Театр «Периферия» на «КОЛЯДА-PLAYS»: показать себя и посмотреть на других
О фестивале, современной драматургии и новом сезоне
Этим летом астраханский общедоступный театр «Периферия» посетил фестиваль «Коляда-Plays» с постановкой «Мальчик мой» и вернулся домой с наградой в номинации «Лучшая мужская роль». Алексей Дуганов — астраханский актер, чью игру заслуженно отметили — и режиссер Александр Беляев поделились с нами своими эмоциями и поразмышляли о самом спектакле.
– Алексей, расскажите о своих впечатлениях от фестиваля. Это первое подобное мероприятие в вашей актерской жизни?
– Да, я впервые участвовал в подобном. Поездка выдалась очень яркой. Каждый день был достаточно насыщенным. Мы пробыли там три дня и за это время успели посмотреть очень много в самом Екатеринбурге. Получилось так, что мы приехали в тот день, когда должны были играть спектакль. В шесть часов утра оказались уже в самом Екатеринбурге, а в половине десятого ночи – играли спектакль. В оставшуюся половину дня мы немного погуляли, а к часу были уже в Коляда-театре, чтобы ставить декорации, свет выставлять. Они были другими (это не то, что мы используем у нас, в Периферии), но очень хорошими. Нужно сказать спасибо Евгению Чистякову, заместителю директора и главному актеру Коляда-театра. Он очень по-дружески нас встретил, создавал уютную атмосферу в общении между нами. Евгений очень сильно нам помогал, в том числе и с подбором декораций. Доставали декорации для старых и новых спектаклей: старались найти такие, которые были бы точь-в-точь похожи на те, которые мы используем в Астрахани.
– Вы говорили, что много гуляли по Екатеринбургу. Что особенно запомнилось?
– Ходили по набережной, которая называется у них Плотинкой. Невероятно красивая! В городе вообще очень много интересных мест. От набережной недалеко Ельцин центр – тоже ходили туда; очень красивое и необычное место. Были в башне «Высоцкий». Это, кажется, одна из самых больших башен на Урале. Ее высота 188 метров – это я точно помню! На втором этаже размещается музей Высоцкого, который мы посетили. Парки, к слову, в Екатеринбурге замечательные. Один из таких под названием «Каменные палатки» хорошо мне запомнился. Те каменные плиты, похожие на палатки, которые находятся там, неизменно стояли еще несколько лет до нашей эры. Да в целом, надо сказать, в Екатеринбурге все парки очень интересные, таких в Астрахани нет. И, может, хорошо, что их нет. У нас свои изюминки города.
– А вы успели пообщаться с актерами из других театров?
– Особо ни с кем не разговаривали. Могли перекидываться парой фраз со многими артистами из приезжих городов и с теми, кто там непосредственно работал, но так, чтобы полноценно общаться, – нет. Ну, кроме Евгения Чистякова. С ним мы много разговаривали.
– Возникли ли какие-то непредвиденные обстоятельства во время выступления?
– Нет, все прошло, как надо. Может, и были какие-то организационные мелочи, на которые я не обращал внимания, но в целом все было очень хорошо.
– Что для вас значит эта награда? Что вы почувствовали, когда узнали, что победили в номинации «Лучшая мужская роль»?
– Даже не знаю… Мне было, конечно же, очень приятно. Эта новость оказалась неожиданной. Но я ведь ехал на фестиваль не за наградой, а чтобы себя показать в первую очередь и на других людей посмотреть. Награда – просто очень хороший бонус.
– Сильно ли чувствуется разница между выступлениями в Астрахани и там, на фестивале?
– Да, конечно, разница есть. Это большая ответственность, фестиваль. Это другой город, другие зрители, другие декорации и свет. На сцене остаюсь только я. Но зрители оказались очень хорошие, открыто реагировали на спектакль. С первых тактов игры они положительно меня восприняли, и это дало мне толчок, чтобы разыграться, раскрепоститься, войти в свой привычный ритм игры.
– Хорошо. Тогда давайте поговорим о самом спектакле и о вашей роли. Было сложно перевоплотиться в героя?
– Мне было легко вжиться в роль. Этот персонаж похож на всех мальчиков, наверное…
– Что в нем такого, что роднит его со всеми?
– Мальчишеская природа. Природа подражать, быть лучше, сильнее – в общем, подростковый максимализм в каком-то роде. Так, построение своего идеала, вечное стремление к нему – основное, что сближает этого героя со всеми и помогает лучше прочувствовать, сыграть его.
– Как сложилась ваша первая работа с режиссером Александром Беляевым?
– Всё было идеально. Александр Беляев вел репетиции так, что все были довольны.
– А какая роль у вас в новом спектакле «Жанна Д. Ура!»?
– Я играю Палача.
– Ого! Интригует. И с перевоплощением в этого персонажа тоже проблем не возникает?
– Нет. Я всех героев воплощаю в своей органике. Мне кажется, нельзя по-настоящему сыграть пожилого мужчину, если ты сам не такой. Я не пожилой мужчина, я не смогу его сыграть, а играю тех персонажей, которые похожи на меня или чьи черты характера могу по-живому, натурально, без фальши отыграть на сцене.
– Понятно, спасибо. Теперь хотелось бы поговорить с Александром Беляевым. Для вас, как для режиссера и руководителя театра, что означает эта поездка на «Коляда-Plays»?
– Для меня радость заключается исключительно в том, что актеры смогли услышать правду не от меня и не от своих близких друзей. Теперь они понимают, видят, слышат, что их работа не напрасна. Для меня именно это было самым главным в поездке, чтобы актеру дали независимую критику. Он в совершенно незнакомом месте, при незнакомых зрителях и от совершенно незнакомых критиков получал какую-то оценку.
– «Периферия» ведь не первый раз на этом фестивале. Чем он отличается от других?
– Да, это был четвертый раз, когда мы приняли участие в «Коляда-Plays». Его существенное отличие в том, что он, будучи международным, является фестивалем современной российской драматургии — все заявленные пьесы представляют именно ее. Авторами являются либо ученики Николая Коляды, либо участники Международного конкурса драматургов «Евразия». Таким образом, фестиваль дает возможность показать что-то новое, свежее, неизбитое. Я считаю — хоть со мной, возможно, будут многие спорить — «Коляда-Plays» может спокойно входить в первую пятерку лучших российских театральных фестивалей.
– А как зритель вообще относится к современной драматургии?
– Вопрос лишь в том, зачем человек вообще идет в театр. Если просто «окультуриться», выполнить какую-то культурную программу и ему не важно, что смотреть — главное, чтобы эта была признанная классика — то тогда ему, наверное, современная драматургия будет мало интересна. А если человеку хочется посмотреть спектакль и увидеть что-то новое, то ему понравится. Хотя так, конечно, сложно рассуждать. Нужно у самого зрителя спрашивать.
– Почему для главной роли в спектакле «Мальчик мой» вы выбрали именно Алексея Дуганова?
– В большинстве своем мы берем в работу пьесы, которые заинтересовали нас своим посылом и наполнением. Дальше уже начинается подбор актеров. А бывает и так, что спектакли получаются в результате некоего стечения обстоятельств. Например, ты понимаешь, что этот актер хорошо справляется с определенными ролями, он отлично отыграл бы какого-нибудь конкретного героя, и тут тебе попадается подходящая пьеса, она как бы сама находит актера. В случае с «Мальчик мой» произошло именно так.
– Как вы узнаете о новых пьесах?
– На помощь всегда приходит Интернет. Сейчас только абсолютный лентяй не найдет там то, что ему нужно.
– А почему вы выбрали именно пьесу «Мальчик мой»? Чем она зацепила?
– На мой взгляд, проблема, которая поднимается в произведении, очень актуальна. Я замечаю, что внутри общества в целом и в том числе у подростков – особенно у юношей – сильно смещено понятие мужества. Что же такое мужество? Мне кажется, что сейчас мужеством считается образ некоего физически здорового человека. Если человек достаточно физически одарен и способен другому дать отпор, ударить – значит этот человек мужественный. А если кто-то не способен обидеть, и, грубо говоря, не отнять еду, будучи голодным, у другого – это не мужество, по мнению большинства в современном мире.
– То есть этим спектаклем вы хотели разрушить миф о правильном понимании мужества?
– Нет, не совсем так. По моему глубокому убеждению, спектакль и театр в целом не может дать ответа ни на один вопрос, что-то кому-то объяснить. Постановка может только задать вопрос или предложить тему, над которой можно вместе со зрителем порассуждать. Но – это моя личная позиция – театр не должен учить, назидать. Поэтому мы можем только взять какую-то тему – в данном случае тему мужества – и поговорить о ней. Мне это показалось очень важным, и мы пытаемся, играя на сцене, о ней разговаривать.
– Хорошо. А новая постановка «Жанна Д. Ура!» – она закрывает сезон?
– Она открывает новый сезон! Мы очень хитрые: утром закрываем, вечером открываем. Но да, семнадцатого числа мы открыли новый сезон.
– Ого! И последний вопрос: что же нам ждать от «Периферии» в будущем?
– Ух-х… На это очень сложно ответить… Пока никаких прогнозов на будущее не смогу дать. Надеюсь, что мы будем живы. Надеюсь, что мы сможем работать и ставить новые хорошие спектакли.
Беседовала Алина Валишова