астрахани. Они с детских лет, с первого курса, приходили бы в театр. Смотрели на работу над постановками, участвовали в творческом процессе. Хоть все же в труппу в этом сезоне я пригласил актеров из других городов, молодых и талантливых.
В идеале каждый режиссер мечтает работать исключительно над идеей постановки. Погрузиться с головой в литературный материал, и поставить спектакль в прочтении, например, режиссера Игоря Лысова. Он не исключение: оригинальные решения, уникальные детали, непредсказуемые фабулы. Не отвлекайте мастера.
— Гениальный раб — свободный творец. Это Ваше противопоставление. Кто сейчас нужнее российскому театру, искусству?
— Гениальный раб всегда нужен театру, но это и конец театра. Режиссеру, конечно, нужен творец. С ними очень трудно и режиссерам, и партнерам. Но если контрольный пакет будет у творцов, то наш театр взлетит. Как это было при Станиславском, Любимове, Фоменко, Товстоногове, Васильеве.
— В юбилейный сезон, 210-летие театра, чем удивите зрителей?
— Удивлять я не буду, я же не фокусник. Я буду разговаривать с астраханским зрителем. Хочу делать спектакли, трогательные для сердца, мне надо добиться единения зала и сцены.
В ожидании занятия Игорь Лысов сказал: «Самое важное для педагога уметь ждать, не спускаться до уровня ученика. Его тянуть на высоту». На финальном мастер-классе ему парировала студентка 2 курс актерского отделения Анастасия Стрелкова: «Вы мне мозг перевернули, и он назад не встанет».
Занавес. Антракт. А во втором действии:
Изабелла Козинская: За меня говорят декорации
Художник Астраханского драматического театра Изабелла Козинская готовится к открытию сезона. Несмотря на плотный график работы, она нашла время для участия в международном проекте «Летняя творческая школа-2018». Студенты Астраханского художественного училища им. П.А. Власова обучались в её группе по направлению «Живопись». Установочное занятие провели вместе с художественным руководителем театра Игорем Лысовым. Для создания декораций выбрали пьесу Антона Чехова «Вишневый сад». «Представьте, что вы сделали в саду водоем. Если без выхода, получился пруд. Тут же его заселили жабки. Когда сделаете проточным, то его заселят рыбки. Вот и на сцене так же, — рассказал режиссер. – Какую вы сделаете декорацию, такие в ее атмосфере и будут действовать актеры: актеры-рыбки или актеры-жабки».
— Изабелла Филипповна, художник в театре участвует в коллективном творчестве. По натуре же художник – индивидуалист. Есть в этом противоречие?
— Хоть художник человек-одиночка, кричать в театре свое «я» не имеет смысла. Здесь коллективное творчество. Любое мое пожелание может быть не выполнено только потому, что этого не может сделать бутафор. Даже если режиссер – одинокий волк, на сцену мы выводим постановку все вместе. Актеры и режиссеры работают не для нас, а мы для них. Мы находим детали, которые нужны для раскрытия образов идеи постановки. Художник не должен кричать свое «Я». Мы создаем атмосферу, чтобы актеры играли и передали идею режиссера.
— Случается так, что одной линией вы помогаете режиссеру, от одной детали реализовалась бы идея постановки, в целом?
— Это опять же связка с режиссером. Это крик для замысла режиссера. Индивидуальность как раз в том, что ты тонко чувствуешь замысел режиссера. Чем больше ты его понимаешь, тем больше «мое я» раскрывается, но именно с этим режиссером. Но если другой человек придет на мое место – это уже другое «Я». Мне не нравится, когда зрители выходят со спектакля со словами: «Такая классная декорация, все остальное – так себе». Это значит, что автор декораций не справился. Не должна перекричать декорация постановку. Зритель все-таки пришел посмотреть не на статичное искусство, а на игру актеров, на динамику спектакля. Театр не музей, куда мы приходим и смотрим произведения конкретных художников.
Театр – не музей, но экскурсию все-таки провели. Одно из занятий начали со знакомства с театром. Для многих участниц проекта это стало событием: возможность вдохнуть мир закулисья предоставляют не каждый день. Будущих художников-декораторов провели по цехам театра: костюмерному, бутафорскому, постановочному. Показали, где хранят декорации спектаклей из репертуара театра.
— Какие еще особенности работы в театре вы донесли до будущих художников-декораторов?
— Я по профессии не педагог, решила вспомнить свой опыт преподавания. Когда-то я была пионервожатой. Все. Больше практики не было. Но я дружу с сыновьями и с их друзьями. Я надеюсь, что я понимаю современную молодежь, владею их языком, современными терминами. Группе я не дала определенных приемов работы. Общего рецепта успеха для всех у художников не существует. Я поделилась опытом, на собственном примере показала, дала советы. Например, надо внимательно смотреть на мир. Взять карандаш и отразить сиюминутность. Неизвестно, куда приведет понимание того, что записал, набросал, но это нужно. Три девушки, я предполагаю, уже выбрали театр. В группе кто-то занимается станковой живописью, другие –дизайном, но они вдохновились театром. Мы разбирали и взаимоотношения «режиссер-художник». Как понимать и материализовывать идею режиссера. Мы вместе в творческом поиске. Не только в театре. Так переплелось в моей судьбе творчество и личное: вышла замуж за режиссера. Я и не мечтала работать в театре. Когда-то мечтала стать актрисой. Как-то режиссер пришел домой, а я предложила идею, он сказал, что будете и реализовывать. Понятно, что мы семья, и в этом есть плюсы и минусы. Найти своего режиссера – это находка. Еще я учила — не бояться. Нет, я не учила, а скорее рассказывала, предавала свой опыт.
Впервые за историю проекта две группы разных направлений школы – «Театральное искусство» и «Живопись» несколько занятий работали вместе. В планах мастеров — лучших участников проекта из художников пригласить в соавторы оформления пространства сцены к спектаклю «Вишневый сад». Не в этом сезоне, скорее к 210-му, юбилейному они как раз созреют.
— Вы планирует продолжить преподавать?
— Есть столько прекрасных педагогов, а я буду работать в своем направлении. Пусть за меня говорят мои декорации.
В этой школе дают три звонка – к началу гала-концерта
В «Летней творческой школе для одаренных детей и молодежи». 15 августа в Астрахани завершил свою работу международный культурно-социальный проект. Торжественное закрытие состоялось в Астраханском драматическом театре. В холле театра выставили работы юных художников – это творческий отчет ребят о том, чему их обучили за 10 дней пленэров и мастер-классов. Одна из них имеет непосредственное отношение к драматическому театру: эскизы к декорациям к спектаклю по пьесе А. Чехова «Вишневый сад». На втором этаже разместили экспозицию учащихся в ДХШ и художественных отделений ДШИ г. Санкт-Петербурга «Юный художник – петербургская школа».
Выставку высоко оценили губернатор Астраханской области, Александр Жилкин и министр культуры и туризма, Галина Зотеева. Они участвовали в гала-концерте по случаю закрытия «Летней творческой школы-2018». Работы юных художников выставлялись в холле драматического театра, и привлекли внимание всех гостей праздника.
Сгорит, расцветет, срубят:
«Вишневый сад» в «Летней творческой школе 2018»?
Будущие актеры, режиссеры, художники-постановщики — участники «Летней творческой школы 2018» — приступили к занятиям по специальностям «Театральное творчество» и «Живопись». Мастер-классы для студентов ССУЗов эстетической направленности дадут в рамках международного культурно-социального проекта.
Актерское мастерство ведет художественный руководитель Астраханского драматического театра Игорь Лысов. Занятия начались в репетиционном зале театра. «Будем работать», — такую установку дал режиссер на первом занятии. Здесь студентам актерского и режиссерского отделений Астраханского колледжа культуры и искусства поможет и атмосфера театра. Материал для работы был выбран заранее: подготовить отрывки из романа Федора Достоевского «Идиот». Юношам на выбор предложили монологи Мышкина о вере, о преступнике Легро, о католицизме. Девушкам — монологи Настасьи и письма Настасьи к Аглае, также отрывок о Христе. Под занавес установочного урока Игорь Лысов показал свой фильм. Эта постановка – осмысление лекции его педагога, режиссера Анатолия Васильева. Своеобразный творческий посыл от ученика – учителю.
Здесь же, в драматическом театре занимается третья группа проекта по направлению «Живопись». Студентам Астраханского художественного училища им. П. А. Власова мастер-классы дает художник театра, Изабелла Лысова. Для создания декораций руководители групп определили пьесу Антона Чехова «Вишневый сад». Возможно, лучших участников проекта пригласят в соавторы оформления пространства сцены к спектаклю «Вишневый сад». Постановка в ближайших планах художественного руководителя театра.
Если не на предстоящий сезон, то… когда в Астрахани сады зацветут и с новым актерским составом. К тому времени созреют и «первые плоды» «Летней творческой школы – 2018». Выпустят курс актеров, которые сегодня постигают «Театральное творчество» у мастеров с мировым именем.