Александр Огарев: “Профессия режиссера открывает новые миры”
Худрук Драмтеатра — о творчестве, новых спектаклях и “своей” Астрахани
Продолжая рубрику #творческиелюди, мы отправились в Астраханский драмтеатр, чтобы встретиться с Александром Огаревым — художественным руководителем и режиссером в одном лице. Получилась крайне интересная беседа — не только о новых постановках, но и о современной режиссуре, учителях в профессии, экспериментах в театре и многом другом. Читайте далее в нашем интервью.
— По первому образованию вы актер. Как начинался ваш театральный путь? Мечтали об этом с детства?
— Нет, в детстве я не стремился к профессии артиста. Моя сестра училась в хореографическом училище при театре в другом городе. А летом она приезжала на каникулы и организовывала разные тренинги для балерин, в которых я ей помогал. В связи с этим мне не очень нравились все эти занятия. Но после того, как сестра ушла из хореографического в театральное училище, мои взгляды поменялись. Тогда мы жили в Сочи, и летом к нам стали приезжать ее друзья — такие шумные компании, с которыми было очень весело. И меня заинтересовала эта среда. В 10 классе я решил поступать в театральный институт в Москве. Но так как слишком поздно спохватился, то никуда не поступил. Через год поехал в Воронеж и сразу же поступил на актерское отделение. После учебы отслужил в армии. И снова продолжил актерскую деятельность.
— А уже потом случился ГИТИС – внезапно или осознанно? И почему все-таки режиссура?
— Идею стать режиссером я достаточно продолжительное время обдумывал. А само поступление было внезапным. Это был 1988 год. Попробовав себя в самостоятельных работах, когда я служил в Краснодарском театре, решил поступать и поехал в столицу. Прошел огромный отборочный конкурс — и мне удалось сразу поступить на режиссуру. Хотя испытание было сложное — порядка 20 дней шли экзамены, которые я сдал на «отлично».
— Что для вас самое сложное в этой профессии?
— Как и в любой профессии, сложностей много. Трудно назвать приоритетные. Сегодня может быть одна, завтра другая — это совсем не конвейерная работа. Но эти сложности чаще всего творческие, и их приятно преодолевать.

На репетиции спектакля «Вдох-выдох»
— Театральному режиссеру помогает актерское образование и актерский опыт? Если да, то в чем?
— Конечно. Во времена учебы по режиссуре мой преподаватель Анатолий Васильев учил нас, чтобы мы не теоретизировали, а каждый раз сами выходили на площадку — и таким образом — по себе — проверяли свои идеи и их воплощение. Одно дело разобрать пьесу, текст, фрагмент… Другое дело — как это сыграть. Две совершенно разные сферы. И если ты умеешь делать и первое, и второе, то, конечно, это облегчает общение с актерами. Ты доказателен и можешь проигрывать действие. Ты не предполагаешь, а точно знаешь, что это возможно.

На репетиции спектакля «Татуированная роза»
— Расскажите немного о периоде работы в «Школе драматического искусства». Это, действительно, «школа»?
— Это профессиональный театр — школа. Анатолий Васильев — хорошо известный театральный режиссер и педагог. Он первым в стране организовал такой формат театра. В конце 80-х ему пошли навстречу, потому что он был тогда очень знаменит, много гастролировал по Европе, миру.
И родился театр, который был направлен на изучение театрального искусства.
До него тоже были подобные объединения. К примеру, театр знаменитого польского режиссера Ежи Гротовского. Ему в Италии выделили целое здание, и он мог не показывать спектакли годами, а просто заниматься изучением. А Васильев организовал закрытый театр, в который брал профессиональных актеров и обучал их своей методике. Иногда открывал свои занятия, делился с теми, кто так же горел искусством, и они, в свою очередь, могли увидеть эти удивительные постановки.
Анатолий Васильев — человек-гений, который перевернул мое представление о театре. До него я знал о театральной деятельности с ремесленной стороны. Здесь я понял, каким бывает театр, когда это искусство.

Школа драматического искусства. Спектакль «Макбет». Режиссер: Александр Огарев
— Не можем не спросить и про ЛЕС. Его полное название стало отражением вашей работы – это было Ежедневное самовозгорание? Или это вообще ваше режиссерское кредо, вне зависимости от места работы?
— В 2016 году, достаточно постранствовав, из Томского театра я вернулся в Москву, в Школу драматического искусства (хотя на самом деле и не уходил — трудовая книжка находилась все еще здесь). И на этой площадке образовалось объединение, которое я шутливо предложил назвать лабораторией Ежедневного самовозгорания. Мы, действительно, ежедневно занимались творчеством, неким «самовозгоранием». Как намек на то, что это, в первую очередь, любимое дело, а потом уже другие задачи. Мы этим в буквальном смысле жили. Это была труппа, с которой я постоянно работал. То, что мы делали, входило в репертуар, но было больше свободы в плане выбора материала. И наши зрители приходили с расчетом увидеть что-то экспериментальное, а не традиционное.
— Вы ставите спектакли не только в России. Расскажите про свои зарубежные постановки.
— Я много ставил спектаклей в Хорватии. Так получилось, что все началось с Москвы. В 2006 году в театре имени Пушкина я поставил пьесу хорватского драматурга Мате Матишича «Дети священника». И когда мы «повезли» спектакль на гастроли в Хорватию, он имел там успех. В результате меня стали приглашать в качестве режиссера в прекрасный город Сплит, расположенный на берегу моря. Невероятное место с ощущением свободы. Сплитчане такие неторопливые, мудрые жители. Один хорватский актер мне рассказал, что впервые увидел бегущего человека в Загребе, когда ему было только 7 лет. Настолько в этой стране были разные темпераменты.
Также в Загребе ставил спектакли. Одна лаборатория была в Румынии, в Эстонии. Еще помогал Анатолию Васильеву ставить постановку во Франции.
— В Астрахань вы приехали с огромным багажом театрального опыта. Наши театры смогли вас чем-нибудь удивить?
— Меня удивило, что в Астрахани — в частности, в театре драмы — очень жаждущая труппа работает, все хотят и готовы слушать непривычные рассуждения о театре. Еще у нее огромное желание преобразовывать все в результат. Конечно, это хорошая составляющая, чтобы начать работать. Также удивился огромному Театру оперы и балета для сравнительно небольшого города. Огромное здание, в котором задействованы разные специальности: балетная и оперная труппа, полный оркестр и большой хор. И при этом все не выглядит обрубочно. Порадовало, что Астрахань стремится соответствовать имиджу высококультурного города.
— Какие постановки здесь вы увидели и появились ли у вас любимые астраханские спектакли?
— Я был пару раз в оперном театре на постановке и концерте, посвященном Чайковскому. Посещал ТЮЗ, в Доме актера был членом жюри конкурса самостоятельных актерских работ. Ходил в музеи. Потихонечку осваиваю культурное пространство (улыбается).
— Что касается Драмтеатра, можете назвать три лучших спектакля в действующем репертуаре — на ваш взгляд?
— Мне нравится спектакль «Пятая печать», предыдущего худрука Игоря Лысова. Детский спектакль «Волшебное кольцо». И еще мне нравится, как существуют актеры в спектакле «Огонь страстей желанных» по пьесе Чехова. Все они не прячутся за дурными масками, очень личностно все проживают. В постановке солируют Наталья Вавилина, Игорь Вакулин, Павел Ондрин. В частности, впечатлила роль Вакулина. Это похоже на современный сторителлинг — будто все, что происходит с героем, касается его лично. Он рассказывает все очень живо, как человек, который существует в нашей среде. И зрители очень отзываются, необыкновенная атмосфера царит в зале.
— Какому соотношению классики и современной драматургии вы отдаете предпочтение – как художественный руководитель и режиссер?
— Во всем должен быть баланс, который постоянно ищется и «витает в воздухе». Мне могут сказать и директор, и администратор, что у нас недостаточно классики. И я начинаю думать в этом направлении. Или в какой-то момент понимаю, что мы перебрали классики, и надо высказаться современным и ясным языком. Классика всегда облечена в архаичную вербальную оболочку. Поэтому смыслы будто прячутся, находятся на глубине. А современная пьеса своим языком прямо и открыто называет проблемы. Иногда хочется простой конкретики.

«Вдох-выдох». Режиссер: Александр Огарев
— В январе состоялась премьера «Вдох-выдох» — яркий пример современного театра. Планируете ли новые эксперименты в театральном подвале? И какого зрителя вы там ждете?
— Конечно, нам хотелось бы, чтобы больше приходило молодых. Чувствуется, что именно у молодежи в Астрахани есть скепсис к театру. Поскольку «Братья Карамазовы» отодвинулись на осень, мы сейчас готовим 4 современные пьесы. Одна из них посвящена блокадной истории «Умирает мальчик Ленька» — он умирает в своей квартире, и ему грезится Африка со своей красочностью и свободой. История заключается в том, что спасти героя нельзя, но нужно ему показать напоследок кокос. Очень трогательная история. Мы ее хотим отрепетировать к 9 мая.
Из конкурса «Сториес», где был членом жюри, я «выудил» три пьесы, которые мы объединим в одну постановку. В планах — сделать представление этих пьес в разных залах театра, чтобы получилась одновременно экскурсия по Драме и по воображаемому городу, где будут происходить разные человеческие истории. Мы выбрали эти новеллы, потому что они большого эмоционального накала. Прежде всего, ее герои существуют в чувствах. Мне кажется, что они тронут каждого.
— Астраханский зритель отличается, скажем, от зрителей в Томске, Краснодаре, Москве? – вам есть, с чем сравнивать.
— Чтобы кардинально, то нет. Астраханский зритель спокоен, уравновешен, с неэкзальтированными требованиями. Основная масса приходит в театр, чтобы увидеть красивое, убедительно-эмоциональное и визуально радующее глаз представление. Традиционные черты, как в каждом городе.

Зарисовка AstraKult на тему «Братьев Карамазовых» в «Драме»
— Расскажите немного про процесс подготовки к «Братьям Карамазовым». Наверняка, вы готовите что-то совершенное новое в Астраханской театральной жизни?
— У нас читательский интерес. Федор Достоевский — мой любимый писатель. Перечитывать и погружаться в его произведения — это всегда особое удовольствие. Мы сейчас берем эти сцены из романа «Братьев Карамазовых», изучаем. И я поражаюсь, насколько это невероятно! Нельзя себе представить ни одного русского и зарубежного писателя, который бы так описывал внутреннюю ситуацию человека или его идейный мир. И насколько русская душа фантастична и парадоксальна в своих безумных идеях и их воплощениях. Все русские идеи одна другой хлеще. Они сталкиваются, спорят, куда-то идут. Все это вместе образует вымышленный город Скотопригоньевск, где происходит действия «Братьев Карамазовых». Для меня это произведение о русском абсурде, о русском аде и о русской неповторимой и непередаваемой красоте.
— Интересно узнать и про прошлогоднюю премьеру «Татуированная роза» по пьесе Теннесси. Как, например, происходил выбор музыкального сопровождения?
— Я чаще всего сам выбираю музыку. Всегда пытаюсь для себя открывать новых исполнителей. Вконтакте более 11 тысяч наименований музыкальных композиций. Люблю классическую и современную, «неизбитую» музыку. Все время слушаю «с прицелом», чтобы потом использовать трек в своей работе. Не люблю легковесные композиции. Мне важен драматизм, который может присутствовать в песне. На «Татуированную розу» у нас был плейлист из более 150 названий, из которых мы выбирали Те самые. Причем к каждому спектаклю я стараюсь отбирать музыку, не одинаковую по тональности и звучанию, а именно чтобы она могла бы помочь игре актеров, замыслу сюжета, пиковому моменту — то есть с разных ракурсов.
— У вас уже был опыт совмещения актерской и режиссерской профессии. Можем ли мы рассчитывать увидеть вас на сцене «Драмы»?
— У меня нет стремления быть на сцене. Но если вдруг возникнут такие обстоятельства, то может быть. Недавно, кстати, я выступал 8 марта в капустнике для нашего женского коллектива.
— Вы уже более полугода как житель в Астрахани. Удалось почувствовать себя астраханцем? Появились ли любимые места для прогулок? Вещи, которые здесь вдохновляют… Вообще быстро привыкаете к новым местам?
— Я с детства всегда передвигался. Родился в Воронежской области, затем мы переехали в Магадан, в Сочи переехали из Украины. У меня мама путешественница, всегда возила меня в отпуск, в горы, с палатками. И я такой же мобильный, люблю ездить и достаточно быстро адаптируюсь к новым обстоятельствам. Тем более Астрахань — это не экстремальное приключение. Приятный, своеобразный, оригинальный город с собственным духом и атмосферой. Я точно могу сказать, чем Астрахань отличается от Краснодара — здесь более свободные и открытые люди. Мне здесь комфортно и приятно. Люблю гулять по улице Советской. Эта прогулка стала для меня ежедневным ритуалом. Совершаю променад вокруг Братского сада, прохожу мимо Кремля. Еще астраханская изменчивая погода добавляет свою изюминку, и эти красивые места предстают с самых разных сторон. Старинные дома тоже впечатляют своей историей, тайной.
— И напоследок, поделитесь своим напутствием для тех, кто тоже выбрал путь режиссера.
— Режиссер — этот тот, кто берется за реализацию театрального действа. И когда он становится на этот путь, то начинает понимать, насколько он мало разбирается в природе, философии, психике человека, в искусстве, в мифологии — во многих вещах. Появляется чувство безысходности и отчаяния, заставляющее двигаться вперед, изучать, присваивать, быть любопытным, быть откликающимся. Если приходить в эту профессию с намерением удивить мир, то я не думаю, что все получится. Ведь профессия режиссера — открывает новые миры, заставляет ощущать себя внутренним путешественником. И если вы любите такие путешествия, готовы переносить тяготы такого «путника», то идите — и вы, действительно, многое там найдете. Если же вы пойдете за славой, то она вас разочарует.
Беседовала Малика Родина
СПРАВКА
Александр Огарёв родился 3 сентября 1961 года. Окончил театральное отделение Воронежского института искусств. Работал актёром в театрах Гродно, Краснодара, Тольятти.
С 1988 по 1992 года учился на режиссёрском факультете Российской академии театрального искусства (ГИТИС), в мастерской Анатолия Васильева. После академии в должности режиссёра-постановщика работал в театре «Школа драматического искусства». Также выступал в качестве актёра в спектаклях. Преподавал семинары в различных проектах и лабораториях театра.
Главным режиссёром Краснодарского академического театра драмы имени Максима Горького Александр Анатольевич являлся с 2011 по 2013 года. Затем, до 2014 года занимал пост художественного руководителя актёрского курса в Российской академии театрального искусства. С 2014 по 2016 года работал главным режиссёром Томского областного театра драмы.
Творческую Лабораторию Ежедневного Самосгорания «ЛЕС» в Московском театре «Школа драматического искусства» Огарёв возглавил в 2016 году.
На протяжении творческой деятельности он ставил спектакли как в зарубежных театрах Италии, Франции, Румынии, Эстонии, Хорватии, так и в российских театрах: «Современник», РАМТ, Содружество актёров Таганки. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (2011) в номинации «Эксперимент» (за постановку оперы А. Маноцкова «Гвидон» в «ШДИ»).
В 2014 году ему присвоено звание «Заслуженный артист РФ».